Тест сонди: как выявить душевные расстройства по внешнему виду?

Задачи для определения когнитивного возраста

Тест состоит из трех заданий, которые нацелены на оценку внимательности, быстроты реакции и остроту зрения.

В ходе первого испытания на экране показываются математические примеры — нужно быстро определить, правильные они или нет. Если правильные, нужно нажать левую кнопку мыши, а если нет, ничего не делать. Например, если на экране появляется «3+2=5» нужно кликнуть по мыши. В случае, если на дисплее высвечивается «4>30» ничего делать не нужно.

Скриншот первого задания

Во втором испытании человеку показываются буквы русского алфавита. Если они написаны правильно, нужно нажать на левую кнопку мыши, а если зеркально — нет.

Скриншот второго задания. В тесте используется только русский алфавит, поэтому осторожнее с буквой N — это отзеркаленная И!

Третье испытание нужно для того, чтобы определить остроту зрения. Считается, что с возрастом зрение людей ухудшается, поэтому чем быстрее и точнее человек сделает задание, тем моложе будет его когнитивный возраст. На экране показываются фигуры, а целью является поменять оттенок фона таким образом, чтобы они были лучше видны. Есть и вторая часть, в которой фигуры нужно сделать невидимыми. Время не ограничена, но чем быстрее человек справится с заданием, тем лучше.

Скриншот третьего задания

Основные идеи работ Леопольда Сонди

Автором портретного теста стал известный психолог еврейского происхождения Леопольд Сонди. Еще в юности будущий создатель метода портретной оценки решил стать врачом, поскольку одной из немногих сфер, доступных евреям во времена его молодости, была именно медицина.

Леопольд Сонди интересовался экспериментальной психологией. Начав активно изучать людей, страдающих нервными и психическими заболеваниями, он выдвинул идею о том, что психопатология накладывает сильный отпечаток на внешность пациента.

Психолог устроился работать в лабораторию, находившуюся в здании школы для умственно отсталых детей. Именно здесь он собрал богатый материал для исследований, пытаясь проследить генеалогию каждого ребенка и собирая данные биохимических и эндокринных исследований в поддержку своей теории.

На работы Сонди сильное влияние оказали идеи аналитической психологии Карла Юнга и психоанализ Зигмунда Фрейда. Ученый предполагал, что доминирующим фактором развития разума является внешняя среда, которая, в соответствии с принятыми теориями, стимулирует реакции, необходимые для приспособления к существующим условиям. Данные реакции, приводящие к успешной адаптации, вызывают внутренние изменения в организме, способствующие, в свою очередь, формированию определенного типа поведения.

Проводя свои опыты, Леопольд Сонди с удивлением обнаружил, что выбор «второй половинки» часто обусловлен подсознательным влечением человека к партнеру с подобной скрытой или явной патологией. Данное явление психолог назвал «генотропизмом бессознательного отбора» и даже посвятил ему первую знаменитую работу  «Анализ» .

Генерализация

Генерализация плохого = (ваш балл)

«Говоря об устойчивости, мы подразумеваем время, а говоря о генерализации — пространство.

Приведем пример. Крупная фирма сокращает штат бухгалтеров. Два попавших под это сокращение специалиста, Нора и Кевин, впадают в депрессию. Они оба в течение нескольких месяцев не могут собраться с силами, чтобы заняться поисками новой работы, оба избегают делать что-либо напоминающее им об их прежнем занятии. Однако Нора осталась любящей женой, активно выполняющей свои обязанности. Ее социальная жизнь протекает нормально, она не жалуется на здоровье и она продолжает трудиться три дня в неделю. Кевин, наоборот, совершенно расклеился. Он игнорирует жену и ребенка, проводит вечера, погрузившись в мрачные раздумья. Он отклоняет приглашения на вечеринки, говорит, что не может видеть людей. Не смеется над шутками. Он прекратил бегать трусцой, подхватил простуду, которая не проходила всю зиму».

Склонность к генерализации плохого способствует тому, что когда «рвется одна из нитей, скрепляющих их жизнь, распускается все полотно».

Генерализация хорошего = (ваш балл)

«Когда Нора получила предложение временно поработать в той же компании, она подумала: «Наконец они поняли, что не могут обойтись без меня». Когда Кевин получил аналогичное предложение, то подумал: «Им, должно быть, реально не хватает кадров».

