И криминал, и атомная бомба
— Невозможно забыть вашего потрясающего Сотникова в фильме Ларисы Шепитько “Восхождение”… Однако после этой роли режиссеры, кажется, не эксплуатировали вас только в этом плане?
— Нет. Потом было много ролей, не все, наверное, оказались на высоте, но все они — мои и все я люблю. И если вы придете смотреть спектакль “Похождение”, — там диаметрально противоположный план, комедийный. Комедия — это же не комикование. Человек попадает и в комические, и в трагические ситуации. Все зависит от того, как реагируешь. Если за этим еще и кто-то будет наблюдать со стороны, это и есть театр.
— Вам до сих пор удалось не засветиться в сериалах?
— Вот сейчас впервые согласился — хочу попробовать, узнать, что это такое. Тут проблема, мне кажется, в потогонной системе, которая если не губит, то очень мешает реализоваться.
— И что это за сериал?
— “Эксперты” режиссера Андрея Селиванова. Сняли 12 серий, на экран выйдет после Нового года, покажут по второму каналу. Это криминальный сериал, у меня роль судмедэксперта. Во Владимире живет судмедэксперт Марк Айзикович Фурман. Он написал несколько рассказов из своей практики. И вот его мне и предложили сыграть.
— А что у вас сегодня в большом кино?
— Очень мало предложений, да и отказываюсь. Вот даже сейчас мне звонили в Ригу, приглашали на мосфильмовский проект. Но я пока не отошел после спектакля “Похождение”. С молодым театральным режиссером Карбаускисом это у меня уже третий спектакль. Первый был “Копенгаген” Майкла Фрейна в МХТ им. Чехова. Там всего три персонажа: Нильс Бор (Олег Табаков), его ученик Вернер Гейзенберг (я как раз его играю) и жена Бора (Софья Барнет). И вот мы разыгрываем ситуацию создания атомной бомбы. Момент, когда от одного человека, от его верного или неверного решения зависит судьба человечества. Кто как соблазняет…
— Олег Табаков зазвал вас в Художественный театр — не жалеете, что ушли из Театра Армии?
— А у меня сейчас изрядное количество ролей. В МХТ им. Чехова пять названий — и “Чайка”, и “Копенгаген”, и “Кабала святош”… И это такие мощные роли, каких я бы нигде не играл. “Похождение” — уже четвертый спектакль в “Табакерке”, где мне дали такую необычную для меня роль — Собакевича!
— Наша Яна Сексте тоже занята в этом спектакле?
— Да — чудесная, подающая большие надежды актриса. У Яны есть редкое качество — она знает свои козырные стороны, но постоянно работает над собой.
И мне кажется, со временем будет мощной актрисой.
— В вашей жизни, кажется, обстоятельства и удача сыграли решающую роль?
— А как же! Меня все время кто-то ведет. А значит, это судьба ведет. В кино ведь я сам не стремился — меня Шепитько просто вытащила. Сначала я был в ТЮЗе, потом меня пригласили в Москву — в Театр сатиры, с которым, кстати, я дважды приезжал в Ригу. В 1987 году я здесь виделся в последний раз с Андреем Мироновым… Режиссер Леонид Хейфиц пригласил меня в Театр Армии, где я сыграл очень много. Но в театре все временно, все уходят. И тут многое зависит от того, кто и как соблазняет. Вот и Олег Павлович соблазнил… Новыми ролями, а не зарплатой.
Интеллигенты подошли к краю
— Войницкий в “Дяде Ване” — роль, о которой можно только мечтать?
— Конечно! Я уже даже и не мечтал — и вдруг предложили. У этого человека есть претензии к жизни, к себе, к окружающим. И неизвестно, в кого он выстрелит. Это край человеческий. Интеллигент, который свою жизнь потратил во имя чужой идеи, которая оказалась ложной. Такое часто встречается.
— А что вас радует и что тревожит в молодых актерах?
— Это совсем другие люди, у них другие точки отсчета
Их нельзя переделать — да и зачем?! Для нас важно было, кто больше прочитал, увидел, и этим своим багажом стоило делиться. Теперь важнее чужой багаж
И поэтому результат часто печален. И дай бог, чтобы на них все-таки повлияла мировая культура… Правда, мы не были под таким влиянием телевидения и уж тем более — Интернета… Насмотревшись там всякого, к чужим страданиям они относятся уже без боли. Это не та анестезия, когда медсестра на фронте всякого насмотрится, и у нее защитная реакция срабатывает. 13-летний мальчишка может подойти к умирающему и спокойно смотреть на него. И так происходит во всем мире.
— Поставлен ли уже об этом фильм или спектакль?
— Во всяком случае среди современных пьес или сценариев я таких не знаю. Но о ложном, мнимом — и истинном говорит, наверное, любой классический спектакль.
Досье
Борис Плотников, актер театра и кино, народный артист России. Родился в 1949 г. в г. Невьянске Свердловской области, где окончил музыкальную школу по классу скрипки. Окончил Свердловское театральное училище как актер драматического театра (1970) и отделение истории искусств филфака Уральского Государственного университета (1983). Работал в Свердловском ТЮЗе. В 1975 г. режиссер Лариса Шепитько пригласила Бориса Плотникова в свой фильм “Восхождение” (1977), и после этого кинодебюта актер “проснулся знаменитым”. Потом были “Дикая охота короля Стаха” В.Рубинчика, “Дульсинея Тобосская” С.Дружининой, “Собачье сердце” В.Бортко, “Холодное лето пятьдесят третьего” А.Прошкина… С 1978 г. Плотников работал в Московском театре сатиры, с 1988 г. — в Театре Советской Армии. С января 2002 г. он в труппе МХАТ им. А.П.Чехова. Играет и в Театре-студии Олега Табакова.