Бюджет медицины в России на 2021 год по статьям расходов
Финансирование проекта «Здравоохранение»
Как и прежде, больше всего средств заложили в национальный проект «Здравоохранение». На его реализацию направят 240 млрд. руб. По плану, в 2022 году выделят чуть больше денег — 251,1 млрд. руб., но уже в 2023 году финансирование сократят до 212.1 млрд. руб. Планируется, что часть средств направят на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.
Бюджет на разработку вакцины от COVID-19
Правительство продолжает вкладывать средства в разработку вакцины против новой коронавирусной инфекции. В этом году на это выделят на 138,1 млрд. руб. больше, чем в предыдущем. В правительстве уверены, что расходы оправданы, ведь если получится победить пандемию, то не будет необходимости содержать ковидные госпитали, выделять средства на лечение коронавируса и платить медикам из «красной зоны». Более того, удастся уберечь жизнь и здоровье граждан. Учитывая затраты, невольно закрадывается мысль, что вакцинация все же станет добровольно-принудительной.
Средства на развитие первичного звена здравоохранения
На развитие первичного звена здравоохранения выделят около 90 млрд. руб. С учётом текущей ситуации, этих денег мало. Пока восстанавливают и модернизируют одни больницы, другие разваливаются. Проблема особенно остро стоит в отдалённых регионах, о которых в правительстве принято забывать.
Вложение денег на закупки препаратов
Чиновники решили сэкономить бюджет здравоохранения на 2021 год в России
за счёт сокращения расходов на централизованные закупки препаратов, которые предназначены для лечения орфанных заболеваний. На приобретение медикаментов выделят меньше средств. Урежут финансирование на 6,4 млрд. руб. в 2021 году, на 6,7 млрд. руб. в 2022 и на столько же в 2023. Это означает, что некоторые неизлечимо больные люди так и не получат медицинской помощи, соответственно, качество их жизни не улучшится.
Однако есть и хорошие новости. На лечение 14 высокозатратных нозологий предусмотрено 64 млрд. руб. в 2021 году и 66,9 млрд. руб. ежегодно в 2022–2023 годах. Также проиндексировали и норматив финансовых затрат на обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан с 860,6 руб. до 886,4 руб., а объём субвенций регионам увеличили на 1,03 млрд. руб., то есть до 38,8 млрд. руб. в год.
Возвращение медиков в село
В последние годы россияне жалуются на снижение доступности медицины: достойная и квалифицированная медицина осталась только в мегаполисах. Особенно остро эта проблема стоит с получением первичной медицинской помощи в сельской местности и труднодоступных районах. Более 20 тысяч населенных пунктов не имеют возможности получить срочную медицинскую помощь. Бюджет финансирует Минздрав по минимуму: только капремонты и строительство с закупкой оборудования.
В нацпроекте «Здравоохранение» на 2019-2024 гг. запланировано строительство более 360 новых объектов и обновление более 1,2 тыс. объектов сельского здравоохранения – фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), врачебные сельские амбулатории, а также закупка мобильных медицинских комплексов для населённых пунктов, где проживают менее 100 человек. В итоге жители небольших населённых пунктов смогут получить медпомощь по месту жительства, без поездок в районные поликлиники.
Будут оборудованы 80 вертолетных площадок для развития санитарной авиации на случай экстренных госпитализаций.
Ранее в целях повышения доступности медицинской помощи сельскому населению и повышения укомплектованности медицинских организаций, расположенных в сельской местности, с 2012 г. осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам по программе «Земский доктор».
Раку и инфарктам – бой!
Основная борьба на медицинском фронте развернется с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В рамках нацпроекта получит развитие инфраструктура –будут созданы новые и модернизированы имеющиеся сердечно-сосудистые и онкологические центры.
Самые большие ассигнования направлены на борьбу с онкологическими заболеваниями.
До 2024 года в нацпроекте предусмотрено строительство двух онкологических диспансеров, в Томской и Костромской областях, а также строительство пяти онкологических корпусов в Мордовии, Хакасии, Башкортостане, Волгоградской и Липецкой областях.
