Поведение, свойственное алекситимии
Патология у каждого больного имеет особенности и симптомы маргинального поведения. Алекситимика психологически разнообразна и с точки зрения особенностей личности — способностей, добросовестности, лояльности, ценностей, поведения и т. д. Внешне такие люди ничем не отличаются от окружающих. Более того, они часто успешны в профессиональной сфере, не требующей эмоциональности.
Людям с алекситимией свойственно конформистское поведение, они не любят конфликтные ситуации, пассивны, не понимают шуток, лицо не выражает эмоций. Почти не встречается экстраверсия – спонтанное проявление чувств, активность, рискованность.
Нарушение психики
Эмоциональность алекситиметиков характеризуется невыразительностью, недостаточностью положительных эмоций, депрессивностью, отсутствием фантазий. Люди с алекситимией редко обращаются за социальной поддержкой.
Основной дефицит личности с алекситимическим складом касается качества межличностных контактов из-за низкой способности сопереживать. Эта черта становится препятствием для построения социальных отношений, особенно интимных. Трудности в распознавании и описании собственных чувств сосуществуют с дефицитом способности распознавать чужие эмоции. Алекситим воспринимается как эмоционально холодный человек, не признающий эмоциональных потребностей партнера или ребенка и не проявляющий интереса к проблемам близких людей.
Такие характеристики потенциально снижают качество жизни больных, что усугубляет их эмоциональные проблемы. Поэтому у таких людей отмечается повышенная частота соматических и психических расстройств, требующих терапии. Конституциональная предрасположенность накладывается на последствия биологического и психологического стресса.
Наследственная предрасположенность
Если в семье по материнской и по отцовской линии есть аллергики, включая второе поколение, то есть дедушек, бабушек и других родственников, то вероятность, что у ребенка будет аллергия — 70%. Если только по материнской или только по отцовской линии, то вероятность составляет 30%. При этом не имеет значения какая именно аллергия была у родственников — на пыльцу, пищевая аллергия или аллергия на кошек.
«Наследуется не конкретная аллергия, а аллергическая реакция в принципе. На что она будет реализована — зависит от жизни каждого человека. Если есть даже маленькая склонность к аллергии, появление ярко выраженной аллергической реакции может быть спровоцировано сопутствующими факторами, как то: загрязненный воздух, прием нескольких различных медикаментов во время заболеваний, употребление пищи с красителями, например, „чупа-чупсов“, а также другими факторами. При этом аллергия может вообще не реализоваться, вы можете прожить всю жизнь и не узнать, что у вас есть аллергия», — пояснила педиатр-аллерголог.
Первый период: с марта по май. Вызван цветением деревьев и кустарников.
Второй период: с июня по июль. Вызван пылением злаковых и луговых трав.
Третий период: с августа по октябрь. Вызван пылением сорных трав и спорами плесневых грибов.
ВИДЫ ПСИХОТРАВМ
Все психологические травмы в детстве можно разделить на 5 групп:
- Травма отвержения. К этому виду относится предательство, игнорирование, изгнание, ревность родителей к своим сиблингам.
- Травма разрыва отношений. Сюда относятся серьезные конфликты, ссоры, фразы родителей вроде «ты мне больше не дочь», «видеть тебя не хочу», «считай, что я для тебя умерла».
- Травма утраты. Это потери близких родственников, к которым ребенок привязан.
- Травмы, связанные со здоровьем. Серьезный диагноз, при котором взрослые постоянно переживают, а сам малыш испытывает разного рода неприятности, связанные с лечением: боль, страх, беззащитность и беспомощность.
- Травмы насилия. С раннего возраста ощущение несправедливости, постоянное чувство страха и беспомощности, отсутствие личных психологических и физических границ.
В эти группы попадают не все психологические травмы у ребенка, встречающиеся в жизни, но эта классификация является наиболее полной из существующих.
ПРИЧИНЫ ДЕТСКИХ ПСИХОТРАВМ
Причиной детской психологической травмы может стать любое событие, имеющее высокую значимость в глазах ребенка. Иногда взрослым и в голову не приходит, что они наносят такую травму малышу, а он ощущает себя в очень травмированном состоянии. Но наиболее часто встречающиеся причины и факторы формирования детских психотравм можно разделить на несколько групп:
- Заболевания. Это может быть как серьезная болезнь с долгим лечением, так и постоянные простудные заболевания, которые ограничивают ребенка в радости детства. Он чувствует себя беспомощным, слабым, переживает, что его неприятное состояние – это навсегда. Повзрослев и преодолев заболевание, человек часто становится чрезмерно внимательным к своему здоровью, постоянно выискивает у себя какие-то симптомы, проходит обследования и начинает переживать из-за того, что обычный насморк может вылиться во что-то более серьезное.