Оптимист убежден, что негативные события имеют специфичные причины, тогда как хорошие будут позитивно влиять на все, что он делает. Пессимист считает, что плохие события имеют универсальные причины, а за хорошими стоят специфичные факторы.

Есть у нас надежда или нет, по мнению Селигмана, зависит от двух параметров нашего стиля объяснений: генерализации и устойчивости. Надежда обеспечивается умением найти такие объяснения неудачи, которые носили бы временный и специфичный характер. Временный, неустойчивый характер причины ограничивает чувство беспомощности во времени, а специфичность связывает беспомощность с одной конкретной ситуацией. Устойчивые причины, напротив, проецируют беспомощность далеко в будущее, а их универсальность распространяет ее на все, что вы пытаетесь предпринять, любые ваши действия. Выбор устойчивых и универсальных причин неудач — взращение отчаяния».

Коэффициент надежды = Генерализация плохого + Устойчивость плохого = (ваш балл)

Что значат результаты теста?

Быстрота и точность решения задач учитывается искусственным интеллектом. Именно он и определяет когнитивный возраст человека. Логично предполагать, что чем меньше этот показатель, тем лучше. Допустим, если 30-летний человек пройдет тест и получит результат «20 лет», значит у него очень гибкое мышление и хорошая память. Если же 30-летний человек получит результат «45 лет», значит, ему пора заняться укреплением памяти — в противном случае, старость преподнесет очень неприятный сюрприз.

Прочтите также:  Алексей водовозов: «нереально будет убедить людей снова надеть маски»

Укреплять память нужно всегда — в старости вы будете благодарны себе за это

Конечно же, данный тест — это не самоцель упомянутого выше проекта. По словам авторов, в первую очередь они хотят разработать новые медицинские методы для обеспечения здоровой старости и в целом увеличения длительности жизни. Помимо теста на когнитивный возраст, на сайте Университета Лобачевского можно найти калькулятор биологического возраста и тест на тяжесть COVID-19. Но пройти их гораздо сложнее — нужны результаты анализа крови.

В Интернете можно найти множество тестов разной степени серьезности. Например, однажды я рассказывал, как пройти тест на наличие у домашней кошки психопатии — вот ссылка. Но существуют и другие, более серьезные тесты, которые применяются профессиональными психиатрами. Вот хорошая подборка, которая в свое время явно понравилась нашим читателям.

Я-структурный тест Аммона, 220 вопросов

Немецкий психиатр и психоаналитик Гюнтер Аммон — один из создателей и лидеров динамической психиатрии. Его тест выявляет множество деталей о личности, типизируя каждую из характеристик по трем видам. Например, Аммон различает следующие виды агрессии:

  • конструктивная — целенаправленная активность, способность сохранять отношения и волевым образом решать задачи, активно строить собственную жизнь,
  • деструктивная — неверно направленная, разрушительная для себя и окружающих, разрывающая отношения, обесценивающая других,
  • дефицитарная — уход в себя, отсутствие активности, безучастность, избегание соперничества и конструктивного спора, душевная пустота (согласно Аммону, это тоже агрессия).

Тревога или страх, оставаясь в конструктивных пределах, помогают адекватно воспринимать ситуацию и реалистично оценивать опасность. Деструктивный страх переполняет психику и парализует. Дефицитарный — свидетельствует о том, что защитная функция психики и регулирование поведения более не служат пациенту добрую службу.

Гюнтер Аммон выделяет также конструктивный нарциссизм (адекватное позитивное отношение к себе, признание своих слабостей), деструктивный (нереалистично высокая самооценка, неспособность принимать критику) и дефицитарный (отсутствие контакта с самим собой, ведомость, зависимость от мнения других, отказ от собственных интересов и потребностей).

Адаптации и модификации методики

Адаптация теста ос­мысленности жизни на русском языке была впервые выпол­нена К.Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г.Ленинград). К.Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, за­менив при переводе некоторые пункты другими. Согласован­ность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась до­вольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фак­тора социальной желательности. В основном исследовании К.Муздыбаева, которое по своим задачам носило социоло­гический характер, участвовали 540 рабочих трех промыш­ленных предприятий г.Ленинграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать следующие. Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетво­ренности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у муж­чин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (за­мужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведен­ных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика ос­мысленности жизни, максимумы которой приходятся на воз­растные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50.

Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым (фа­культет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К.Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего на­чала предложения с двумя вариантами окончания форму­лировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачнос­ти» методики и устранения позиционных эффектов, хотя про­цедура подсчета суммарного балла при этом несколько ус­ложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное из­менение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — час­то — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось по­добрать адекватного набора из семи частотных обозначений.

Чернильные пятна Роршаха

Швейцарский психиатр и психолог Герман Роршах разработал тест, в основе которого — интерпретация чернильных пятен разных цветов: пастельного красного, серого и черного. По мнению исследователя, цвета, контуры и формы оказывают определенное эмоциональное воздействие на испытуемого и влияют на то, что он видит в кляксе — животное, человека, фантастическое существо или неодушевленный предмет.

Тест Роршаха. Клякса № 2  Hans Huber Medical Publisher, Bern (CH) / Wikimedia Commons

Если кто-то или что-то из вышеперечисленного видится не во всем рисунке, а во фрагменте, или образ выстраивается по белым промежуткам между пятнами, это свидетельствует об оборонительной позиции испытуемого.

Если образ видится прежде всего благодаря форме, а не цвету — это признак хорошо контролируемой эмоциональности, показатель превосходства мысли над чувством

Напротив, если испытуемый в первую очередь обращает внимание на цвет, в нем преобладают эмоции и аффекты

Устойчивость

Устойчивость плохого = (ваш балл)

Данный показатель показывает, насколько устойчивыми и постоянными вы считаете причины своих неприятностей.

Если, размышляя о неприятностях, вы используете выражения всегда и никогда, а также подчеркиваете фактор постоянства и неизменности, значит, вы склонны оценивать негативные события своей жизни, как устойчивые.

Если вы размышляете о своих поражениях в категориях иногда и в последнее время, если подчеркиваете мимолетность и скоротечность негативных событий, то у вас оптимистичный стиль оценки негативных событий.

Неудача любого заставляет чувствовать беспомощность, по меньшей мере, на мгновение. Это словно удар в живот. Возникает боль, но она постепенно уходит, у кого-то — почти сразу. Это люди, получившие результат 0 или 1. У других боль долго не проходит, она вспыхивает, бурлит и постепенно кристаллизуется в форме недовольства и разочарования. Такие люди набирают от 7 до 9 баллов. Они переживают себя беспомощными в течение нескольких дней, возможно месяцев, даже после мелких неприятностей.

Прочтите также:  Обморок

Устойчивость хорошего = (ваш балл)

Данный показатель показывает, насколько устойчивыми и постоянными вы считаете причины своих побед.

Оптимистичные люди объясняют позитивные события устойчивыми причинами, такими как личные качества, способности, тем, что так происходит всегда.

Пессимистичные — называют преходящие причины: настроение, степень приложенных усилий, случайность, говорят, что так происходит иногда.

Результаты тестирования

Психологи утверждают, что каждое из вышеперечисленных действий олицетворяет одну из важных жизненных сфер:

· Плачущий ребенок – отношение с детьми.

· Напрасно текущая вода – финансы.

· Звонок в двери – ожидание чего-то нового и неудовлетворенность своей жизнью на данный момент.

· Телефонный вызов мужа – личную жизнь и взаимоотношения с супругом.

· Порезанный палец – состояние здоровья и забота о своем благополучии.

Рассмотрим, о чем на самом деле говорит ваш выбор в психологическом тесте.

Плачущий малыш

Если вы сразу решили взять на руки плачущего ребенка, значит, для вас на первом месте стоят дети и их благополучие. На первый взгляд это может показаться достаточно разумным, но если копнуть глубже, то у такого выбора обнаружатся некоторые подводные камни. Полностью отдаваясь детям, мама часто забывает не только о своем супруге, но и о себе. А это грозит ухудшением отношений с мужем и личной нереализованностью женщины. Помните, что хорошая мама – это счастливая женщина и чаще вспоминайте о своих потребностях и желаниях.