Запланировано переоснащение не менее 140 региональных сосудистых центров и 469 первичных сосудистых отделений, включая оборудование для ранней медицинской реабилитации. Часть первичных сосудистых отделений будут дооснащены оборудованием для рентген-эндоваскулярных вмешательств. Регионы планируют закупить 223 магнитно-резонансных томографа, 495 компьютерных томографов и 278 ангиографических систем.
О проекте:
Национальный проект РФ «Здравоохранение» является развитием одноименного приоритетного нацпроекта, стартовавшего в 2016 году. Паспорт нацпроекта был утвержден 3 сентября 2018 года. Реализация его началась 1 января 2019 года.
Основными целями стали ликвидация кадрового дефицита в организациях, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профосмотрами не реже одного раза в год и повышение доступности и качества первичной медпомощи, в том числе в отдалённых местностях.
Национальный проект РФ «Здравоохранение» включает в себя 9 целевых показателей. Среди основных:
- снижение смертности населения трудоспособного возраста с 455 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 350 в 2024 году;
- снижение смертности от болезней системы кровообращения с 565 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 450 в 2024 году;
- снижение смертности от новообразований, в том числе от злокачественных с 199,9 случая на 100 тысяч населения до 185 в 2024 году;
- снижение младенческой смертности с 5,5 случая на 1 тысячу родившихся детей до 4,5 в 2024 году;
- охват всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами с 39,7% в 2018 году до 70% в 2024 году.
В рамках проекта РФ «Здравоохранение» планируется завершить формирование сети национальных медицинских исследовательских центров. К 2024 году она должна насчитывать не менее 27 центров. Во всех регионах образовать сеть центров амбулаторной онкологической помощи, обеспечивающих своевременность и комфортность прохождения диагностических процедур. Создать федеральные центры протонной терапии (для онкобольных). Развить профилактическое направление в педиатрии. Обучить не менее 10 тысяч врачей-специалистов по профилям «Акушерство и гинекология», «Неонатология» и «Анестезиология и реаниматология» (в 2019-2024 годах). Повсеместно внедрить процедуру аккредитации медицинских специалистов (к 2024 году). Обеспечить гражданам в личном кабинете «Моё здоровье» на едином портале госуслуг доступ к записи на приём к врачу, получению сведений об оказанных медуслугах и электронным медицинским документам (к концу 2024 года).
Планируется, что уже в 2021 году в России во всех без исключения городах с населением более ста тысяч человек будут медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. Также в рамках нацпроекта экспорт медицинских услуг вырастет в четыре раза: с $250 млн до $1 млрд.
Финансирование здравоохранения — перспективы А.Кудрина
«При уточнении национальных целей и нацпроектов этому приоритету будет уделено особое внимание и ближайшие четыре года, я думаю, многие сконцентрируются на улучшения качества здравоохранения». А.Кудрин отметил что Центр стратегических разработок при подготовке предложений президенту РФ предлагал увеличить финансирование здравоохранение на 0,8% ВВП
«Это в нынешних ценах примерно означало бы на 800 млрд руб. дополнительно. Мы считаем без этого не будет приведена в надлежащее состояние и первичная система, не перейдем на телемедицину, которая сейчас оказалось так востребована в этих условиях»
А.Кудрин отметил что Центр стратегических разработок при подготовке предложений президенту РФ предлагал увеличить финансирование здравоохранение на 0,8% ВВП. «Это в нынешних ценах примерно означало бы на 800 млрд руб. дополнительно. Мы считаем без этого не будет приведена в надлежащее состояние и первичная система, не перейдем на телемедицину, которая сейчас оказалось так востребована в этих условиях».
Отечественный опыт оценки госпрограмм
Исследование отечественного опыта развития методик формирования, реализации и оценки эффективности госпрограмм показало следующее.
1 Отсутствие унифицированного подхода к оценке эффективности реализации государственных программ в субъектах РФ.
2 Различные подходы к проведению оценки эффективности даже в рамках одного субъекта России.
3 Различные подходы к построению математического аппарата методик оценки эффективности государственных программ, применяемых в субъектах РФ. Например, эффективность может оцениваться как отношение достигнутых (фактических) нефинансовых результатов основных мероприятий, подпрограмм и в целом программы к затратам на них. А может — как отношение достигнутого результата только к затратным финансовым показателям.