- Насильственные действия со стороны взрослых. Часто родители, пытаясь «вырастить настоящего человека» и желая ребенку «самого лучшего», постоянно давят на него, применяя методы психологического и физического насилия: крик, игнорирование, физические наказания. Отдельной строкой можно выделить сексуальное насилие, с последствиями которого под силу справиться только специалистам с психотерапевтическим образованием. В результате насильственных действий у ребенка формируется страх, неуверенность в себе, низкая самооценка или агрессивность и ненависть ко всему миру.
- Предательство со стороны взрослых. Развод родителей, несправедливость по отношению к малышу и друг к другу – наиболее часто встречающиеся причины из этой группы. У человека формируется чувство вины, сложности во взаимоотношениях с социумом.
- Отсутствие или серьезный недостаток внимания родителей к ребенку. Если в раннем детстве он не получает любви, ласки, принятия, заботы и тактильных контактов, то во взрослом состоянии у него возникнут трудности с проявлением таких действий к другим людям, что осложнит его взаимодействие с людьми, особенно – с противоположным полом и собственными детьми.
- Смерть родственника. Такое событие переворачивает жизнь ребенка, в результате чего он замыкается, перестает общаться, меняет свое мировоззрение. Здесь последствия могут очень разными. Будет лучше, если справляться с ними ребенок будет под наблюдением психотерапевта.
- Зависимость родителей. Ребенок, предоставленный сам себе и постоянно ощущающий свою ответственность за взрослых, редко вырастает психологически здоровым человеком.
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ ПРИ ПСИХОТРАВМЕ
Как избавиться от детских психологических травм? В большинстве случаев ребенку помогают следующие методы психологической работы:
- Разные виды арт-терапии. В рисунках, сказках, лепке малыш освобождается от негативных эмоций, проговаривает свои чувства, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон.
- Песочная терапия. Позволяет расслабиться, встать на место других участников событий, проиграть различные варианты разрешения той или иной ситуации.
- Групповая работа. Подходит для детей старше 10 лет. Ребенок, увидев, что травматичные ситуации пришлось пережить не ему одному, ощущает психологическую поддержку и становится более уверенным в себе.
- Поведенческая терапия. Помогает малышу закрепить в поведении способы предотвращения травматизации. Например, ребенок учится противостоять обидчикам, использующим психологическое насилие.
- Когнитивная терапия. Позволяет ребенку научиться ставить когнитивные процессы выше эмоциональных, в результате чего он становится менее подверженным психологическим травмам.
Не стоит пытаться избавиться от детских психологических травм самостоятельно при отсутствии необходимого психологического опыта, так как это может лишь усугубить ситуацию.
Профилактика и лечение
Систематическая терапия — что делать, когда аллергия уже началась. Необходимо убрать аллерген или снизить контакт с ним. Начать прием антигистаминных препаратов, использовать капли в нос и глаза, спреи в горло. Такая терапия поможет снять форму остроты и тяжесть момента, но не решить проблему.
«Все зависит от конкретных случаев проявления аллергии. Одно дело, когда у ребенка только аллергия на березу, и то не ярко выраженная. И совсем другое, когда реакция на все, и у ребенка не просто заложен нос, и он чихает, а у него и конъюнктивит, и астма, и отек Квинке, и крапивница. В этом случае медицинская медикаментозная активность будет совершенно другая, вплоть до назначения гормональных препаратов, капельниц, домашнего или стационарного режима. Есть люди, у которых очень сильная реакция, и они вынуждены просто не ходить на улицу в тот момент, когда сухо, ветрено и когда теплая погода вначале задерживается, а потом резко теплеет», — сообщила руководитель центра педиатрии GMS Clinic.
Иммунотерапия — профилактика с помощью уколов, капель или капсул, содержащих аллерген. Еще когда растения не начали пылить, в организм ребенка вводится небольшое количество аллергена, например, березы. В организме образуются защитные факторы, и ребенок не проявляет аллергической реакции на данный аллерген. Считается, что три года такой терапии избавляют человека на 12 лет от сильных проявлений или, как минимум, от значимой медикаментозной агрессии.
