Нейробика: 10 упражнений для развития мозга

Содержание

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться

Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания

А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Зачем нужна мнемотехника для детей

До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания. 

<<Форма демодоступа>>

Регулярные занятия мнемотехникой развивают: 

  • память и внимательность, 
  • речь и словарный запас, 
  • фантазию и творческие способности.

Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.

Улучшайте душевное здоровье

А как насчет йоги? Помогает ли она при стрессе? При возникновении тревоги повышается уровень напряжения, ускоряется сердцебиение и снижается концентрация внимания. Реакция организма на стресс, которая носит название «бей или беги», является автоматической, но это не значит, что ее совсем нельзя контролировать.

Йога учит контролю движения и дыхания с целью включения режима «релаксации» тела. Появляется все больше научных подтверждений пользы от йоги. Например, в ходе исследования 2010 года участники ежедневно занимались йогой и медитацией в течение 8 недель. Помимо снижения уровня стресса, сканирование мозга показалоуменьшение в размерах миндалевидного тела, области мозга, которая играет большую роль в появлении стресса, страха и беспокойства.

Физические упражнения также кажутся многообещающим способом борьбы с депрессией. Мета-анализ 2013 года позволил сделать осторожные выводы, что физические упражнения – аэробные и на сопротивление – были «умеренно эффективными» в устранении симптомов депрессии. Упражнения оказались такими же эффективными, как антидепрессанты и психологические методы лечения, но авторы исследования считают, что эта область требует более тщательного изучения.

Полезные упражнения для тренировки мозга

Для когнитивной стимуляции мозга могут помочь специальные упражнения. Их можно выполнять самостоятельно или совместно со своими близкими. Главное условие – их регулярность.

Вот несколько примеров эффективных занятий:

Положите перед собой листок с перечнем слов, которые написаны разным цветом. Начинать следует с первого слова. Но называть нужно тот цвет, которым написан текст. После того, как дойдете до конца, слова надо повторить в обратном порядке. На первых порах может быть сложно, так как за восприятие текста и цвета отвечают разные полушария головного мозга.

Польза: помогает установить новые связи между полушариями мозга, а также тренируется концентрация и переключаемость внимания.

При выполнении этого упражнения следует сосредоточиться на цифре «19» в центре квадрата. Затем взглядом необходимо найти «1» и потом все остальные цифры по возрастающей. Таблицу можно нарисовать самостоятельно, а цифры в ячейках расположить в любом порядке. Подобное занятие увеличивает скорость восприятия и обработки информации, способствует развитию периферийного зрения.

У пожилых людей, мышление, память и речь напрямую зависят от движения рук. В этом отношении для сохранения «ясности ума» полезны такие занятия, как вязание, вышивание или другие виды деятельности, в которых задействована мелкая моторика.

Сложите пальцы правой руки так, чтобы они показывали знак «мир», пальцами левой руки покажите «ок». Затем по очереди измените фигуры пальцев таким образом, чтобы левая рука показывала «мир», а правая — «ок». Повторите несколько раз. Затем попробуйте выполнить это упражнение одновременно правой и левой рукой

Такая гимнастика тренирует внимание и умение быстро переключаться с одной задачи на другую

Возьмите два чистых листа бумаги и две ручки. Задача состоит в том, чтобы одновременно двумя руками нарисовать геометрические фигуры. Вместо фигур можно написать буквы или слова с одинаковым набором букв. Синхронное письмо учит мозг одновременно справляться с несколькими задачами, вовлекая в работу оба полушария.

На ранней стадии деменции важными являются следующие факторы

Для больного деменцией важно создать тихую домашнюю, привычную для него атмосферу. Причем круг лиц, с которыми он общается, должен быть постоянным

Это устранит чувство тревоги, нервозности, смятения и возбуждения. Не лишним будет составить распорядок дня и строго его придерживаться.

Людмила Жилевич: «Незнакомые лица, новые ситуации, которые человек уже не в состоянии запомнить, могут спровоцировать ускорение развития заболевания, а также негативно сказываться на его состоянии».

Первые симптомы деменции – не повод отказываться от физических упражнений. Это могут быть пешие прогулки по любимым местам, простая работа на приусадебном участке, упражнения лечебной физкультуры (не менее 150 минут анаэробной нагрузки еженедельно).

