Гаджеты и зрение детей

Содержание

Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 марта 2021 г. «О рекомендациях по работе с гаджетами для школьников»

Роспотребнадзор напоминает, что по данным гигиенических исследований от 30 до 50% школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни.

В эпоху цифровых технологий, связанных с обучением, работой и досугом, существенно повышается нагрузка на орган зрения как в школе, так и вне её пределов. Высокая нагрузка субъективно проявляется жалобами на покраснение и сухость глаз, расплывчатость и нечёткость зрения при взгляде вдаль, а также боли в шее, плечевом поясе, головную боль. Появление этих симптомов у детей должно насторожить родителей и быть основанием для обращения за медицинской консультацией.

В качестве мер профилактики рекомендуется рациональное дозирование времени работы с электронными средствами обучения и гаджетами. Рекомендуется также ежедневное выполнение гимнастики для глаз, оборудование рабочего места ученика оптимальными условиями для выполнения зрительной работы — это удобное рабочее место, левостороннее освещение, расстояние от монитора до органа зрения не менее 70 см, от рабочей поверхности до органа зрения не менее 25 см.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих её фиксацию в тетрадях обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет — 5-7 минут, для учащихся 1-4- х классов — 10 минут, для 5-9- х классов — 15 минут.

Прочтите также:  Пациентам: стоит ли паниковать из-за повышенного холестерина?

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать:

— для интерактивной доски — для 1-3 классов — 20 минут, для 4-11 классов — 30 минут;

— для интерактивной панели — для 1-3 классов — 10 минут, для 4 класса — 15 минут, для 5-6 классов — 20 минут, а для 7-11 классов — 25 минут;

— для персонального компьютера и ноутбука — для 1-2 классов — 20 минут, для 3-4 классов — 25 минут, для 5-9 классов — 30 минут, а для 10-11 классов — 35 минут;

— для планшета — для 1-2 классов — 10 минут, для 3-4 классов — 15 минут, для 5-9 классов — 20 минут, а для 10-11 классов — 20 минут.

Суммарная ежедневная продолжительность использования ЭСО в школе и дома не должна превышать:

— для интерактивной доски — для 1-3 классов — 80 минут, для 4 класса — 90 минут, для 5-9 классов — 100 минут, для 10-11 классов — 120 минут;

— для интерактивной панели — для 1-3 классов — 30 минут, для 4 класса — 45 минут, для 5-6 классов — 80 минут, а для 7-11 классов — 100 минут;

— для персонального компьютера и ноутбука — для 1-2 классов — 40 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов — 50 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов — 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов — 70 минут в школе и 170 минут дома;

— для планшета — для 1-2 классов — 30 минут в школе и 80 минут дома, для 3-4 классов — 45 минут в школе и 90 минут дома, для 5-9 классов — 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10-11 классов — 80 минут в школе и 150 минут дома.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Малофункциональная альтернатива смартфонам

В июле 2019 г., как сообщал CNews, Борис Чернышов, занимавший на тот момент должность зампреда комитета Госдумы по образованию и науке, предложил выдавать ученикам телефон, созданный специально для них. Он назвал эти аппараты «шкулфонами», и, по его задумке, они должны были содержать лишь минимум программ и возможностей, чтобы ничего не отвлекало детей от учебы.

Прочтите также:  Как люди живут с протезами рук или ног

Борис Чернышов не стал говорить о наличии в его «шкулфонах», за разработкой которых он обратился в госкорпорацию «Ростех», доступа в интернет. По прошествии полутора лет российских школьников на «шкулфоны» так и не перевели, а сами устройства все еще не были представлены общественности.

Есть ли смысл контролировать время ребенка, которое он проводит в гаджетах?

Детский психолог Екатерина Мурашова провела небольшое исследование на эту тему и получила интересные результаты. Семьи, принимавшие участие в исследовании, были поделены на три группы, в зависимости от позиции родителей:

Первая группа: родители четко назначают и контролируют время использования гаджетов ребенком.