«Если у человека не очень много аллергенов, и он в нужный момент соблюдает диету и следует рекомендациям врачей, то в скором времени он может вообще забыть, что такое аллергия, что нужно всегда носить с собой капли в нос и антигистаминные средства», — отметила педиатр-аллерголог Надежда Магарина.
Почему психологи всегда копаются в детстве? Правда ли, что оттуда большинство наших проблем и травм?
В подавляющем большинстве случаев это действительно так. Чаще всего клиенты думают, что мы, психологи, ищем виновных в их проблемах, мол, сейчас вместе разберемся, кто виноват, и тогда проблема решится. На самом деле мы ищем причины трудностей и дальше уже можем с ними работать.
До пяти лет ребенок адаптируется к условиям среды: он учится взаимодействовать с родителями, жить, меняться. Некоторые модели поведения, сформированные в этом возрасте, могут в дальнейшем мешать в жизни, отношениях, работе, но далеко не всегда так происходит из-за психологических травм.
Наша психика так устроена, что у одного человека негативное событие может действительно оставить травму и потом разрушать жизнь, а у другого точно такое же событие, часто даже в одной семье, не оставит никакого отпечатка. Это будет просто что-то рядовое, максимум плохое воспоминание. Например, отъезд мамы в долгую командировку может быть травматичным для ребенка и приведет к нарушению привязанности, будет откликаться всю жизнь, а для его брата или сестры пройдет бесследно.
Не все проблемы, которое мешают нам сейчас и с которыми мы приходим к психологу, являются психологической травмой
Но да, практически все психологи будут спрашивать про детство, так как это очень важно.
В чем суть расстройства
Неврастения у детей – это реакция на внешние раздражающие факторы, окружающую среду, какие-либо события. Прогрессировать она может в трех направлениях:
- гиперстеническая – повышенная активность, шумное поведение, эмоциональное возбуждение. Ребенок теряет самообладание, проявляет недовольство по любому поводу. Постоянно меняет вид деятельности, но не может сосредоточиться ни на одном занятии. Преобладает плохое настроение, раздражительность;
- гипостеническая – слабость, плаксивость, пугливое состояние. Сопровождается повышенной утомляемостью. Наблюдается вялость в движениях, снижение интереса к вещам, раньше вызывавших всплеск эмоций;
- переходная – неврастения, при которой симптомы и признаки первых двух видов у детей и подростков проявляются поочередно. Присутствуют серьезные расстройства сна, истощение нервной системы.
В целом это психогенное расстройство, основой которого является противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами (скорее всего, ближайшими родственниками), решаемое непродуктивно, неудачно и нерационально. Оно вызывает тягостные, болезненные переживания. Развивается в детском возрасте, в период формирования личности.
Неврастения – функциональное, обратимое нарушение психики, при котором не происходит органического повреждения головного мозга.
Болезненное перенапряжение психофизиологических потенциалов выводят ребенка из привычного ритма жизни. Не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих, он заранее считает себя неспособным преодолевать трудности. Причин для создания такого состояния можно найти множество, но чаще всего это взаимоотношения с родителями.
Именно самые близкие люди неосознанно рушат внутренний мир малыша. Они не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, проявляют строгость и требовательность. Их чада пытаются соответствовать ожиданиям, но часто запросы завышены и не соответствуют их возможностям. На этом фоне складывается расстройство – неврастения.
У детей ее симптомы выражены ярко, но быстрее поддаются коррекции. У взрослых все намного сложнее. В сознательном возрасте невроз данного типа способен доставить гораздо больше проблем, чем в детстве.
Без соответствующей медицинской помощи у подростков и детей формируются проблемы с социальной адаптацией, трудности в построении отношений со сверстниками, вплоть до развития депрессии. Если же недуг замечен вовремя и приняты соответствующие меры, то приобретенные нарушения нервной системы вполне обратимы.
Бывает и так
Выяснив механизм появления аллергии, ученые смогли объяснить и разнообразие ее форм. В зависимости от того, каким образом аллерген попал в организм, и будет проявляться аллергия. Если он проник через кожу, то у человека начнутся проблемы с кожей: отеки, сыпь, покраснение, зуд. Если через органы дыхания — проблемы с дыханием: удушье, насморк. Если через пищеварительный тракт: поносы, тошнота.
В редких случаях аллергическая реакция действует на весь организм в целом, тогда начинается анафилактический шок. Сначала человек задыхается или покрывается сыпью, потом у него резко падает кровяное давление. Аллергический шок развивается стремительно: с момента попадания аллергена до появления реакции проходит от 5 минут до 3 часов. Тут не обойтись без «Скорой помощи», ведь если вовремя не вколоть адреналин, итогом может стать смерть.