Жизнь должна быть насыщена разнообразными событиями и видами интеллектуальной деятельности. Можно читать, разгадывать кроссворды и сканворды, играть в шахматы или шашки, обсуждать прошедшие культурные или политические события.

Больному важно иметь хобби, но оно должно не только быть источником положительных эмоций и приносить удовольствие, а еще и стимулировать когнитивные и умственные способности

В рационе больного человека должны присутствовать продукты, которые снижают уровень холестерина. Например, ячмень, бобовые, черника. Вместо сливочного масла лучше отдавать предпочтение растительному. В меню можно включить кисломолочные продукты, постные сорта мяса и птицы, нежирную рыбу, морепродукты, квашеную капусту. Для улучшения вкуса блюд разрешено использование приправ (шалфей, корица, куркума, шафран). А вот употребление соли лучше снизить до минимума. Обязательно следует выпивать суточную норму чистой воды (из расчета 30 мл на 1 кг веса). Готовить лучше на пару, можно запекать или варить.

При соблюдении всех рекомендаций доктора можно замедлить прогрессирование заболевания, а значит, существенно улучшить качество жизни больного, отсрочить тяжелые проявления деменции

При этом людям, которые имеют наследственную предрасположенность к развитию заболевания, следует обращать особое внимание на профилактику: вести здоровый образ жизни, ежедневно выполнять упражнения для умственной зарядки, контролировать уровень холестерина в крови

Важный момент – создание комфортных условий, чтобы человек, страдающий деменцией, как можно дольше оставался независимым. Лучшая терапия – это проводить больше времени вместе с пожилыми родственниками, окружить их любовью, заботой, помочь им почувствовать себя полезными и нужными, добавила специалист.

Какую часть мозга использует человек

Именно головной мозг определяет, как человек воспринимает окружающий мир. В среднем он весит около 1,5 кг и состоит из 100 млрд нейронов – клеток, которые воспринимают и передают информацию .

Как показал недавний опрос американских ученых, почти 56% их соотечественников верят в то, что Homo Sapiens использует всего лишь 10% своего мозга . И надо признать, такое убеждение весьма распространено не только в США. На самом деле, это не больше чем миф, и неврологи его давно развенчали. Большая часть органа почти все время активна . Исследования на эту тему ученые проводили еще в 2009 году .

Прочтите также:  7 заболеваний, при которых нельзя есть помидоры

Используя возможности функциональной МРТ, специалисты измеряли активность органа во время выполнения разных задач, и определили, что большая часть мозга остается активной практически постоянно, даже когда человек выполняет очень простые действия. Более того, орган бодрствует даже когда человек отдыхает или спит. А вот точный процент клеток органа, которые активизируются, у разных людей варьируется. Этот показатель меняется и в зависимости от того, что делает или о чем думает человек.

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Что такое головокружение при неврологических проблемах?

Головокружение или это как говорят врачи vertigo – это ощущение, что предметы вращаются вокруг больного. Или больной чувствует ложное ощущение собственного движения или вращения. Очень часто вертиго сопровождается тошнотой и рвотой.

Истинное головокружение может возникнуть по разным причинам. Больные с головокружением – это неоднородная группа. Часть из них нуждается в помощи отоларинголога, другие лечатся у терапевта, третьи у нейрохирургов.

По статистике взрослые люди очень часто обращаются к невропатологу именно из-за головокружений. Это причина уступает по частоте только головным болям и болям в спине.

Причины сбоев в работе нервной системы, приводящих к шаткости походки

По статистике у 70% людей с систематическими головокружениями данная патология вызвана дегенеративными изменениями в шейном отделе позвоночника. Кроме того, причиной головокружений, вызывающих шаткость походки, являются черепно-мозговые травмы и травмы позвоночника. Патологии мозжечка и спинного мозга могут быть и врожденными.

Головокружение при шейном остеохондрозе вызывается нарушением правильного кровообращения и недостаточным снабжением мозга кислородом. По шейному отделу проходит большое количество кровеносных сосудов и нервных каналов, снабжающих головной мозг. Даже небольшое деструктивное изменение в одном из семи шейных позвонков приводит к смещению или сдавливанию сосудов и нервов, идущих к мозгу. Мозжечок, отвечающий за координацию движений, начинает работать неполноценно, что и приводит к проблемам с координацией и равновесием.