Также чрезмерная сосредоточенность на детях и повышенная тревожность на этом фоне присуща мамам, находящимся в состоянии послеродовой депрессии. Узнайте о ее признаках и причинах, чтобы выявить у себя эту проблему.

Текущая вода

Человек, решивший сразу закрыть кран в ванной, проявляет заинтересованность в финансовом благополучии. Он ставит деньги во главу своих ценностей. Хорошо это или плохо – каждый решает для себя сам. Но психологи в такой ситуации советуют не забывать о том, что деньги приходят и уходят, а взаимоотношения с семьей и ваше здоровье являются более ценными и постоянными аспектами.

Узнайте больше о психологии денег и освойте 7 ключевых шагов на пути к богатству.

Звонок в дверь

Если вы решили открыть дверь, значит, обладаете повышенной тревожностью и неуверенностью в себе. Скорее всего, вы еще не до конца расставили для себя приоритеты или находитесь в поисках смысла жизни. Вы не цените имеющиеся отношения и халатно относитесь к своему здоровью. Обязательно задумайтесь над расстановкой жизненных целей и формированием приоритетов. Чем раньше это сделаете, тем быстрее сможете двигаться в нужном направлении.

Звонок мужа

Реакция на телефон означает, что больше всего вы цените свои отношения и во главе приоритетов у вас находится семья и личная жизнь. Обратной стороной медали такой расстановки приоритетов может оказаться потеря своего я и нереализованность в жизни. Личность, которая ставит отношения с партнером выше своих интересов и здоровья, проявляет модель жертвенного поведения. Так ли это можно выяснить, ответив на 15 вопросов простого психологического теста.

Порез пальца

В первую очередь оказать помощь самому себе – это наиболее разумный выбор для психологически здорового человека. Только решив личные проблемы и заботясь о своем самочувствии, вы сможете больше дать окружающим и реализовать себя не только в личной, но и профессиональной сфере. Кто как не вы сами должны позаботиться о своем благополучии и самочувствии? Если же этот вариант ответа оказался на последнем месте, то стоит серьезно задуматься о своей самооценке. Проверить ее уровень, можно выполнив этот простой тест.

Также ставить себя на последнее место свойственно людям, находящимся в состоянии эмоционального выгорания или депрессии.

Подсчитываем следующие показатели:

М. Селигман посвятил свою научную карьеру исследованию тех психологических механизмов, которые позволяют людям «не сдаваться» (искал, кто обладает иммунитетом против состояния «выученной беспомощности», при котором человек или животное перестает предпринимать попытки избежать негативного воздействия внешних условий при наличии такой возможности).

Для обоснования важности сохранения «продуктивного» настроя (конструктивная альтернатива состоянию «выученной беспомощности»), автор описывает ситуацию, в которой девушка, будучи прилежной студенткой ВУЗа, была лишена возможности получить диплом и найти в будущем соответствующую работу, только лишь потому, что она даже не попробовала себя защитить от клеветы в свой адрес. Согласно разработанной им (на основе научных исследований) прикладной концепции «оптимизма — пессимизма», навыки оптимизма определяются способностью человека справляться с трудными, неприятными ситуациями; продолжать двигаться вперед после столкновения с неудачей

Большое значение при этом имеют способы объяснения самому себе эмоционально значимых событий жизни (в особенности поражений)

Согласно разработанной им (на основе научных исследований) прикладной концепции «оптимизма — пессимизма», навыки оптимизма определяются способностью человека справляться с трудными, неприятными ситуациями; продолжать двигаться вперед после столкновения с неудачей. Большое значение при этом имеют способы объяснения самому себе эмоционально значимых событий жизни (в особенности поражений).

М.Селигман выделил три ключевых параметра, которыми определяется стиль объяснений различных событий: устойчивость, генерализация и персонализация.

Читать также:Комментарий к тесту Мартина Селигмана на уровень оптимизма — пессимизма.