Прошло почти сто лет с появления термина «аллергия». За это время об аллергии стало известно почти все. Остался невыясненным только один вопрос, самый главный: почему возникает сбой иммунной системы, который приводит к аллергии?
Медики разводят руками и говорят о факторах, которые могут влиять на появление аллергии: воздействие солнечной радиации, плохая экологическая обстановка, стрессы, бесконтрольное употребление антибиотиков и других лекарственных средств, неправильное питание, малоподвижный образ жизни. А ученые с грустью констатируют, что, не зная точно исходной причины аллергии, нельзя раз и навсегда от нее избавиться. Можно только лечить симптомы аллергии во время обострений, делая жизнь аллергиков более терпимой.
Причины психологической травмы
Психика человека в момент получения психотравмы воспринимает ситуацию как экстремальную. В некоторых случаях она реально таковой является.
Именно накал событий может отвлечь человека от переживаний, поскольку требует от него прямых действий по выживанию. Однако позже, когда беда остается позади, в состоянии покоя психика вновь и вновь начинает воспроизводить драматические переживания. Так возникает посттравматический синдром, который нельзя оставлять без внимания.
Причиной психотравмы может быть уход из жизни близкого человека, развод или разрыв отношений с любимым человеком, официальное подтверждение серьезного диагноза (рак, диабет, аутоиммунные заболевания и т.д). Еще одна категория причин психологической травмы связана с потерей источника дохода или материальных ценностей: увольнение, крах бизнеса, кража или порча имущества и т.п.
Наиболее травматичным и значимым событием для психики человека всегда является угроза смерти — собственной, близкого человека, ребенка, родственника. Иногда – даже абсолютно незнакомого человека. В этом случае включаются эмпатия, сострадание. На этом феномене, кстати, выстраиваются события остросюжетных фильмов, киноэпопей в жанре «пост-апокалипсис». Страх смерти и невозможность реализовать инстинкт выживания в угрожающей ситуации – доминирующее по стрессогенности событие, с ним не сравнится ничто другое. Причем совершенно необязательно самому участвовать в драматичных событиях. Главное, чтобы они так или иначе эмоционально затрагивали индивидума. Нередко таким психотравмирующим фактором становится просмотр новостей и новостных репортажей из горячих точек. Если вам трудно отграничить себя от драматических событий, которые происходят не с вами, лучше тщательно фильтровать и дозировать подобную информацию. Ведь своими переживаниями вы никому не поможете, а себе психологическую травму можете нанести.
Существует мнение, что стресс – это личное восприятие произошедшего, и одни и те же события на разных людей влияют по-разному: одна и та же ситуация может стать для кого-то трагедией всей жизни, а для кого-то — всего лишь неприятностью и досадным недоразумением. Однако, согласитесь, трудно найти такого человека, для которого война, голод, смерть близкого человека, вынужденная эмиграция, ограбление и потеря имущества, насилие окажутся всего лишь «досадным недоразумением». Поэтому высказывания оптимистичных адептов «позитивного мышления»: «Ты не можешь изменить обстоятельства, меняй свое отношение к ним» – в работе с психологической травмой не совсем уместно. Позже, уже после успешной интеграции психотравмы, человек изменит отношение к произошедшему, возможно, расширит свое восприятие, на базе опыта пережитого что-то создаст. Но в сам момент острого действия психотравмы советовать человеку «изменить свое отношение» к ней некорректно, а для психолога или психотерапевта – просто недопустимо.
Проявления заболевания
При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство
Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче.
Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях
Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах
Его самооценка занижена либо находится на нуле
Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.
Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.
Симптомы неврастении у детей:
- повышенная нервная истощаемость;
- рассеянность;
- неуверенность в себе;
- нарушение концентрации, внимания;
- недовольство, капризность;
- суетливость;
- возбужденное состояние;
- приступы агрессии;
- слабость;
- быстрая утомляемость;
- нарушение режима сна.
При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует.
Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.
Виды психологического насилия
Психологическое, а также называемое ещё моральным и эмоциональным, насилие – это форма нефизического давления на психику человека, которое приводит к тревоге, депрессии или даже посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР).