Диагностика и лечение шейного остеохондроза

Шейный остеохондроз считается самым опасным из всех видов остеохондроза, потому что при нем нарушается снабжение мозга кровью. Такое заболевание нужно незамедлительно лечить.

Для диагностики используют МРТ и ультразвук. Проводится медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Положительный результат наступает при комплексном подходе.

Шейный остеохондроз, ставший причиной головокружения, может привести и к более серьезным заболеваниям. Со временем человека начинают преследовать страхи и депрессии. Он испытывает чувство тошноты. Снижается работоспособность, появляется звон в ушах и общая слабость.

Лечение нужно начинать как можно скорее. В противном случае появляются протрузии и межпозвоночные грыжи. В тяжелых случаях травмируются нервные корешки шеи, после чего человек начинает испытывать испытывает постоянную боль.

Что следует срочно предпринять, если головокружение и шаткость повторяются

При появлении систематических головокружений следует немедленно обратиться в медицинское учреждение к невропатологу. Врач назначит обследования, которые помогут найти настоящую причину проблем с походкой.

Если на обследовании будут выявлены дегенеративные изменения шейного отдела позвоночника, включая остеохондроз, придется приготовиться к длительному комплексному лечению. Одной таблеткой или курсом уколов от этого заболевания не избавиться. Потребуется лечебная гимнастика, физиотерапия, массаж, санаторно-курортное лечение. Врач назначит медикаменты в виде таблеток или мазей.

Если же обследование покажет, что с позвоночником все в порядке, невропатолог перенаправит к другим специалистам.

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Рисуем знак бесконечности

Это упражнение носит еще название Ленивые восьмерки. А все
потому, что мы рисуем цифру 8, которая лежит на боку. О том, что это знак
бесконечности знают далеко не все дети. Смысл в том, что мы следим глазами за
движущимся большим пальцем, описывающим ленивую восьмерку.

Сгибаем руку в локте и выставляем ее вперед, большой палец
должен быть на уровне глаз. Чем медленнее движения тем выше мышечная
концентрация Голову держим прямо и расслабленно

Важно: следить за движением
большого пальца нужно только глазами!  

Движение большого пальца начинается от центра зрительного
поля и идет сначала вверх по краю поля видения, а дальше против часовой стрелки
вниз и обратно в центр. Затем аналогично по часовой стрелке — вправо и вверх, и
обратно в центр.

Делаем как минимум три раза каждой рукой, плавными и
непрерывными движениями. Получилось?

Теперь сцепляем руки в замок: при этом большие пальцы
направлены вверх и образуют как бы букву «Х». А теперь делаем ленивую восьмерку
уже двумя сцепленными руками.

Повышайте концентрацию

Помимо улучшения памяти, упражнения могут помочь вам лучше концентрироваться на задании. Наиболее убедительными с научной точки зрения выглядят исследования, проведенные со школьниками, но, скорее всего, то же самое относится ко всем возрастам.

Занятия с 20-минутными перерывами на аэробные упражнения улучшили концентрацию внимания у голландских школьников. Между тем, в ходе большого рандомизированного контролируемого исследования в США были изучены последствия ежедневных занятий спортом после уроков в течение учебного года. Естественно, физическая форма детей улучшилась. Менее предсказуемым стало повышение уровня самоконтроля. Дети стали меньше отвлекаться на внешние раздражители, смогли выполнять сразу несколько задач, а также улучшили навыки запоминания и использования информации.

Прочтите также:  Эко ivm

И если все это кажется тяжелым трудом, для того, чтобы воспользоваться плодами упражнений на тренировку внимания, вам не придется даже сбивать дыхание. Всего 10 минут игровых упражнений на развитие концентрации, например, удары мячом об пол одновременно двумя руками, улучшили концентрацию внимания большой группы немецких подростков.

