Ребёнок в 6 месяцев в физическом и эмоциональном развитии значительно отличается от малыша, который только появился на свет, он практически ежедневно осваивает новые навыки. Задача родителей – укреплять и развивать новые умения, придерживаться режима дня, повышать иммунитет.
Что умеет ребёнок в 6 месяцев?
К началу шестого месяца вес грудничка в среднем увеличивается в 2 раза, в сравнении с показателями массы тела при рождении, всё тело становится более пропорциональным. Как выглядит среднестатистический младенец в полгода, можно увидеть на фото.
Таблица роста и веса
Показатель | Мальчики | Девочки |
Вес (кг) | 6,4–9,8 | 5,7–9,3 |
Рост (см) | 63,3–72 | 61–70 |
Окружность головы (см) | 41–45,8 | 39,5–44,9 |
Окружность грудной клетки (см) | 41,4–47,6 | 41,6–45,8 |
Параметры роста и веса довольно условные, на показатели влияют разные факторы, при отклонении значений от нормы педиатр учитывает общее развитие, самочувствие малыша.
Согласно ВОЗ, допустимым считается отклонение на 1 кг в весе, и на 2–3 см в росте, в большую или меньшую сторону.
Что должен уметь делать ребёнок в 6 месяцев?
За первые полгода у ребёнка заметно укрепляются мышцы спины и плечевого пояса, большинство детей уже уверенно сидят в этом возрасте, начинают ползать по-пластунски или на четвереньках. Меняется и поведение – дети становятся прекрасными манипуляторами, хорошо выражают эмоции, показывают не только радость, но и обиду.
Основные навыки 6-месячного ребёнка:
- умеет хорошо удерживать равновесие;
- свободно управляет руками – может бросить и поднять предмет, переложить его из одной ладони в другую;
- легко перекатывается в любую сторону;
- некоторые дети пытаются вставать на ноги, подтягиваясь и удерживаясь за крепкую опору, если придерживать ребёнка за грудь, он начинает активно переступать ногами;
- у детей на 6 месяце жизни зрение функционирует практически так же, как и у взрослых – младенец следит за людьми и предметами, хорошо фокусирует взгляд;
- дети начинают выстраивать причинно-следственные связи;
- ребенок отлично знает своё имя, реагирует на обращение к нему улыбкой, понимает простые просьбы;
- быстро находит знакомые предметы, если его об этом попросят взрослые;
- активно лепечет – в речи много слогов, активно имитирует звуки животных;
- умеет есть с ложки, пить из чашки;
- из врождённых рефлексов у младенца остаётся только сосательный, поисковый, хватательный рефлекс.
Дети в полгода очень активные, их нельзя надолго оставлять одних без присмотра. Родителям необходимо устранить все опасные вещи – поставить заглушки на розетки, убрать лекарства, средства бытовой химии повыше, закрепить провода.
Особенности питания и прикорм
В 6 месяцев детей начинают потихоньку приучать ко взрослой пище, в рационе, помимо молока или смеси, появляются новые продукты. Ребёнок в этом возрасте кушает 5–6 раз в день, общее количество пищи в сутки – 1–1,1 л, примерный размер одной порции – 200–220 мл.
Если проблем с весом нет, то начинать прикорм лучше с овощных и фруктовых пюре, грудничкам с дефицитом массы тела лучше давать каши. Но, по мнению доктора Комаровского, лучший первый прикорм – натуральные кисломолочные продукты, поскольку они близки по составу с молоком или смесью, содержат полезные для пищеварительной системы бактерии.
Для начала можно дать грудничку 0,5–1 ч. л. нового продукта, докормить молоком или смесью, за 10 дней объём прикорма увеличить до 180 г, полностью заменить им 1 кормление.
Примерное меню
Кормление | Грудное вскармливание | Искусственное вскармливание |
1 | Молоко | Смесь |
2 | Каша на молоке | Каша с маслом |
3 | Пюре из овощей | Овощное пюре с маслом |
4 | Пюре из фруктов, молоко | Смесь, фруктовое пюре |
5 | Молоко | Смесь |
В полгода искусственники уже спокойно обходятся без ночного кормления, груднички на естественном вскармливании ещё могут требовать грудь среди ночи 1–2 раза.
Признаки отклонений
Все дети развиваются в индивидуальном темпе, но отсутствие некоторых навыков в 6 месяцев должно насторожить родителей, при наличии одного или нескольких признаков проконсультируйтесь с педиатром, он даст направление к нужному детскому специалисту.
Признаки отклонений у полугодовалого ребёнка:
- не умеет переворачиваться с живота на спину и обратно;
- плохо удерживает верхнюю часть туловища в положении лёжа на животе;
- не упирается, не отталкивается ногами, если его поддерживать подмышки;
- наблюдается мышечный гипертонус;
- не умеет перекладывать предметы из одной руки в другую;
- не сидит даже с поддержкой;
- не реагирует на звуки, собственное имя, плохо узнаёт лица знакомых людей;
- в речи присутствуют только одиночные гласные буквы;
- мало двигается, не проявляет интереса к происходящему вокруг, не просится сам на руки.
Доктор Комаровский говорит, что многие дети в 6 месяцев начинают сначала ползать, а потом учатся сидеть самостоятельно, такая последовательность в развитии не считается отклонением от нормы.
Какие проблемы могут возникнуть в 6 месяцев?
К 6 месяцам перестают действовать антитела, которые младенцы получают при рождении от матери, организм грудничка становится восприимчивым к болезнетворным вирусам и бактериям, именно в этом возрасте родителям приходится сталкиваться с первыми ОРВИ.
В полгода начинают прорезываться первые зубы, процесс не всегда проходит спокойно – обильно текут слюни, груднички плохо и беспокойно спят, повышается температура, нередко бывает понос, из-за сильного зуда ребёнок постоянно тянет в рот пальцы, игрушки. Лучший способ справиться с дискомфортом – купить специальный прорезыватель, который предварительно нужно охлаждать, и не забывать регулярно и тщательно мыть.
Согласно календарю прививок, в полгода детям повторно вводят 3 вакцины – АКДС, против полиомиелита и гепатита B. Иногда ревакцинация переносится хуже, нежели первое введение препарата, за несколько дней до процедуры дают антигистаминные препараты.
Но чаще всего родителям шестимесячных грудничков приходится сталкиваться с ушибами после падений, поскольку практически все дети до года умудряются откуда-нибудь упасть.
Если ребёнок упал, паниковать не стоит – природой заложено множество механизмов, которые защищают младенцев от серьёзных последствий при падении. Если ребёнок плачет недолго, уже через час играет, ведёт себя как обычно, то поводов для беспокойства нет, просто нужно понаблюдать за поведением и общим самочувствием несколько дней.
Опасные симптомы после падения:
- вялость, сонливость;
- плач продолжается больше часа, ребёнок не успокаивается даже на руках;
- зрачки имеют разный размер;
- под глазами, за ушами появились гематомы;
- нарушена координация, плохо двигаются конечности;
- приступ рвоты повторяется более 1 раза;
- из носа или уха выделятся кровь, прозрачная жидкость;
- потеря сознания, судороги.
При появлении даже одного из этих признаков, незамедлительно вызывайте скорую помощь, или обратитесь в ближайший травмпункт.
Важно!Если во время прорезывания зубов повышается температура, то показатели не должны превышать отметку в 38 градусов, продолжительность жара – не более 3 дней. Чтобы уменьшить дискомфорт, нормализовать температурные значения, можно дать ребёнку Нурофен или Панадол.
Как развивать шестимесячного ребёнка?
Обучающие игры и занятия оказывают большое влияние на умственное, психоэмоциональное развитие ребёнка. Любимые игрушки у детей в полгода – погремушки, книжки с разными звуками, кубики, пирамидки, спиральки, дети с удовольствием играют с коробками, рисуют пальчиковыми красками, пробуют лепить, собирать крупные пазлы, любят пересыпать крупы, макароны, другие мелкие предметы.
Развивающие игры и занятия:
- больше разговаривайте с ребёнком, сопровождайте рассказ жестами, не забывайте о мимике, меняйте интонации;
- расширяйте словарный запас – называйте все предметы, которые встречаются на пути, показывайте обучающие карточки;
- стимулируйте навык ползанья – кладите на коврик яркую игрушку, пусть ребёнок пытается до неё добраться;
- кружите, подкидывайте вверх, качайте на коленках – такие игры хорошо развивают вестибулярный аппарат;
- слушайте музыку, часто дети уже начинают подпевать знакомые песни;
- делайте гимнастику на фитболе, занимайтесь плаваньем – эти упражнения благотворно влияют на общее физическое развитие;
- играйте в прятки, катайте мяч или игрушку на колёсиках;
- для развития мелкой моторики полезны пальчиковые игры – Ладушки, Сорока;
- привлекайте к делам на кухне – дети с удовольствием погремят крышками, ложками;
- в системе воспитания начинайте прививать культуру питания – приучайте есть на своём месте, аккуратно, показывайте, как пользоваться салфетками.
Специалисты продолжают спорить о пользе и вреде ходунков и прыгунков, но все эти новшества приводят детей в восторг, а маме дают возможность немного передохнуть. Пользоваться помощниками можно и нужно, но не более получаса в день.
Игры на развитие мелкой моторики способствуют формированию правильной речи, улучшают интеллект, умственные способности, но нужно следить, чтобы ребёнок в азарте не проглотил какой-то мелкий предмет.
Режим дня
Соблюдение режима дня – основная составляющая правильного развития нервной системы грудничка. В 6 месяцев дети должны спать 15–16 часов в сутки – 9–10 часов ночью, по 1,5–2 часа трижды в течение дня.
Что входит в режим дня:
- прогулки на свежем воздухе дважды в день, продолжительность зависит от погодных условий;
- к привычным гигиеническим процедурам добавляют уход за ротовой полостью – процедуру нужно проводить специальной насадкой-щёткой, делать это необходимо, даже если первый зуб ещё не появился;
- закаливающие процедуры – солнечные и воздушные ванны, обтирания, ходьба по влажному полотенцу;
- вечернее купание;
- массаж, гимнастика.
Шестимесячных младенцев желательно укладывать в одно и то же время, но по утрам не будить, постепенно ребёнок сам приучается просыпаться.
Шестимесячный ребёнок отличается активностью и любознательностью, активно изучает окружающий мир. Правильный режим дня, полноценное питание, внимание, забота и общение – всё это позволяет детям расти здоровыми и счастливыми.