Важно понимать, что в большинстве случаев это не разовое притеснение, а постоянный фактор, который формирует определённый климат в отношениях или семье, где один доминирует, а другой — подчиняется. Обычно психологическое и моральное насилие проявляется в виде:
-
обидных замечаний и шуток, которые направлены на унижение достоинства или высмеивают физические особенности;
-
контроля действий (тиран требует отчёт о каждом проделанном шаге, устраивает допросы и ограничивает круг общения для жертвы);
-
навязывания определённых установок мышления и мнений;
-
эмоционального манипулирования (провоцирование определённых эмоций);
-
внушения чувства вины или долга;
-
запугиваний;
-
обесценивания достижений.
Средства психологического террора могут быть разными – от ядовитых шуточек до вполне убедительной демонстрации огорчения (настолько убедительной, что вы невольно чувствуете вину за то, что расстроили его). Тиран может притворяться великодушным и щедрым, что нередко вводит в заблуждение. Но, по сути, это что-то вроде «я тебе дам желаемое, но потом будешь должен».
Результатом систематического давления почти всегда является принятие установок партнёра, ощущение никчёмности, несамостоятельности и т.д. Психологическое и моральное насилие может проявляться в семье, в отношениях с детьми, родственниками, друзьями и коллегами на работе. Существует психологическое насилие женщины и психологическое насилие мужчины.
Причины психологической травмы
Причиной травмы может стать любое значимое для человека событие, а источников существует огромное количество:Семейные конфликты.
1. Тяжёлые болезни, смерть, гибель членов семьи.
2. Развод родителей.
3. Гиперопека со стороны старших.
4. Холодность внутрисемейных отношений и отчуждение.
5. Материально-бытовая неустроенность.
Знает ли человек о своих психологических травмах? Одного знания оказывается недостаточно. Люди обращаются за психологической помощью относительно своих негативных переживаний или неконструктивных способов поведения, но не связывают свое нынешнее состояние с психологическими травмами, особенно детскими.
Речь идет, как правило, о неспособности ближайшего окружения, прежде всего матери, обеспечить для ребенка атмосферу доверия и эмоциональной защищенности. Травмирующая ситуация может скрываться за внешне вполне благополучной домашней обстановкой, в частности, за ситуацией гиперопеки и гиперпротекции, когда никто даже и не подозревает о том, что в отношениях родителей с детьми не хватает очень важных чувственных и поведенческих компонентов.
Значимые родительские фигуры часто сами страдают различными формами личностных расстройств, постоянные конфликты в семье, напряженные отношения, признаки домашнего и психологического насилия препятствуют полноценному эмоциональному взаимодействию в семье и, как следствие, – нормальному психическому развитию потомства.
Все психологи работают с проблемами из детства?
Нет, не все. Есть современные подходы, например, краткосрочная терапия, которая ориентирована на решение здесь и сейчас. В таких случаях проблема рассматривается пунктирно, а основной фокус работы делается на том, чтобы понять: «Как я хочу, чтобы была устроена моя жизнь без проблем, в каких сферах жизни их нет, что помогает справляться с ними». Ведь мы почти всегда фокусируемся на проблемных местах, где что болит, и не замечаем, в каких сферах все хорошо.
Иногда жизнь без проблем — это потеря чего-то важного. Если не будет проблем, то их надо будет чем-то заменить, что появится вместо них? Люди впадают в ступор
Терапевт помогает клиенту подумать, что появится вместо проблемы, что будет возможно без нее, и чего важного он может лишится, если проблема уйдет?
Ну и конечно, травмы бывают не только из-за отношений с родителями. Они бывают от сиблингов (братьев и сестер), их можно получить в школе, от сверстников, тренеров и просто внешних условий.
Как вспомнить детство?
Так как же вспомнить своё детство?
Наверняка первое, что вам пришло на ум, это гипноз. Но существует несколько техник, которые можно использовать для возрождения воспоминаний, не прибегая к помощи гипноза.
Уделяйте внимание своим эмоциям
Если в вашем детстве произошло какое-то событие или переживание, которое причинило сильнейшую боль, вы непроизвольно не будете об этом помнить. Но прощупать границы забытого можно попробовать. Задайте себе вопрос: что вызывает у вас крайне сильные чувства? Чувства могут быть связаны с нынешней ситуацией, или же с событиями давно минувших дней. Почему? Когда? Перед вами цель – потихоньку проследить рождение отрицательных эмоций с самого детства.
Мы в соцсетях
Возвращайтесь в места вашего детства
Воспоминания можно оживить с помощью ассоциаций. Они могут проявится при помощи старых игрушек, книг и других предметов из вашего детства. Если вы обладаете такой возможностью, то съездите в места, где вы росли.
Понаблюдайте за чужими детьми. Когда вы видите маленькую девочку, плачущую на снежной горке, в то время как другие дети катаются, у вас ком в горле? Понять это переживание вы сможете тогда, когда заглянете в свое детство.
Как детские страхи влияют на взрослую жизнь
Дети боятся не только монстров. Основные их страхи связаны с инстинктами и социальными факторами. Разберем основные страхи и их влияние на взрослую жизнь.
К инстинктивным страхам относят страх смерти, замкнутого пространства, высоты, темноты, разных животных (в том числе, насекомых), стихий (воды, огня и т.п.), людей определенных профессий (врачей, пожарных) и страх потеряться.
Прямое влияние, которое оказывают эти страхи на нашу жизнь, — это избегание. Мы стараемся не ездить в лифтах или летать на самолетах, до последнего откладываем визит к врачу, и отказываемся от отдыха на природе, потому что панически боимся насекомых. С такими страхами довольно просто работать, потому что мы можем довольно легко понять, чего мы на самом деле боимся.
Совсем другое дело, когда страхи неосознанные и проявляются в виде особых ритуалов или неявных стремлений. Например, страх темноты может трансформироваться в страх перед неизвестностью и проявляться в виде отказа пробовать новое. Мы можем отказаться от новой работы в другом городе, потому что не знаем, как сложится наша жизнь в новом городе.
Стремление к популярности и признанию тоже может быть следствием детских страхов. Если мы говорим ребенку постоянно быть на виду, чтобы не потеряться, он подсознательно усваивает, что необходимо всегда оставаться в центре внимания и старается быть заметным любой ценой.
У детей с сильными детскими страхами во взрослом возрасте развиваются особые ритуалы, причину появления которых они не могут объяснить. Например, страх перед животными-паразитами или бактериями может вылиться в обсессивно-компульсивное расстройство. Такие люди обрабатывают с антисептиками все продукты питания, постоянно моют полы и протирают пыль, не могут жить в гостиницах, сидеть на лавочке в городском парке, не ходят на концерты и спектакли, потому что опасаются подхватить какую-нибудь болезнь.
К социальным страхам относятся страх одиночества, отчуждения, наказания и насмешек. Такие страхи приводят к тому, что ребенок, а потом и взрослый подавляет собственное «Я», старается быть удобным, послушным и «правильным». Он отказывается от своих желаний, чтобы угодить другим, делает все, о чем его просят, и часто оказывается в ситуации, когда ему самому не на кого положиться.
Эти страхи также приводят к тому, что во взрослом возрасте человек избегает близких отношений, никого не подпускает к себе, ведет замкнутый, а то и асоциальный образ жизни. Возможность сблизиться с другими приводит к апатии и депрессии. Иногда страхи настолько сильны, что человек старается отгородиться от реального мира с помощью алкоголя, наркотиков, компьютерных игр или выдуманных миров.
Проблема усиливается, если родители или другие значимые взрослые (например, педагоги, бабушки или дедушки) отмахиваются от страхов, считая их чем-то несерьезным, запрещают проявлять негативные эмоции и игнорируют особенности детей.
СИМПТОМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ
У каждого ребенка психологические травмы детства переживаются индивидуально, но все признаки можно разделить на две большие группы: психологические и физиологические.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Это резко и внезапно появившиеся после психотравмирующего события изменения в поведении и эмоциональном состоянии ребенка.
- резкие скачки настроения;
- чувство вины. У детей выражается словами: «это из-за меня», «если бы не я, так бы не случилось»;
- тревожность. Ее можно заметить по поведению: малыш прячет глаза, старается быть незаметным, постоянно что-то теребит в руках, выполняет навязчивые действия;
- ощущение брошенности. Проявляется во фразах «меня никто не любит», «я остался один», «никто не может мне помочь»;
- растерянность и нарушение концентрации внимания. Ребенок не может сосредоточиться на выполняемых действиях, постоянно отвлекается на свои мысли;
- замкнутость. Малыш не хочет разговаривать даже с теми, с кем раньше с удовольствием общался, не радуется приходу друзей, не включается в общение со знакомыми сверстниками.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ
Это изменения в поведении. Касающиеся физиологических процессов.
- нарушения сна. Ребенок плохо засыпает, просыпается по ночам, страдает от кошмарных сновидений;
- учащенное сердцебиение
- повышенная утомляемость и сниженная работоспособность;
- мышечное напряжение;
- суетливость в поведении.
При наличии нескольких признаков одновременно стоит обратиться к психологу для получения консультации и диагностики состояния малыша.