Расскажите ученикам о важности сна

Недосып ухудшает мыслительные процессы по всем измеряемым показателям

От плохого сна страдают внимание, рабочая память, моторика, способность действовать целенаправленно и мыслить логически, а также математические и другие способности

Эксперимент с участием военнослужащих, работающих со сложной военной техникой, показал:

  • одна ночь без сна снижает когнитивные способности на 30%;
  • две ночи без сна снижают когнитивные способности на 60%.

В другом исследовании недосыпа участники спали не больше шести часов в течение пяти ночей. Их когнитивные показатели оказались такими же, как и после 48 часов полностью без сна.

Дело в том, что мозг «проигрывает» приобретённый за день опыт в фазе медленноволнового сна. Проще говоря, ночью происходит обработка полученной информации «в режиме офлайн». Лишая себя сна, мы не даём мозгу переварить новое.

В одном исследовании студентам предложили несколько математических задач и способы их решения. Им, однако, не сказали, что есть более простые методы, чтобы справиться с заданиями. Учёным было интересно, можно ли как-то помочь студентам догадаться об этих альтернативных решениях. Оказалось, что это можно сделать, если отправить студентов спать с мыслью о задании.

Если выдать студентам задание и просто подождать 12 часов, только 20% из них найдут самое рациональное решение. Если же 8 из этих 12 часов студенты будут спать, разгадку отыщут до 60%. Выходит, сон делает наше мышление в три раза более креативным.

Причём полезен не только ночной сон. Исследования показывают, что всем нам свойственна тяга к полуденной дрёме.

Примерно в обеденное время мозгу нужен отдых, и ему не важно, чем занят хозяин, объясняет Медина. Причём перерыв на сиесту не обязательно должен быть долгим

Эксперимент НАСА показал, что дневной сон длительностью всего 26 минут повышает работоспособность на 34%

Причём перерыв на сиесту не обязательно должен быть долгим. Эксперимент НАСА показал, что дневной сон длительностью всего 26 минут повышает работоспособность на 34%.

А что, если бы школы всерьёз отнеслись к потребности организма вздремнуть посреди дня? Важный урок, презентацию или экзамен не стоит назначать на это время, считает Медина.

В 2008 году книга «Правила мозга» Джона Медины впервые вышла в печать. Тогда, вероятно, нейробиологией интересовались лишь немногие преподаватели

Сегодня же всё больше людей понимают, насколько важно знать, как работает наш мозг. Представлять, как обучение устроено на нейрофизиологическом уровне, — хорошее подспорье для педагога

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

Остановите снижение когнитивных способностей

Особенно убедительными являются доказательства того, что поддержание физической формы способствует здоровью мозга в старости. Наиболее явной представляется связь между аэробными упражнениями и сохранением когнитивных способностей.

Тренировки не должны быть экстремальными: 30-45 минут быстрой ходьбы, три раза в неделю, могут помочь предотвратить истощение психического здоровья и отсрочить наступление старческого слабоумия.

Приучите свой организм к регулярным тренировкам, и результаты не заставят себя ждать. Эффект станет заметен еще до появления первых признаков возрастного снижения когнитивных способностей.

Польза не ограничивается укреплением легких и сердца. Упражнения для улучшения координации и гибкости оказали явно положительное влияние на структуру мозга и когнитивные функции большой группы пожилых людей в Германии. А силовые тренировки два раза в неделю дают видимый эффект на нервную систему. Танцы также могут оказывать восстановительное действиедля стареющего мозга. Всего один час занятий танцами в неделю на протяжении полугода не особо увеличил аэробную выносливость пожилых участников, зато физические нагрузки и взаимодействие с другими людьми способствовали духовному благополучию.

Исследователи все еще пытаются определить наиболее важные факторы, благодаря которым физические упражнения оказывают такое мощное тонизирующее воздействие на мозг. Среди наиболее вероятных называют повышенный приток крови к мозгу, всплески гормонов роста и расширение сети кровеносных сосудов головного мозга. Также возможно, что упражнения стимулируют формирование новых нейронов. До недавнего времени мало кто верил, что такое может произойти в мозге взрослого человека.

