Критерии оценки качества доступности архитектурной среды

Качество доступности объектов нельзя оценивать в процентах от общего списка нормативных требований. Иногда достаточно невыполнение хотябы одного пункта из всего перечня, чтобы признать объект недоступным. Если у пандуса нет горизонтальной площадки необходимого размера в начале или в конце, то на такой пандус невозможно заехать и он считается полностью недоступным, несмотря на то, что все остальные пункты нормативных требований по пандусу выполнены. Уровень доступности для инвалидов-колясочников как пандуса, так и в целом входа в здание должен быть в отчётах 0 %, а не около 100 %.

Потребности по обеспечению доступности для одной категории инвалидов могут вступать в противоречие с потребностями другой категории.

ДОСТУПНОСТЬ — размеры тамбура (ширина и глубина)

БЕЗОПАСНОСТЬ — исключение в отделке тамбуров зеркал

ИНФОРМАТИВНОСТЬ — выделение фактурой, цветом, иными средствами распознавания входных дверей

КОМФОРТНОСТЬ — применение дренажей (устранение избытка атмосферной влаги) и подогрев пола

Создавая доступность для одной категории инвалидов, нельзя создавать препятствия для другой категории. Ярким примером этого является многолетний спор о том, какой должна быть высота пониженного бордюра в местах пересечения тротуара с проезжей частью. Инвалиды на колясках мечтают о физической доступности и просят опускать бордюр до 0 см, то есть до уровня проезжей части, чтобы они могли свободно и без препятствий передвигаться по улицам города. А инвалиды по зрению хотепи бы чтобы между тротуаром и дорогой был сохранён перепад в виде ступеньки. Ощутимая четкая граница служит ориентиром и предупреждает незрячих и слабовидящих о выходе с тротуара на опасную проезжую часть. Чью сторону принять, какой найти выход из этой, на первый взгляд, тупиковой ситуации?

В России изначально пошли по пути компромисса, пытаясь удовлетворить одновременно потребности и тех, и других. В 1992 году в ВСН 62-91* «Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения» впервые появилась строительная норма, что «в местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см». То есть высоту определили так, чтобы перепад сохранился, но его смогли бы преодолевать инвалиды на колясках.

Прочтите также:  Прививка от клещевого энцефалита: частые вопросы и ответы

Сложилась парадоксальная ситуация.

Во многих странах к тому времени принято было выполнять переход от тротуара к проезжей части в одном уровне, без явной ступеньки. А в России это оказалось под запретом. К тому же, большинство колясочников физически не может преодолеть высоту в 4 см без посторонней помощи.

 

Оцените статью