Интерпретация результатов

Интерпретация субшкал

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют нали­чие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не толь­ко целеустремленного человека, но и прожектёра, планы ко­торого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкреп­ляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

Прочтите также:  Антибиотики для горла местного действия рассасывающие: список лучших

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теори­ей о том, что единственный смысл жизни состоит в том, что­бы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмо­ционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характе­ризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацелен­ность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать челове­ка, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я — хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личнос­ти, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и пред­ставлениями о ее смысле. Низкие баллы — неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При вы­соких баллах — убеждение в том, что человеку дано контро­лировать свою жизнь, свободно принимать решения и вопло­щать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному конт­ролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Теоретические основы

Тест смысложизненных ориентации является адаптирован­ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была раз­работана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и пресле­довала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциаль­ном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описан­ных видов неврозов. Первоначально авторы стремились пока­зать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенци­ального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической зна­чимости жизни.

Многофакторный опросник Кеттела, 187 вопросов

Методика, разработанная в 1940-е годы прошлого века британским и американским психологом Реймондом Кеттелом. Это одна из первых структурных моделей личности, основанная на «лексикографическом подходе» психологов Гордона Олпорта и Х. С. Одберта. С их точки зрения, наиболее значимые индивидуальные личностные различия членов того или иного общества рано или поздно становятся закодированными в их языке, в определенных словах.

Исследователи перелопатили самые подробные на тот момент словари, отобрали 18 000 слов, важных для характеристики индивидуумов, и выделили из них 4500 прилагательных, описывающих, по их мнению, относительно устойчивые личностные черты.

Кеттел, используя компьютер, сократил список до 171 слова, составив 16-факторный личностный опросник. В стандартном его варианте — 187 вопросов (16PF). Есть сокращенная версия из 105 вопросов и варианты для детей (8–12 лет и 12–16 лет).

По результатам опроса получаем график с подробным описанием результатов по шкалам и факторам. Например, фактор А — это особенность характера в диапазоне «замкнутость/общительность». Для высокого значения (А+) — от 5,5 до 10 — характерна «естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость», для низкой (А-) — от 1 до 5,5 — «замкнутость, критичность, склонность к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности — вещи привлекают больше, чем люди…» Схожим образом описываются интеллект, эмоциональная стабильность/нестабильность, интроверсия/экстраверсия и т. д.

Диагностика уровня невротизации Вассермана

Другой аналогичный тест — в нем 40 вопросов, по которым можно определить уровень эмоциональной нестабильности, повышенной раздражительности, тревожности и других проявлений невротизации.

Опросник разработали в Центре психиатрии и неврологии им. В. М. Бехтерева под руководством д. м. н. Людвига Вассермана.

***

Думается, что-то новое о себе узнает каждый, кто пройдет хотя бы несколько из предложенных тестов. А чтобы новое знание не преумножало скорби, отнеситесь к полученной информации философски. В конце концов, иногда правду о себе лучше узнавать из бездушного опросника, чем от близких, родных или знакомых.

Как выполнить тест

Выполнение этого теста не займет более минуты. Зато результаты его прохождения могут быть достаточно неожиданными и открыть глаза на интересные детали, о которых вы не подозревали ранее.

Для получения точного ответа достаточно придерживаться следующих правил:

· Сосредоточьте внимание на выполнении задания. · Прочитайте внимательно вопрос и все варианты ответа

· Прочитайте внимательно вопрос и все варианты ответа.

· Раздумывайте над ними не более 1 минуты.

· Расставьте напротив каждого варианта ответа цифры от 1 до 5, так чтобы 1 указывал на то, что вы сделаете в первую очередь, а 5 – в последнюю.

Если вы готовы узнать всю правду о своих истинных жизненных приоритетах, приступайте к выполнению теста прямо сейчас.

Заключение

Большое количество психологических проективных тестов, с одной стороны, позволяет людям как можно лучше знакомиться с собой и своим внутренним миром, а с другой стороны, может вогнать их в состояние депрессии и апатии. Увидев неправильную расшифровку результатов, человек может подумать о наличии у себя какого-либо психического расстройства.

Важно помнить, что ни один из психологических тестов не может дать полной картины о наличии психических или эмоциональных заболеваний. Такой диагноз сможет поставить только квалифицированный специалист при проведении полноценного исследования

Поэтому не стоит относиться к тесту Сонди, как к серьезному инструменту для выявления нарушений и отклонений, – это всего лишь один из инструментов для возможного самоанализа.

Помните об этом, а мы желаем вам удачи и просим пройти небольшой опрос:

Оцените статью