Определение акустико-мнестической афазии активно используется в нейропсихологии для описания одной из форм речевых расстройств. В этом случае нарушение затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим. В результате значительная часть информации просто выпадает из памяти пострадавшего, из-за чего он не способен ее воспроизвести. Неполноценность слухоречевой памяти нуждается в тщательной диагностике и профессиональной помощи. При своевременном начале терапии и ее комплексной организации прогноз благоприятный. Игнорирование проблемы приводит к ее стремительному регрессу.
Болезнь затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим.
Акустико-мнестическая афазия
У здорового человека слуховое восприятие сопровождается акустическим запоминанием благодаря анализу звукового состава услышанных слов. Этот процесс затормозится, если части информации не связаны друг с другом или внимание слушателя будет отвлечено. При поражении коры головного мозга в средних и задних отделах височной зоны торможение слуховых следов достигает своего максимума. В результате развивается акустико-мнестическая афазия, при которой смысл одного слова утрачивается, когда больной слышит новое. Патология может проявляться также при работе со слогами.
Проведенные исследования показали, что случаи изолированной формы речевого расстройства единичны. Обычно они имеют смешанную природу, при котором проявляется сразу 2-3 механизма поражения нервной ткани. Чаще всего акустико-мнестическая афазия выявляется в остром периоде инсульта. Нередко дефект речи выражен слабо, он может остаться незамеченным на фоне других неврологических симптомов. Иногда его принимают за снижение когнитивных функций ЦНС, нейродинамическое расстройство.
Причины акустико-мнестической афазии
Нарушение речевых функций становится результатом поражения церебральных тканей доминантного полушария. Изменение их структуры может произойти вследствие воспалительного или деструктивного процесса, ишемии или гипоксии, повреждений компрессионного характера. Степень воздействия негативного фактора влияет на выраженность основных и наличие дополнительных симптомов, прогноз течения болезни.
Чаще всего акустико-мнестическая афазия возникает на фоне таких патологий:
- острое нарушение мозгового кровообращения – по статистике, речевые нарушения в той или иной степени наблюдаются примерно у половины пострадавших от инсульта. Это самая распространенная причина афазии. При ишемической мозговой катастрофе она возникает на фоне нарушения кровоснабжения височной области. Кровоизлияние в мозг приводит к давлению на кору полушария вышедшей кровью;
- травмы головы – ушиб или сдавление церебральных тканей не менее опасно, чем их размозжение. Все эти процессы приводят к массовой гибели нервных клеток. Если повреждение будет сосредоточено в определенной области, пострадает слухоречевая память. Окружающие зону поражения ткани дополнительно испытывают воздействия отека и воспаления, что усугубляет ситуацию. Не менее опасны внутричерепные гематомы, приводящие к созданию патологического давления на кору головного мозга;
- церебральные опухоли – ограниченные формирования создают давление на сосуды, питающие нейроны, и сами клеточные колонии. Инвазивно растущие конгломераты проникают в саму структуру тканей, вызывая их разрушение;
- патологии инфекционной или воспалительной природы – подобные заболевания сопровождаются воспалением и отечностью пораженного участка, что сказывается на его функциональности. Ситуация усугубляется компрессией тканей, нарушением в них обменных процессов, сбоем связей между нейронами;
- прогрессирующие дегенеративные заболевания –болезни Альцгеймера, Пика и подобные им по характеру патологии ЦНС сопровождаются избирательным поражением и демиелинизацией височной зоны полушария. На начальных стадиях это проявляется в виде акустико-мнестической афазии, которая прогрессирует и переходит в смешанную форму.
Чаще всего акустико-мнестическая афазия возникает из-за травмы головы.
Иногда причиной речевых расстройств становится сочетанное влияние нескольких факторов. Например, формирование опухоли в месте прохождения крупного сосуда может привести к сужению его просвета или полной блокировке тока крови. Участок, который снабжается всем необходимым за счет этого канала, начнет страдать от гипоксии и ишемии, вызывающих снижение функциональности тканей.
Патогенез
Для патологии характерно сохранение фонематического слуха и артикуляции. Механизм развития расстройства основывается на проблемах со слухоречевой памятью. В теории это становится результатом повышенного торможения слухоречевых следов. На практике акустико-мнестическая афазия приобретает вид забывания услышанных слов после того, как услышаны новые. Дополнительно прослеживается ограниченность слухоречевой памяти, отмечаются проблемы с чтением и письмом.
При поражении задневисочных отделов коры головного мозга высока вероятность развития дополнительной симптоматики из-за нарушения нейронных связей между близко расположенными структурами.
Это проявляется в виде сложностей со словесной интерпретацией увиденного предмета. Пациент прекрасно видит образ и адекватно его оценивает, но не может подобрать слов для его описания.
Симптомы акустико-мнестической афазии
Перечень симптомов, их выраженность зависят от типа и площади поражения церебральных тканей, возраста пострадавшего. Даже размытые признаки патологии позволяют заподозрить наличие проблемы в конкретной области, что помогает сузить площадь поиска очага неврологического недуга. При наличии хотя бы одного из проявлений необходима консультация невролога.