Вторая группа: договоренность о времени есть, но строго не придерживаются.

Третья группа: ребенок пользуется гаджетами, сколько захочет — контроль отсутствует.

Затем родителям было предложено подсчитать, сколько времени ребенок использует гаджет (компьютер) в реальности. Такое же задание было дано и самим детям: зафиксировать реальное времяпрепровождение в киберпространстве. В итоге оказалось, что дети из всех групп «сидят» в гаджетах примерно одинаково — 21-24 часа в неделю. Как такое могло случится? Как дети из семей, где нахождение в гаджетах контролируется, например, час в день, смогли «добрать» остальное время? Психолог спросила об этом самих детей. Ответы были такими: «играл на продленке», «дал планшет старший брат», «утащил смартфон и „сидел“ в интернете всю ночь», «мама замоталась и забыла выключить компьютер».

Я бы еще добавила: «играл во время прогулки с друзьями». Иногда вижу детей, сидящих на детской площадке с телефонами в руках. Здесь нет контроля. А пока его нет, надо ловить момент. Я знаю семью, где сына на все каникулы отправляли на дачу к бабушке, чтобы отвлечь от гаджетов. Родители радовались: целый день катается на велосипеде. Потом выяснилось, что сын уезжал к дороге, ведущей в город, садился на остановке и целый день «рубился» в игры на телефоне.

Оказалось, что «бесконтрольные» дети из третьей группы играют меньше всех. Чаще серфят и общаются. Игры на первом месте у детей из первой группы со строгим контролем. Вот что пишет об этом Екатерина Мурашова: «Для третьей группы все это скорее путешествие в новый мир и новые встречи. Для первой — преимущественно игра. Для второй — приключение и возможность пообщаться с теми, кто тебя понимает».

Профилактика зависимости от гаджетов

Важно с самого раннего возраста приучать ребенка к соблюдению правил, которые устанавливают родители. Тогда и ограничение времени, проводимого с гаджетами, не будет восприниматься болезненно.
Некоторые родители практикуют кормление малышей во время просмотра мультфильма

Прочтите также:  11 медицинских технологий, которыми мы будем пользоваться в будущем

Ребенок, увлеченный мелькающими картинками, послушно открывает рот. Но это приводит к нарушениям пищевого поведения и развитию зависимости от гаджета.
Нельзя использовать гаджеты, как средство от истерик или плохого настроения. Малыш должен учиться справляться с эмоциями самостоятельно, успокаиваться и благополучно переживать трудности.
Родители подают пример ребенку. Свободное время лучше проводить, общаясь с семьей, а не с гаджетом.
Детям всех возрастов нужно общение с родителями, общие интересы и цели. Тогда у них не будет потребности убегать от одиночества в сеть.
Важно обеспечить ребенку интересный и разнообразный досуг, достаточно игрушек, материалов для творчества, спортивного инвентаря.
Родителям нужно интересоваться, чем дети занимаются в сети, во что играют, что смотрят, с кем общаются. Уважение к интересам ребенка укрепляет родительский авторитет.

Лента новостей

Вокруг Голубой бухты в Севастополе возник забор

В Севастополе трое задушили человека

Охрану школ отдадут на откуп казачьим ЧОПам

Севастополь просит у Москвы 5 миллиардов на променад вдоль Южной бухты, новые транспортные узлы и перенос парома

Ментальная война: почему мутировала Восточная Европа

Стало известно о планах Колумбии отправить военных на Украину

Неадекват пристал к ребёнку из-за жёлто-синего рюкзака

В Севастополе открыто новое уголовное дело о крупном мошенничестве

Балтийскому морю грозит экокатастрофа из-за польских санкций против РФ

Автомобиль нырнул в трёхметровый провал посреди проезжей части

Между Крымом и другими регионами России появился новый путь

Севастополь составил план защиты морского побережья

В Британии спорят о будущем премьера Джонсона после голосования о доверии

Британия решила передать Украине ракеты дальнего действия

Кто и зачем поджигает военкоматы в России

Минобороны сочло нецелесообразным торговый комплекс в центре Севастополя

Что можно и что нельзя смотреть детям?

Ограничения напрямую зависят от возраста ребенка.

Дошкольники

Для таких детей существуют интересные развивающие мультфильмы и передачи.

Можно играть и в простые игры на внимание, логику, память. Хорошо, если родители будут делать это вместе с детьми и потом обсуждать увиденное

Но основная деятельность ребенка этого возраста — игры со сверстниками, прогулки на улице, творческие занятия.

Младшие школьники

Дети по-прежнему могут смотреть развивающие передачи и мультики, играть в игры, соответствующие их возрасту, уделяя этому не более положенного времени. Также ценным остается совместный просмотр с родителями. Ведущей деятельностью ребенка этого возраста является учеба, но и за играми и прогулками он проводит много времени.

Средние школьники

Дети старше 10 лет уже хотят иметь собственный смартфон и проводить с гаджетом больше времени. Родителям нужно ввести правила. Гаджет — это вещь родителей, пользоваться которой они разрешают на своих условиях.

Нужно обязательно контролировать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени проводит в сети. Для этого существуют специальные программы родительского контроля, которые помогают в организации безопасности ребенка в интернете. Разрешая играть в игры, стоит ограничивать игры с элементами насилия — «стрелялки». Особенно это касается детей с проблемами регуляции негативных эмоций. По-прежнему остаются ценными совместные просмотры родителей и детей.

Как снизить вред от использования устройств

Устанавливаем режим для гаджетов

Чтобы ребенок легче воспринял ограничения, нужно объяснить их ему заранее, рассказать о причинах их появления и придерживаться созданных вами правил, не делая исключений.

Время просмотра мультфильмов постарайтесь ограничить, ориентируясь на возраст ребенка. Пусть мультфильмы и игры выдаются дозированно и никогда — как поощрение.

  • Начинать желательно с одной 10 – 15-минутной серии мультфильма или игры — для малыша 2 – 3 лет этого обычно достаточно.
  • Определяя количество времени, которое ребенок будет проводить за игрой в гаджеты, также ориентируйтесь на его возраст и, главное, на советы офтальмолога и невропатолога.
  • Определившись с временем для игр и просмотра мультфильмов, ставьте таймер или купите будильник, например в виде животного, которое нравится малышу.
  • Выбирайте развивающие пазлы и квесты вместо бессюжетных бесцельных игр.
  • Избегайте игр, в которых нужно «прокачивать» персонажей и переходить с уровня на уровень, где один сеанс игры может растягиваться на неопределенное время.
  • Откажитесь от игр, где нужно что-либо покупать за реальные деньги в игровом пространстве.
  • Определите один день недели, который проходит без устройств.

Как возникает зависимость от гаджетов

Особенность современных планшетов и телефонов — интуитивное управление — привела к тому, что малыши, которые не умеют читать, отлично справляются с ними. Раскрыть секреты устройства телевизионного пульта им тоже не составляет труда. До какого-то момента это вызывает гордость и умиление, но потом родители обнаруживают, что ребенок не может без мультфильмов и игровых приложений. Что делать?

Зависимость от электронных устройств имеет несколько причин, и одна из них — удобство такого детского времяпрепровождения для родителей. Мамам и папам поначалу действительно становится легче от того, что они получают час-полтора свободного времени, пока ребенок смотрит мультфильмы или играет на планшете. Но стоит ли этим злоупотреблять?

Чем вреден такой вид досуга?

  • Игры на планшете и телепередачи не дают малышу возможности двигаться.
  • Общение с персонажами игр сенсорно неполноценно.
  • Визуальные, звуковые и сюжетные впечатления, получаемые ребенком в игре, могут приводить к эмоциональному перенапряжению.
  • Опыт, полученный в игре, малыш не сможет применить в жизни или обогатить им отношения с людьми. А значит, это может повредить социальным взаимодействиям в будущем.

Конечно, родители сами выбирают для детей приложения, мультфильмы и телепрограммы и стараются ограничить время игр и просмотра телевизора. Но как делать это грамотно?

Как соблюсти баланс между использованием гаджетов и сохранением зрения ребенка? Мнение эксперта

Рабочее место:компьютерный стол с регулируемой платформой для клавиатуры и стул с регулировкой высоты иугла наклона спинки

Важно, чтобы ребёнок правильно сидел за столом: ноги согнуты под прямым углом и опираются на пол, голова держится прямо, спинка стула поддерживает нижнюю часть спины, верхний край монитора находится на уровне глаз и удален от них на 60-80 см, руки свободно лежат на столе, а кисть находится на одной линии с предплечьем.
Если ребёнок имеет аномальную рефракцию и использует очки для постоянного ношения, тозанятия на компьютере надо проводить в них.

Не работать в сумеречных условиях за компьютером.Освещённость помещения должна составлять 300-500 лк.

  • Лампочка в настольной лампе должна иметь мощность не более 60 Ватти лучше, если она будет теплого цвета (например, желтого).
  • Следить за отсутствием на экране слепящих световых бликов.
  • Через каждые 20-30 мин работы делать разминку: отводить взгляд от экрана и в течение 20-30 с смотреть вдаль.
  • Лучше выбрать компьютер с жидкокристаллическим монитором с диагональю в 17-19 дюймов.У планшетов и смартфонов маленький экран.
  • После занятий за компьютером и в перерывах следует делать гимнастику для глаз.

И самое главное – служите примером своему ребенку

Ведь как вы заставите его отказаться от планшета, если сами не выпускаете из рук гаджет и жить не можете без социальных сетей? Возможно, пришло время отложить их в сторону и выйти на улицу вместе с ребенком, прогуляться или заняться спортом? Важно быть вместе офф-лайн, а не врозь он-лайн.источник https://24health.by/gadzhety-i-zrenie-detej/

Уделяем время занятиям с ребенком

Чтобы «оторвать» ребенка от мультфильмов, увлекательных игр на планшете или компьютере, предложите ему еще более интересные занятия. Читайте с малышом книги, рисуйте и лепите вместе, сочиняйте и разыгрывайте истории в кукольном театре. Так вы будете стимулировать развитие его воображения, мышления и памяти, чего не происходит, когда ребенок смотрит телевизор. Кроме того, так он получит опыт интересной жизни, захватывающих впечатлений в реальности, а не в виртуальном пространстве.

Заменяем визуальный ряд аудиорядом

Аудиосказки и радиоспектакли, под которые малыш может собирать конструктор или играть в куклы, — это находка. В том, что касается аудиоматериала, нет никаких временных ограничений. Пока ребенку интересно, он слушает.

Находим важное занятие

В спортивном, танцевальном, музыкальном или художественном кружке ребенок будет не только заниматься чем-то интересным, но и накапливать опыт достижений и свершений. Он поймет, что это куда интереснее, важнее и ценнее, чем очки в игре.

Как преодолеть зависимость?

Разумеется, просто забрать у ребенка гаджет — не вариант. Особенно, если ребенок уже школьник. Тут нужен психологически грамотный и терпеливый подход. Но родители должны быть строги и не отклоняться от выбранной стратегии.

  1. Поговорить с ребенком. Стоит сказать честно, что будет лучше, если у него будет еще жизнь, кроме компьютера или телефона. Вы, как родители, хотите, чтобы он получил образование, нашел дело жизни и достиг успеха. Обязательно нужно объяснить ребенку, что такое зависимость и что для преодоления ее понадобятся силы и время. А родители ему в этом помогут.
  2. Занятость. Каждый день ребенка должен быть строго расписан. Нужно придумать для него полезные и интересные активности — записать на кружки, которые ему понравятся. У него должно быть время на прогулки, выполнение уроков и отдых. Вот в период отдыха он сможет пользоваться гаджетом, но только строго оговоренное время.
  3. Личный пример. Дети всегда копируют родителей. И если взрослые проводят свободное время в сети, то ребенок поступает так же. Он не видит, как может быть по-другому. Хорошо ввести в жизнь семьи ритуалы и традиции, планировать, как будете отдыхать все вместе. Это могут быть путешествия, прогулки, посещения интересных мест, настольные игры, совместные проекты, поделки, рукоделия, кулинарное творчество. Дети будут в восторге от такого времяпрепровождения, и гаджеты отойдут на второй план.
  4. Польза. Мир интернета открывает огромные возможности для того, кто хочет развиваться, а не только развлекаться. Родители должны показать ребенку варианты полезного проведения времени в сети.

Делаем игру с малышом интересной для родителей

Иногда родители позволяют ребенку часто и подолгу играть на планшете или смотреть телевизор, потому что им скучно проводить время с ним или они переутомлены после рабочего дня. В таком случае имеет смысл обсудить это на встрече с семейным психологом. А пока давайте разберемся, как добиться того, чтобы играть с крохой было действительно увлекательно.

Для этого вам стоит обратить внимание на то, как много пользы в таком виде совместного досуга для ребенка

  • Развитие уверенности в себе. Ребенок ощущает себя как личность, если мама или папа откладывает свои дела и внимательно отвечает на его вопросы или играет с ним «на равных». Когда вы делаете над собой усилие, чтобы подробно ответить на вопрос малыша, он становится увереннее, в нем растет доверие и любовь к миру и к себе. Так закладывается фундамент для того, чтобы быть счастливым и радостным человеком в будущем.
  • Передача опыта. Дети копируют поведение родителей и впитывают их установки. Когда мама с удовольствием и радостью занимается со своим малышом, он перенимает эту установку — включаться с интересом во все, чем бы ни занимался. Тогда и он будет с энтузиазмом знакомиться с миром.

Но как быть, если у родителя просто нет времени, чтобы делать с ребенком «его» дела (игры, гуляние, кормление), а потом еще и свои (уборка, готовка, походы в банк и проч.)? Попробуйте объявить все дела общими.

Посмотрим, как это работает. Вам нужно приготовить суп? Прекрасно, ведь вашему малышу тоже будет полезно и интересно смотреть на овощи, узнать их названия, погрызть морковку и спеть вместе с вами песенку. Может быть, он захочет даже стоять рядом и «помогать» — резать игрушечные овощи на своей детской доске. Эта ситуация кардинально отличается от картины, когда мама включает своему ребенку мультфильм, чтобы за время просмотра приготовить ужин.

Зависимость малыша от гаджетов начинается с родителей — и положить конец этой зависимости также могут только они. И начинать, как и в любом воспитательном процессе, нужно с себя: расставлять приоритеты, следить за режимом, искать замену «цифровым удовольствиям». А главное — налаживать теплый и полноценный контакт с малышом.

Приятного общения с ребенком!

Список использованной литературы:

  1. Краснова С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью. Москва: Издательство «Эксмо-Пресс», 2008.
  2. Янг К. С. Диагноз — интернет-зависимость. Москва: Издательство «Мир», 2000.
  3. Дени Мадлен. Интернет, телевизор, видеоигры. Верная дозировка и правила применения. Москва: Издательство «CLEVER», 2016.
  4. Дэниел Сиберг. Цифровая диета. Как победить зависимость от гаджетов и технологий. Москва: Издательство «Альпина Паблишер», 2015.
  5. Оранж Т., О’Флинн Л. Медиадиета для детей. Руководство для родителей: как преодолеть зависимость от телевизора. Москва: Издательство «Диля», 2007.

ТОП 5

Туристический кластер на Северной стороне обещают сделать открытым для севастопольцев

Незаконно перепланировавшим свое жилье севастопольцам грозит высшая мера

Действительно ли нужна яхтенная марина в Балаклаве?

Супермаркеты Севастополя под конец масочного режима хитростью избавлялись от запасов масок

Собственник изъятой земли построит новый комплекс на въезде в Севастополь

Показать все новости

Власти Севастополя намерены спасти «лавандовые поля» от участи Фиолента

Губернатор Севастополя попросил в Совете Федерации 16 миллиардов на теплосети и водоснабжение

Действительно ли нужна яхтенная марина в Балаклаве?

Севастопольцев из Ушаковой балки будут возить на пляж в Омегу

Туристический кластер на Северной стороне обещают сделать открытым для севастопольцев

Показать все новости

С какого возраста можно давать в руки детям мобильный телефон, планшет?

Малышей до 3 лет не стоит приучать к играм на мобильном телефоне, компьютере, планшете илипользоватьсявидеодисплейными терминалами(гибкие устройства для ввода/вывода информации и управления ею). Мультики и фильмы им лучше смотреть на большом экране телевизора, а не на мелких экранах гаджетов.

Ребенку школьного возрастауже можно пользоваться планшетом, но все же лучше отдавать предпочтение компьютеру.

Причем стационарному, а не ноутбуку, в котором клавиатура совмещена с экраном, что не дает возможности регулировать расстояние от экрана до глаз. Помните, что работа на слишком близком расстоянии от экранов провоцирует спазм аккомодации  — следите за расстоянием от глаз до экрана телефона, планшета.

Желательно, чтобы ребенок школьного возраста пользовался мобильным телефоном только при необходимости: например, для связи с родителями, когда он один посещает кружки, тренировки и прочие занятия.

Научные данные о пользе и вреде гаджетов для детей

На что опираться родителям, когда они принимают решение о том, сколько времени их дети могут играть в игры и смотреть телевизор? К счастью, сейчас проводится немало исследований, посвященных влиянию электронных устройств на ребенка.

Прежде всего, стоит иметь в виду, что общение с компьютером, смартфоном, игровой приставкой или планшетом обладает, по мнению ученых, таким же эффектом, что и сидение перед экраном телевизора, и время, проведенное с ними, приравнивается к времени, проведенному за просмотром ТВ.

Общие рекомендации таковы: знакомить своего ребенка с «электронными друзьями» до 2 лет нецелесообразно, так как это ключевой возраст для развития мышления и в это время особенно необходим непосредственный опыт восприятия, а не стереотипный.

По мнению экспертов (представителей британского The Royal College of Paediatrics and Child Health, Американской академии педиатров, Канадского общества педиатров и др.), смотреть телевизор или играть с планшетом детям после 3 лет даже полезно. Но подходить к этому нужно разумно.

  • В возрасте от 3 до 7 лет, по мнению специалистов, нужно ограничивать время просмотра телевизора или игры с планшетом 1 часом в день. 2 часа — это максимально допустимое время.
  • В противном случае дети подвергаются риску всевозможных расстройств — и не только психологических (доказано, что дети, много времени смотревшие телевизор, вырастают менее социально адаптированными и более склонными к агрессии), но и физиологических (долгое сидение у телевизора ученые связывают с возникновением пищевых нарушений, а также с заболеваниями сердца и диабетом).

По мнению специалистов, телевизор и гаджеты могут быть способом расширения кругозора, увеличения словарного запаса и развития скорости умственных реакций, но полезны они только для ребенка старше 7 лет.

Признаки зависимости от гаджетов у детей

Психологи различают три вида компьютерной зависимости: игровая, сетевая и серфинговая.

  1. Игровая — это болезненная тяга к компьютерным играм.
  2. Сетевая — это зависимость от соцсетей, желание проводить в них много времени. Соцсети чаще привлекают детей с заниженной самооценкой, которые боятся проявить себя в обществе.
  3. