У вашего мозга есть кнопка delete. вот как ее использовать

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться

Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания

А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Медиаторные системы

Сама жизнь животного зависит от того, помнит ли оно, какие события предвещают удовольствие, а какие — боль. Поэтому ценность той или иной информации для животного, т. е. нужно ли ее сохранять в па­мяти, определяется отчасти тем, что происходит после ее первоначального получения. Высказывались предположения о том, что на это первоначальное за­поминание могут влиять некоторые гормоны и нейромедиаторы.Первым кандидатом на эту роль является гормон норадреналин, выделяемый мозговым веществом надпочечников в периоды эмоционального возбуждения. Если при обучении животного определенным действиям в качестве наказания используется боль (например, сильный электрический удар), а затем оно получает небольшую дозу норадреналина, то это животное намного лучше запомнит правильную форму поведения, чем в опыте без применения этого гормона. Слабый электрический удар не вызывает мобилизации больших количеств собственного норадреналина; поэтому, чтобы получить сходное улуч­шение памяти, животному нужно ввести гораздо больше норадреналина. Амфетамин — известный стимулятор, облегчающий запоминание, — тоже активи­рует норадреналиновую и дофаминовую системы ор­ганизма. (Возможная роль норадреналина в закреплении следов памяти у человека обсуждается в конце этой главы.) Поскольку циркулирующий в крови норадреналин не может преодолеть гематоэнцефалический барьер, физиологические механизмы его влияния на память неизвестны.

Другие статьи по теме:

  • Профилактика инсульта
  • Комплексные программы обследования
  • Выездные консультации и исследования
  • Головная боль
  • Болезнь Паркинсона, паркинсонизм и другие экстрапирамидные патологии
  • Методы диагностики

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают путем химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который человек ощущает после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или при встрече с любимым, происходит вследствие сложных химических процессов в головном мозге. Мы можем испытывать огромное количество эмоций, например таких, как печаль, горе, тревога, страх, изумление, отвращение, экстаз, умиление. Если мозг дает телу команду на осуществление какого-либо действия, например, сесть, повернуться или бежать, это также обусловлено химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых исполняют нейромедиаторы (их еще называют нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов мозга общаются, передавая друг другу сигналы через крошечные зазоры между ними. Эти зазоры называются нервными синапсами. Когда один нейрон получает информацию, он посылает в синапс химический сигнал в виде молекул нейромедиатора. Нейромедиатор преодолевает пространство синапса, направляясь к следующему нейрону, где он присоединяется — как лодка к причалу — к специально предназначенному для его «швартовки» на поверхности нейрона месту, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только тем рецептором, который предназначен специально для нее. Это своего рода система «ключ и замок», где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейромедиатора соединилась с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал либо к действию — и тогда начинает передавать сигналы другим нервным клеткам, — либо к остановке передачи тех или иных сигналов.

Таким образом, нейротрансмиттер — это химическое вещество, молекулы которого позволяют клеткам мозга общаться друг с другом, и засчет этого функционировать должным образом. Другими словами, медиаторы передают (переносят) химические сообщения от одних нейронов к другим.

Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работай» или «стоп»), от других нейронов, которые его окружают. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать», между собой, заставляя нейрон отвечать специфическим образом. Поскольку все эти события происходят в течение очень короткого времени (считаные доли секунды), очевидно, что медиатор должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы те же самые рецепторы могли работать снова и снова. И это удаление может происходить тремя способами. Молекулы нейромедиатора могут быть захвачены назад в то нервное окончание, из которого они были выделены, и этот процесс получил название «обратный захват» («reuptake»); нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, находящимися в готовности недалеко от рецепторов на поверхности нейрона; или активное вещество может просто рассеяться в окружающую область мозга, и быть разрушено там.

Прочтите также:  Ученые Йельского университета нашли молекулу, отвечающую за чувство голода

Концепция «мышления роста»

Только признавая эту концепцию, есть смысл читать дальше и выбирать упражнения для нейропластичности по душе.  

Концепция мышления роста принимает, что врожденные навыки и способности могут развиваться и улучшаться.

Человек с мышлением роста считает, что может стать умнее, лучше и опытнее благодаря постоянным усилиям, а это именно то, что предполагает нейропластичность.

Весь бизнес-контент в удобном формате. Интервью, кейсы, лайфхаки корп. мира — в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь!

Прежде чем перейти к практическому развитию нейронных связей, важно признать, что «зарядить» мозг и получить новые навыки можно в любом возрасте. Прежде всего, избавьтесь от вредных убеждений:

Прежде всего, избавьтесь от вредных убеждений:

  • то что я делаю, нуждается в постоянном одобрении
  • если я начну и брошу, меня не будут воспринимать всерьез
  • после 20-30-45 уже поздно что-либо начинать
  • дети как губки, а у меня вечность уйдет на самое минимальное развитие
  • всё это займет слишком много времени, а у меня и минуты нет
  • ничего уже не изменить.

И примените полезные:

не важно сколько мне лет, важно чему я уделяю внимание
я делаю это для себя
мне повезло, что ученые узнали и рассказали о развитии мозга, нужно этим воспользоваться;
я попробую и посмотрю
нет ничего, что помешало бы мне попробовать.

Здоровая метафора

Ну так что же мы имеем в виду, когда называем мозг компьютером? Что означает компьютер в этой метафоре? Ответ примерно такой: мы имеем в виду машину, выполняющую алгоритм, то есть универсальную машину Тьюринга.

Итак, согласно этому определению, нам нужно несколько ключевых компонентов.

  1. Вводные данные, записанные в виде символов.
  2. Место для введения этих данных (по мнению Тьюринга, это должен быть огромный рулон бумаги).
  3. Набор инструкций (алгоритм) для перевода вводных данных в выходные данные.

Самое главное здесь, конечно, алгоритм — набор конкретных действий: они должны быть дискретными, то есть обособленными, например «делай А, затем Б, затем С». Действий может быть сколько угодно. К тому же их можно организовывать в цикл, например:

  1. Врезаться со всей дури в стену.
  2. Потереть голову.
  3. Повторить шаг (1).

Можно создавать действиям условия, но они всё равно останутся дискретными:

Лучшие выступления на TED о нейропластичности

Ложные постулаты о мозге, о которых пора забыть:

1. Только у детей мозг активно развивается — дети впитывают информацию как губки, а взрослые уже почти ничего не могут изменить в своём мышлении.

2. В любой момент мы используем только конкретную, небольшую часть мозга, а когда мы спим или ничего не делаем, мозг тоже отдыхает.

3. У взрослых мозг меняется только в худшую сторону, а потерянные нейронные связи никогда не восстанавливаются.  

Современная наука доказала, что все эти представления о мозге в корне неверны. Верить в них вредно, потому что эти ложные концепции убивают мотивацию учиться и развиваться.

Мозг меняется постоянно, он меняет силу связей, структуру и плотность определенных участков.

Это влияет на оба типа памяти и наш профессионализм в чем угодно – от управления персоналом до игры на гитаре, от анализа финансовой информации до жонглирования апельсинами.

Доказательства пластичности мозга, Майкл Мерзенич 

Главные месседжи:

1. Наш мозг создан, чтобы меняться

Его функции заточены так, чтобы завтра мы смогли сделать то, чего еще не можем сделать сегодня.

2. Непонятно почему мы решили, что мозг перестает развиваться в каком-то возрасте

Нет никаких достоверных доказательств, что новорожденные могут похвастаться хоть какой-то мыслительной активностью.

Но потом ребенок развивается, и подросток развивается, потому что вся их жизнь — это обучение. Чтобы этот процесс не заканчивался, нужно продолжать учиться.

3. Наш мозг развивается в зависимости от личного опыта и среды, и это делает нас такими разными и интересными

Это еще раз доказывает его пластичность.

Структура мозга конкретного человека — результат его личной истории развития и влияния среды: какие навыки в его обществе считаются важными, а какие нет, какие решения и волевые усилия ему приходилось принимать, на что делали упор его родители при воспитании.

Что такое нейроны и как они работают в мозге?

Нейрон — общее представление

Человеческий мозг — очень сложная штука. Для понимания как работает память, тебе стоит знать, что мозг состоит из нейронов — маленьких клеток, связанных между собой с помощью отростков (аксонов и дендтритов). В упрощённом виде это можно сравнить с паутиной, только паутину паук плетёт чаще всего в виде плоскости, а нейроны соединяются во всех направлениях!

Мозг — сеть нейронов, связанных во всех направлениях
Паутина — сеть связанных нитей на плоскости

Аксон одного нейрона присоединяется к телу, дендритам или аксону другого нейрона. Место контакта одного нейрона с другим называется синапсом.

Схематичное изображение нейрона и подсоединённых к нему отростков-аксонов от других нейронов

В нашем мозге нейронов множество — около 100 миллиардов. Кроме мозга, нейроны обеспечивают работу всего организма — от головы они доносят информацию к внутренним органам, мышцам, коже. Сердце бьётся — нейроны говорят ему как часто это делать. Чувство голода — это нейроны получили сигнал о нехватке энергии или определённых элементов в организме и «создали» желание пойти покушать. Читаешь у доски стихотворение которое учил дома и не можешь вспомнить строчку? Связь между нейронами оказалась слабой и они не могут восстановить последовательность загруженной тобой в мозг информации.

Как друг с другом общаются нейроны?

Нейроны способны передавать друг другу информацию с помощью электричества. Каждая твоя мысль или действие задействует цепочку связанных между собой нейронов, по которой пробегает электрический импульс.

Электрические импульсы между нейронами

Каждый нейрон переплетается примерно с 10 000 других нейронов. Чем прочнее нейронные связи — тем лучше отлажена система работы всего организма, мы лучше запоминаем, быстрее принимаем решения, совершаем более точные действия. У детей связей меньше, но они образуются быстрее, именно поэтому ребёнку гораздо проще выучить что-то новое — его нейроны ещё не сформировали устойчивых связей.

Второй фактор, влияющий на эффективность взаимодействия между нейронами — энергия. Энергия не появляется из ниоткуда и не исчезает бесследно — это один из базовых принципов нашего мира! Чтобы передать другому нейрону электрический импульс, нужно его сгенерировать. Именно поэтому до 60% всей энергии у ребёнка уходит на обеспечение деятельности мозга — формирование устойчивых нейронных связей требует много энергии. По мере взросления этот показатель в среднем снижается до 20%, но мозг остаётся всё равно самым энергозатратным органом в теле человека. Энергию организм человека получает во время переваривания еды и последующей доставки получившихся элементов к клеткам организма, в том числе — нейронам

Прочтите также:  Причины частого мочеиспускания у женщин

Поэтому для хорошей обучаемости важно регулярно и правильно питаться! (Подробнее о влиянии питания на процесс обучения будет рассказано в 4-й статье «Теоритического минимума»)

3d-визуализация работы мозга, созданная исследователями из Калифорнийского университета (США). Светящиеся линии — это возбуждающиеся нейроны, реагирующие на поступающие из внешней среды сигналы (то, что мы слышим, видим, нюхаем и т.д.), а также наши мысли.

Учитывая высокий расход энергии на работу нейронов, наш мозг старается оптимизировать все процессы взаимодействия между ними. Поэтому если один раз образовавшаяся связь между нейронами больше не используется — через какое-то время она исчезает, чтобы иметь возможность задействоваться при необходимости в другом месте.

Пример: практически невозможно выучить стихотворение прочитав его всего один раз. Если не повторить его многократно, нейронные связи, образованные в результате получения информации из стихотворения, вскоре ослабнут и распадутся — даже вспомнить сам факт чтения этого стиха будет проблематично.

Больная метафора

Чтобы аргументированно рассуждать о мозге как компьютере, для начала нужно определиться с тем, что мы называем компьютером. Давайте пойдем от противного: от того, чем компьютер не является.

Компьютер — это точно не коробочка под вашим столом, не ноутбук на ваших коленях и не смартфон в ваших руках. Микрочипы, оперативная память и кэш — это лишь элементы компьютера. Если воспринимать его как пластиковую коробку с электронной начинкой, то, конечно, вы смело можете сказать, что мозг — точно не компьютер. Ну хотя бы потому, что серое вещество после вашего выключения не может служить жестким диском, и к вашей памяти ни у кого не будет доступа. Так вот, эту ошибку восприятия компьютера как коробочки с различными функциональными элементами совершают многие противники нашей метафоры.

Так в чем же их ошибка? Дело в том, что сравнение мозга с компьютером — это не про технологии совсем. Сравнение берет начало из формального определения компьютера, которое впервые дал в 1936 году Алан Тьюринг. Для справки: в 1945 году Джон фон Нейман разработал архитектуру современного компьютера. А сами современные компьютеры появились только в 50-х годах прошлого века.

Историки до сих пор спорят о том, что же можно считать первым компьютером. Но сходятся они в одном: до 1936-го компьютеров не было. Размышления Тьюринга по большому счету касались не вычислительных систем, а человека: он изучал способности к решению задач, к вычислениям, к построению логической последовательности. Компьютеру было дано формальное определение еще до того, как он появился.

А что, если мы перевернем метафору и скажем, что компьютер работает как мозг? Вернемся к фон Нейману. Этот ученый, разрабатывая архитектуру компьютера, опирался на гипотетическую модель функционирования мозга Маккаллока и Питтса. Эти два ученых предполагали, что нейроны мозга могут либо посылать электрический «разряд», либо не посылать.

Это умозаключение позволяло предполагать, что группы нейронов действовали согласно формальной логике, что очень полезно для различного рода вычислений. Фон Нейман был прекрасно знаком с Маккаллоком, читал его работы и смог использовать его идею бинарной логики для создания компьютерной архитектуры.

Так что можно сказать, что компьютерные науки опираются на науку о мозге. Что, кстати, вовсе не означает, что мозг и компьютер работают схожим образом. Фон Нейману просто приглянулась простая аналогия работы нейронов, но по факту она не учитывает базовые принципы их функционирования.

Не сидите на месте – задействуйте ваши ноги

Некоторые из исследований показали, что бег (и даже ходьба) также способны подстегнуть выработку нейронов в областях, отвечающих за память и обучение.

Чем чаще вы задействуете ноги, тем больше новых нейронов производит ваш мозг. Другими словами, чем больше вы ходите, тем активнее проходит нейрогенез в областях мозга, отвечающих за обучение и память. То, что это происходит, вполне естественно, так как когда мы куда-то идем, мозгу приходится постоянно изучать окружающую местность, а также оценивать и запоминать пройденный путь, чтобы вы не потерялись.

Ученые-нейробиологи утверждают, что, когда мы исследуем новые для нас территории и открываем новые вещи, это снижает риск заболеть болезнью Альцгеймера и улучшает память. А значит, если вы хотите помочь процессу нейрогенеза, отличный способ сделать это – начать регулярно ходить пешком. Меняйте ваш маршрут, изучите город и окрестности и удивите ваш мозг чем-то новеньким!

Если же вы на работе слишком много сидите, это, напротив замедляет процесс образования новых нейронов. Так, результаты исследований показывают, что у астронавтов, проводящих по несколько месяцев в невесомости, и у людей с ограниченной подвижностью скорость нейрогенеза может снижаться примерно на 70%. В подобных случаях хорошей альтернативой прогулкам может стать медитация.

Подкармливайте разум кислородом

Спортивная ходьба, бег трусцой на открытом воздухе, танцы, плавание и езда на велосипеде – отличные примеры аэробических упражнений. Это именно тот тип физических упражнений, который способен помочь мозгу в создании новых нейронов, особенно если вы хотите улучшить память и прочие когнитивные способности.

Эти упражнения улучшают кровоснабжение мозга и насыщают поступающую в него кровь кислородом, что сказывается на нем самым положительным образом. Но это не все! Аэробические упражнения также создают новые капилляры и укрепляют имеющиеся сосуды. Улучшение кровообращения помогает насыщению тканей мозга кислородом и питательными веществами, что способствует созданию им новых нейронов.

Результаты недавнего исследования, в котором участвовали люди, занимавшиеся регулярными аэробическими упражнениями на протяжении трех месяцев, показали, что это существенно улучшило насыщение кислородом областей головного мозга, которые наиболее теряют свои функции к старости. А еще участники исследования продемонстрировали лучшие результаты в тестах, оценивающих память, а сканирование их мозга показало, что количество нейронов в областях, отвечающих за память, существенно увеличилось.

Память и переработка информации

Для того чтобы успешно воспользоваться своей памятью, человек должен проделать три вещи: усвоить какую-то информацию, сохранить ее и в случае необ­ходимости воспроизвести. Если вам не удается что-нибудь вспомнить, причиной может быть нарушение любого из этих трех процессов.Но память вовсе не так проста. Мы усваиваем и запоминаем не просто отдельные элементы информации ; мы конструируем систему знаний, которая по­могает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Кроме того, память-это активный процесс; накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются и переформулируются на­шим мыслящим мозгом; поэтому свойства памяти выявить не так легко.Как сказал известный американский психолог Джером Брунер, человек способен и даже весьма склонен «усматривать в известных ему частных случаях примеры общего правила». Эта способность, по-видимому, входит в специфическое наследие человека как вида. Так, например, большинство детей, го­ворящих на английском языке, в 3-4-летнем возрасте проходят через стадию, когда они вместо того, чтобы употреблять глагольные формы went и bro­ke, которыми раньше неоднократно пользовались, начинают образовывать слова вроде goed и breaked, хотя таких слов они никогда не слышали. Это проис­ходит потому, что, встречаясь с многими глаголами, дети каким-то загадочным образом приходят к фор­мулировке своего собственного всеобщего лингви­стического правила, согласно которому «прошедшее время глагола образуется путем добавления оконча­ния -ed». Разумеется, они не могут выразить эту мысль словами, но специалисты по возрастной пси­холингвистике показали, что дети неизменно про­являют эту склонность к обобщению (Slobin, 1979; Platt, MacWhinney, 1983).

Прочтите также:  Пульсоксиметр

Как увеличить количество нейронных связей

Физические нагрузки

Эксперименты на лабораторных животных еще несколько лет назад показали, что регулярные физические нагрузки улучшают умственные способности. Так, у крыс, которых семь недель заставляли ежедневно заниматься бегом, увеличилось число нейронов гиппокампа — области мозга, отвечающей в том числе за обучение и память. Причем, длина дистанций, пробегаемых грызунами, прямо коррелировала с количеством новых нервных клеток в их мозге. А вот упражнения с утяжелением такого эффекта на гиппокамп не оказывали.

Согласно данным американских и ливанских ученых (они заставляли бегать мышей), во время тренировок в организме животных выделяется больше нейротрофического фактора мозга BDNF. Этот белок отвечает за нейрогенез и играет важную роль в процессах формирования долговременной памяти. Скорее всего, именно он способствует появлению новых нейронов в мозге животных.

Косвенные данные указывают на то, что физические нагрузки повышают пластичность и человеческого мозга — способность его клеток менять связи с другими нейронами и запоминать новую информацию. Кроме того, занятия аэробикой делают гиппокамп более эластичным — в нем улучшается кровоснабжение и практически не бывает воспалительных процессов, что благотворно сказывается на умственных способностях.

Но с физическими нагрузками не стоит перебарщивать. Многочасовые изнурительные тренировки, наоборот, негативно сказываются на функциях мозга и заставляют людей принимать необдуманные решения.

Йога

По мнению американских ученых, йога влияет на мозг аналогичным образом — усиливает его структуры, связанные с памятью и управлением эмоциями. Результаты 11 исследований показали, что при занятиях медитацией и специальными дыхательными упражнениями увеличивается объем гиппокампа. Кроме того, у людей, регулярно практикующих йогу, по сравнению с остальными более развиты префронтальная и поясная кора головного мозга, а также миндалевидное тело

Эти области связаны с планированием и принятием решений, вниманием, памятью, обучением и эмоциональной регуляцией. Если не знаете, как начать заниматься, бросьте клич на invme.com – многие будут рады позаниматься вместе

Рисование

В 2014 году ученые из Британии и Бельгии обнаружили, что у профессиональных художников больше нейронов в областях мозга, которые отвечают за мелкую моторику и визуализацию образов. Ученые предположили, что эта особенность может быть врожденной, но и не исключали воздействия факторов влияния внешней среды, в том числе воспитания и регулярных занятий живописью.

По мнению немецких нейробиологов, именно постоянная художественная практика приводит к увеличению числа нервных клеток и улучшает нейронные связи. Они попросили 28 добровольцев, чей средний возраст около 64 лет, пройти десятидневные курсы рисования или посетить несколько картинных галерей. Перед экспериментом и сразу после него всем волонтерам провели МРТ-сканирование. Оказалось, что у участников из первой группы увеличилась функциональная плотность нейронных связей в префронтальной и теменной коре. Эти области связаны с принятием решений и планированием сложного когнитивного поведения. Нервные клетки в этих зонах мозга стали лучше взаимодействовать друг с другом.

Правильное питание

Согласно сразу нескольким исследованиям, на работу мозга могут влиять продукты, содержащие природные антиоксиданты — флавоноиды. Прежде всего речь идет о кофе и горьком шоколаде

Так, в эксперименте австралийских ученых участники, которые ели шоколад хотя бы раз в неделю, легче справлялись с различными заданиями на память и внимание

В случае с кофе флавоноиды защищают мозг от преждевременного старения и скопления в его структурах белков, которые могут привести к болезни Альцгеймера. А кофеин, в свою очередь, улучшает память.

Теперь вы понимаете, как работает человеческий мозг. Выполняйте упражнения для развития нейронных связей, и ваш разум еще долго останется светлым.

На что не тратить время

Витамины и добавки без обследований и назначения врача

Считается, что усиленный прием магния и холина может улучшить нейропластичность. В теории это так, но это касается только людей, у которых уровни этих элементов угрожающе низкие.

Не назначайте себе витамины и добавки без анализов, простых изменений в рационе и общения с врачом.

Классическая музыка

Есть много исследований, которые показывают, что классическая музыка влияет на то, как мы учимся и думаем.

Вместе с тем ученые утверждают, что самый лучший эффект на мозг оказывает любимая музыка, которая держит нас в состоянии «потока». Если это не Бах и не Моцарт — не мучайте себя.

Как сохранить здоровье мозга?

Чтобы поддерживать продуктивность работы головного мозга не нужно тратить деньги на дорогостоящие лекарства или собирать консилиум врачей. Сохранить ясность ума под силу каждому из нас, достаточно лишь немного изменить свой образ жизни.

Мы подготовили для вас несколько рекомендаций:

  1. Исключите вредные привычки. Курение и употребление спиртных напитков еще никому не пошли на пользу. Ваш организм вам скажет спасибо, а эффективность работы мозга повысится в разы.
  2. Займитесь спортом. Уделяйте хотя бы 30 минут в день тренировкам или долгим прогулкам на свежем воздухе. Вскоре вы заметите, как наладится ваш сон, повысится настроение, прибавится энергия, а еще подтянется тело и появится тонус в мышцах.
  3. Повысьте качество сна. Затемните комнату и уберите все источники шума. Помните, что мелатонин вырабатывается в полной темноте. Наладьте режим активности и отдыха, выделяя на сон 6-8 часов ежедневно.
  4. Общайтесь и проводите время с удовольствием. Развлечения и отдых в компании других людей полезны для мозга, потому что помогают снизить уровень стресса в организме и запускают процессы омоложения.
  5. Минимизируйте время, проводимое в Интернете. Вместо этого лучше пообщайтесь с друзьями, сходите на прогулку или прочтите книгу. Последнее, кстати, полезно не только тем, что сделает вас более эрудированными, но и тем, что задействует те зоны мозга, которые в обычной жизни могут не включаться.
  6. Повышайте сложность поставленных задач. Регулярно тренируя мозг с помощью решения сложных вопросов и освоения новых навыков, вы запускаете процесс формирования новых нейронных связей, тем самым сохраняете молодость мозга на долгие годы. Тренировать мозг можно в любое время и любом месте. И в этом вам поможет наша онлайн-программа «Когнитивистика», на которой вы не просто подробно изучите многие техники мышления, но и сразу же сможете применить их на практике.
  7. Питайтесь правильно. Употребляйте в пищу продукты, богатые витаминами, минералами и другими полезными веществами. Не пропускайте завтраки, поскольку их отсутствие приводит к снижению уровня глюкозы в крови, что, в свою очередь, негативно влияет на работу мозга. Исключите из рациона пищевой мусор и добавьте в него на регулярной основе овощи, ягоды и фрукты. Не забывайте и про питьевой режим. Выпивайте 2 литра чистой воды в день (черный чай, кофе и сладкие напитки в это число не входят).

Введите в свою жизнь такие правильные привычки как здоровое питание, физическая активность, регулярные тренировки мозга и соблюдение режима сна и вы забудете о проблемах с памятью, концентрацией и сохраните здоровье мозга на долгие годы.

Оцените статью