Клиническая картина акустико-мнестической афазии затрагивает такие сферы:
- понимание – срабатывает с короткими, простыми по смыслу конструкциями. Работа с развернутым текстом приводит к появлению ошибок с осмыслением. Такие пациенты начинают волноваться, просить замедлить темп изложения, переспрашивать. Они способны повторять отдельные слова или слоги, но не их цепочки. Из перечня в три слова они могут повторить первое и последнее или вообще только одно. Повторное прослушивание не улучшает показателей;
- объем акустико-речевой памяти –ограничивается называнием единичных предметов. Серии образов вызывают отчуждение словесного смысла. Недостаток понимания больные пытаются компенсировать повышенной активностью, эмоциональностью;
- экспрессивная речь – представлена короткими, но разнообразными фразами. Дополняется паузами и парафразами, которые помогают замаскировать трудности с подбором нужного слова. При попытке использовать сложные в плане фонетической структуры конструкции наблюдается искажение звукового ряда;
- повторная речь – даже при тяжелом течении акустико-мнестической афазии функции практически не страдает. Если и появляются ошибки, то они связаны с проблемами удержания усвоенного текста. Слова, предложенные для повторения, быстро забываются после влияния внешнего раздражителя (перечисления, паузы, вопроса);
- диалогическая речь – за счет наличия возможности воспринимать такую информацию по частям такой тип речевой активности нарушен меньше всего;
- называние – нарушения в сфере зрительного представления приводят к трудностям в назывании предметов. Это распространяется даже на самые простые образы, имена собственные, цифры;
- составление фраз в соответствии с сюжетными картинками – качество описания зависит от речевых возможностей;
- чтение и письмо – само чтение не страдает, а на понимание текста влияют его длина и сложность. Письменная функция «опережает» способность устного изложения. Из-за сложности с восприятием и запоминанием услышанного в письме могут обнаруживаться ошибки.
Болезнь вызывает нарушения в сфере зрительного представления приводят к трудностям в назывании предметов.
Перечисленные симптомы приводят к заметному снижению качества жизни человека, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Дополнительно возникают признаки поражения головного мозга, характерные для конкретного заболевания.
Осложнения
Игнорирование акустико-мнестической афазии, как признака церебральной патологии, приводит к прогрессированию основной болезни. Отказ от целенаправленного лечения самого расстройства со временем делает невозможным общение больного с окружающими. Это приводит к проблемам с социальной адаптацией, отсутствию возможности читать, писать, считать.
Неспособность донести свои мысли до окружающих вызывает у пациента раздражение, провоцирует неврозы, обостряет негативные черты натуры.
Ситуация становится хуже, если афазию принимают за когнитивное расстройство и проводят неправильное лечение. Проблемы с речью закрепляются, шансы на восстановление снижаются.
Диагностика
В большинстве ситуаций признаки акустико-мнестической афазии смазаны, поэтому по одной только клинической картине проблему выявить не получится. В случае подозрения на патологию нужно пройти ряд обследований. Обязательно показаны консультации невролога, логопеда, нейропсихолога, афазиолога. Также требуется выявление причин патологии, оценка состояния головного мозга.
Точный диагноз поможет поставить комплексное обследование:
- оценка неврологического статуса – проводится оценка когнитивных функций ЦНС, рефлексов, исключаются патологии черепных нервов и психических отклонений;
- диагностика речи – с помощью специальных методик и приемов выявляется точный спектр симптомов, их выраженность;
- МРТ или КТ головного мозга – помогают обнаруживать опухоли, воспаления, зоны дегенерации или ишемии, гематомы, последствия травм;
- УЗИ сосудов головного мозга – способ диагностики нарушений мозгового кровообращения;
- люмбальная пункция – необходима при подозрении на инфекционный процесс в черепной коробке.
Диагностировать заболевание можно с помощью МРТ.
Такие подходы помогают не только выявить речевое расстройство, но и дифференцировать его от других форм афазии. Также комплексный подход необходим для исключения нарушений когнитивной сферы.
Лечение акустико-мнестической афазии
Коррекция речевого расстройства невозможна без проведения терапии, направленной на борьбу с причиной дефекта. В зависимости от типа заболевания пострадавшему может быть назначено медикаментозное лечение, хирургическое вмешательство, курс физиотерапии.
Для борьбы непосредственно с афазией используются фармакологические подходы и логопедические занятия. Лекарства назначаются с целью стимуляции кровообращения и обменных процессов в головном мозге. С такими задачами хорошо справляются ноотропы, сосудистые и нейрометаболические составы. Работа с логопедом направлена на расширение объема слухоречевой памяти. Она включает использование карточек, написание диктантов, пересказ прочитанного, разучивание стихов и песен.
Прогноз и профилактика
При отсутствии профильного лечения акустико-мнестическая афазия приводит кстойкому нарушению памяти и речи. Даже при избавлении от основного заболевания расстройству необходимо уделить должное внимание, иначе не исключены остаточные явления на фоне незначительного регресса. Наименее благоприятный прогноз врачи дают при нарушении, вызванном опухолями в черепной коробке. В большинстве случаев профессиональный подход все же позволяет полностью восстановить утраченные функции или довести их до приличного уровня.
Профилактика расстройства заключается в предупреждении развития причин, вызывающих афазию.
Лицам из группы риска рекомендуется регулярно проходить диспансеризацию, дополнительно посещать невролога.
Выявление проблемы на ранней стадии в большинстве случаев становится залогом успешного лечения.
Акустико-мнестическая афазия – это состояние, с которым можно и нужно бороться. На достижение стойкого результата могут уйти месяцы и даже годы, но успех позволит повысить качество жизни пациента, будет способствовать его социализации.