Наиболее сбалансированной, комплексной и объективной, на наш взгляд, является методика оценки эффективности государственных программ Новосибирской области. Но в целом, к сожалению, ситуация следующая: несмотря на достаточно длительный период применения программно-целевого метода бюджетирования и большое количество попыток оценки эффективности реализации программ в регионах РФ, применяемые методы оценки результативности и эффективности являются формальными и не дают жителям ясного представления о реальном вкладе программ в социально-экономическое развитие территории.
В отечественном опыте отсутствует практика мониторинга хода реализации госпрограмм. В качестве такового, на наш взгляд, могла бы выступить экспертиза отчетов о ходе исполнения госпрограмм. В этом случае при проведении экспертизы годового отчета об исполнении госпрограмм можно использовать интегральную оценку эффективности их реализации с применением весовых коэффициентов целевых индикаторов. Это позволит вывести качественную характеристику реализации программы на основании соотношения оценки результативности реализации программы и уровня ее финансового обеспечения, а именно: эффективная, недостаточно эффективная, неэффективная.
Финансирование здравоохранения — вопросы
Вопросов по финансированию здравоохранения множество. Главный из них — за счет каких статей бюджета будет финансироваться здравоохранение и вся социальная система в целом. На данный момент у российской государственности совсем другие приоритеты и финансирование социальной сферы только падало.
Второй момент что озвучена телемедицина, которая не позволяет обеспечивать полноценную медицинскую помощь в России. Интересно что министр здравоохранения М.Мурашко тоже озвучивал информатизацию здравоохранения как главное направление реформы.
По словам Мурашко, те расходы, которые понесло государство, закрыть системой ОМС нельзя, ведь траты были серьезными – например, дооснащение коек. Так что на помощь пришел федеральный бюджет. Но то, “что система ОМС должна трансформироваться, однозначно”, добавил он.
– Во-первых, информационные технологии должны прийти туда более глубоко, мы должны видеть систему расчетов, персонификацию, мы должны понимать, куда что уходит, – сказал министр.
Он пояснил, что речь идет не об оптимизации, а главной задачей реформы должна стать прозрачность системы.
– Речь идет о том, чтобы понимать, где за что заплатил и какой результат, – добавил Мурашко.
Картина вырисовывается не самая радостная…
Также будет полезно почитать информационный бюллетень Счетной Палаты посвященный здравоохранению от февраля 2020 года.
Откуда и куда движется наша медицина?
Состояние здравоохранения вызывает усиливающуюся тревогу в российском обществе. По данным соцопроса ВЦИОМ, деградацию отечественной медицины россияне считают одной из трех наиболее острых проблем страны (после низкого качества жизни и слабой экономики). Граждане ждут от государства большего сосредоточения сил в первую очередь именно в здравоохранении.
Тем не менее, доля государственных расходов на здравоохранение на душу населения в России в 3,2 раза меньше, чем в западноевропейских странах.
По показателю ожидаемой продолжительности жизни Россия занимает 110-е место в мире, а разрыв со странами ЕС (80,9 года в 2014 г.) составляет 10,5 года. Особенно тревожна ситуация со смертностью мужчин в трудоспособном возрасте. В последние 16 лет неуклонно растет заболеваемость населения.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), показатель вероятности умереть для мужчин в возрасте от 15 до 60 лет в России почти в 2 раза превышает среднеевропейский показатель (325 и 168 на 1000 чел. соответственно, в 2015 г.). Лишь в 18 африканских странах и Сирии этот показатель выше, чем в России.
В 2005 году стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье» – программа по повышению качества медицинской помощи. На ее реализацию в 2009-2012 годах было потрачено более 600 млрд рублей. По ее итогам 2009 года средняя продолжительность жизни в России увеличилась с 65,4 года до 69 лет.
По отчетам чиновников, удалось добиться снижения показателей материнской и младенческой смертности. В регионах построены 14 федеральных центров высоких медицинских технологий (по профилям «сердечно-сосудистая хирургия», «травматология, ортопедия и эндопротезирование», «нейрохирургия»). Число больных, получивших высокотехнологическую медицинскую помощь, возросло за период с 2005 по 2015 г. в 13,7 раза (с 60 тыс. до 823,3 тыс. чел.).
Однако, по мнению критиков, «впрыск» финансовых ресурсов в систему здравоохранения не дал ожидаемого эффекта: на поставленном оборудовании оказалось некому работать, а расходные материалы быстро закончились.
Несмотря на то, достигнутые улучшения, по большинству показателей состояние здоровья населения остается неудовлетворительным, мы отстаем от развитых стран.
В 2010 году был принят закон об обязательном медицинском страховании, началась «оптимизация» здравоохранения. Реформа имела целью в оптимизацию расходов за счет закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений и в результате привела к массовому закрытию больниц и падению качества медицинской помощи в России.
Так, по данным экспертов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) в 2000–2015 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс., а количество больничных коек – в среднем на 27,5% (в сельской местности – почти на 40%).
Счетная палата РФ пришла к выводу, что «оптимизация» привела к снижению доступности медицинской помощи: за 2000–2015 годы увеличилась заболеваемость населения: осложнения при беременности и родах увеличились на 39,1%, выявленные новообразования – на 35,7%, заболевания системы кровообращения – на 82,5%.
Нацпроект: ресурсы без реформы?
Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова, выступая на правительственной комиссии по региональному развитию, признала, что нацпроект «Здравоохранение», не решит все проблемы отрасли.
По оценке академика РАН, доктора медицинских наук Валерия Пузырева, износ оборудования в российских клиниках из-за недофинансирования составляет 78%, заявил он на общем собрании сибирского отделения российской академии наук (РАН).
В аналитическом докладе «Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития» (Москва, 2017 г.) эксперты НИУ ВШЭ увидели 4 возможных сценариев для развития отечественного здравоохранения до 2025 г.: «инерционный», «жесткие реформы», «только ресурсы без реформ», «реформы плюс ресурсы».
Нацпроект «Здравоохранение» более всего напоминает вариант «ресурсы без реформ»: при увеличении финансирования на отдельных приоритетных участках вопрос о реформе страховой медицины не ставится как таковой.
В то же время по оценкам экспертов, основная проблема медицины в России – неэффективность действующей системы ОМС, поскольку тарифы не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи.
Корпорации укрепляют трудовое здоровье
Как отмечают эксперты в отрасли здравоохранения, реализация нацпроекта не означает, что государство взяло курс на исключение медицинской помощи из списка государственных гарантий.
Так, например, по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, в 2018 году дефицит территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи составляет 65,9 млрд рублей.
Определенные изменения произойдут в этой связи и в структуре здравоохранения. По итогам 2016 г. на частные клиники приходилось только 1,1% расходов ОМС. Тем не менее, рынок российской частной медицины ежегодно в среднем растет на 5,9%. Все больше коммерческих клиник и центров участвуют в программе ОМС, чтобы увеличить прибыль в непростых условиях. Сегодня году доля частных клиник в системе ОМС достигает 30%. Наиболее крупные сегменты платной медицины в России – стоматология, диагностика, гинекология и урология.
Смежный нацпроект, «Демография», предусматривает программу формирования системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.
Реализация корпоративных программ укрепления здоровья способствует снижению количества страховых случаев, связанных с профессиональной заболеваемостью. Корпоративное ДМС помимо прочего позволяет бизнесу за счет поддержанию здоровья сотрудников добиться большей эффективности.
Компании и предприятия, на которых внедрены корпоративные программы по дополнительному медицинскому страхованию и укреплению здоровья работников, получат дополнительные налоговые льготы.
Согласно опросу, проведенному компанией Kelly Services, 67% россиян считают ДМС самым важным фактором для работника после зарплаты.
Новые кадры
Одной из прямых задач нацпроекта является закрытие кадрового дефицита в системе здравоохранения. По оценкам Минздрава, дефицит врачей в России на сегодняшний день составляет 27 тыс. человек, среднего медицинского персонала – более 133 тыс человек. Проект проходит параллельно с аккредитацией медперсонала и должен охватить непрерывным дистанционным обучением не менее 1,88 млн врачей и медсестер.
Более 600 тыс. специалистов повысят благодаря нацпроекту свою квалификацию в рамках непрерывного медицинского образования с использованием интерактивных образовательных модулей посредством портала непрерывного медицинского образования (edu.rosminzdrav.ru).