Используйте интервальные повторения

Вы же помните поговорку про «мать учения»? Ещё в XIX веке учёный Герман Эббингауз, который на протяжении 30 лет проводил разные эксперименты, чтобы понять, как устроена память, заключил: новая информация забывается в первые часы после знакомства с ней. Кроме того, 90% изученного в классе забывается в течение месяца. Чтобы продлить «срок хранения» знаний, нужно делать повторения через определённые временные интервалы. Чем больше циклов повторения, тем лучше запоминается информация.

Современные исследования подтверждают выводы Эббингауза. Так, учёный Роберт Вагнер попросил две группы студентов запомнить длинный перечень слов. Выдав список одной группе, он попросил заучить его. Второй группе он просто показывал слова через длительные промежутки времени, но заучивать не разрешал.

В итоге первая группа вспомнила гораздо меньше слов, чем вторая. Основываясь на этих результатах, профессор психологии Гарвардского университета Дэн Шактер дал совет педагогам и студентам:

Гравитационный планер

Одно из немногих упражнений,
которое выполняется сидя. Устройтесь поудобнее. Скрестите ноги в лодыжках. Колени
держите свободно. Теперь наклонитесь вперед, а руки плавно опускайте вниз —
выдох; Выпрямляйтесь, поднимайте руки — вдох. Повторите упражнение, наклоняясь
вперед, влево, вправо.

Теперь скрещиваем лодыжки по-другому и повторяем все то же самое.

Весь комплекс займет у вас не больше 10-15 минут, а польза от него будет на весь день. Пусть нейробика станет вашей полезной привычкой и маленьким семейным ритуалом перед школой. Вы удивитесь, как быстро, вы увидите позитивный эффект от этих простых упражнений.

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).

Я мысленно дорисовала девочку. А вы?

  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.

Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»

  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Мозг надо прокачивать, как мышцу

Мозг можно и нужно развивать: как и тело, он способен меняться (и это научный факт). Наш мозг, по словам Медины, работает как мышца. Чем старательнее мы учимся, тем крупнее и сложнее он становится.

Прочтите также:  Кофеиновая ломка: как любимый напиток заставляет вас страдать

Например, у скрипачей увеличен участок мозга, отвечающий за движения левой руки: он выглядит так, будто музыканты придерживались диеты с высоким содержанием жиров.

Левой рукой скрипач касается струн, а в правой — держит смычок. Область, которая отвечает за действия правой руки, выглядит намного проще — движения этой руки более однообразные, а область мозга, ответственная за левую руку, вздута и испещрена бороздами, ведь механика движений левой руки требует от скрипача большей филигранности.

Интересные факты

А теперь, когда самые распространенные мифы о человеческом головном мозге развеяны, пора узнать несколько малоизвестных фактов об этом органе:

  1. Невзирая на то, что головной мозг составляет примерно 2% от общей массы тела, он использует почти 20% кислорода и столько же калорий, потребляемых организмом.
  2. Еще в 1945 г. ученые подсчитали, что мозг примерно на 73% состоит из воды. Его обезвоживание всего на 2% ведет к слабости, ухудшению внимания, памяти и моторики.
  3. Многие уверены, что холестерин – главный враг здоровья. Безусловно, чрезмерно увлекаться пищей, богатой холестерином, не стоит, но совсем без этого вещества человек не может обойтись. Примерно 25% всего холестерина, имеющегося в организме, концентрируется в клетках головного мозга, которые бы без него просто погибли.

Человеческий мозг – удивительный орган. Ученые продолжают исследовать его, открывая все новые факты и развенчивая давние мифы.

Источники
  1. Suzana Herculano-Houzel, 2009 Nov 9. – The Human Brain in Numbers: A Linearly Scaled-up Primate Brain.
  2. The Michael J. Fox Foundation for Parkinson’s Research. – New survey finds Americans care about brain health, but misperceptions abound.
  3. Robynne Boyd, Scientific American, Feb 7, 2008. – Do People Only Use 10 Percent of Their Brains?
  4. William James, Science. – The energies of men.
  5. Jerri D. Edwards, Huiping Xu, Daniel O. Clark, Lin T. Guey, Lesley A. Ross, Frederick W. Unverzagt. – Speed of processing training results in lower risk of dementia.
  6. Jared A. Nielsen, Brandon A. Zielinski, Michael A. Ferguson, Janet E. Lainhart, Jeffrey S. Anderson. – An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging.
  7. Michael C. Corballis. – Left Brain, Right Brain: Facts and Fantasies.
  8. Laura Jiménez-Ortega, Javier Espuny, Pilar Herreros de Tejada, Carolina Vargas-Rivero, and Manuel Martín-Loeches. – Subliminal Emotional Words Impact Syntactic Processing: Evidence from Performance and Event-Related Brain Potentials.
  9. MedicalNewsToday.com. – What percentage of our brain do we use?

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Будем признательны, если воспользуетесь кнопочками:

Как заставить мозг работать быстрее и эффективнее

Итак, одновременная активность всех нейронов мозга невозможна. Но при этом человеку ничто не мешает заставить работать свой интеллект более эффективно. Все дело в нейронных связях, которые формируются в человеческом мозгу с первых минут его появления на свет.

Учеными установлено, что количество нейронов у ребенка даже больше, чем у взрослых, но при этом связи между нейронами отсутствуют. В результате младенец не умеет слышать, видеть, разговаривать и понимать речь. Всему этому он учится постепенно, по мере формирования нейронных связей.

Начиная с рождения, человек совершенствуется физически, духовно, интеллектуально, что подразумевает формирование новых нейронных связей. Однако время неумолимо и на закате жизни по разным причинам наш живой компьютер начинает давать сбои.

Современная наука предлагает множество методик по развитию своих способностей и профилактики старения мозга. Следует всегда помнить о неотделимости его от тела и необходимости постоянно заботиться о них. Так не следует перегружать себя, чередуя работу с полноценным отдыхом. Не стоит зацикливаться на одной работе, «разбавив» ее интересным делом для души.

Для тренировки памяти можно выучить стихотворение или запомнить чередующиеся в разных вариантах ряды букв или цифр. Не помешает и тренировка моторики. К примеру, правше (левше) периодически пробовать чистить зубы «неудобной» рукой.

Есть упражнения на помехоустойчивость. К примеру, попытаться запомнить текст или номер телефона, когда звучит громкая музыка или кто-то сбивает, произнося случайный набор цифр. Простейшая тренировка внимания – найти отличия на двух картинках.

Что такое мнемотехника

Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.

В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.  

Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше. 

Упражнение 1. Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится. С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация. Возможно, это будет подкова или колесо фортуны как распространённые символы удачи.

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев

Соедините пальцы вместе

  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»

Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Тренируйте память

Часть мозга, которая более всего реагирует на аэробные упражнения, – это гиппокамп. Хорошо контролируемые эксперименты среди детей, взрослых и пожилых людей показывают, что он увеличивается в размерах при улучшении физической формы. Поскольку гиппокамп является главным элементом системы обучения и памяти, это открытие отчасти объясняет эффект улучшения памяти при укреплении сердечно-сосудистой системы.

Помимо медленного увеличения памяти на вашем «жестком диске», упражнения могут иметь непосредственное влияние на формирование памяти. Немецкие исследователи показали, что ходьба или езда на велосипеде во время, но не перед обучением, помогают лучше усваивать и запоминать новые иностранные слова. Поэтому тренируйтесь во время учебы. Но не переусердствуйте: интенсивные тренировки могут увеличить напряжение и негативно отразиться на способности запоминать.

Первые признаки деменции

  1. Происходит нарушение как долговременной, так и кратковременной памяти. Человеку становится сложно вспомнить события, которые произошли недавно или запомнить новую информацию.
  2. Человек теряет навыки ориентации в пространстве и времени. Нередки случаи, когда больные терялись даже в привычной для них местности.
  3. Появляется безразличие к некогда любимым занятиям, исчезает желание познавать новое. Это происходит потому, что мозг уже не в состоянии получать и обрабатывать информацию.
  4. Снижение критичности собственного восприятия. Обычно этот симптом проявляются при планировании ближайшего периода жизни.
  5. В дальнейшем отмечается как прогрессирование этих симптомов, так и появление других, по своему воздействию более мощных. Одна из явных отличительных черт деменции – человек живет своим прошлым.

При самых ранних проявлениях заболевания важно своевременно обратиться к терапевту или врачу общей практики. При необходимости он направит больного к специалисту (неврологу, психиатру или гериатру)

Оцените статью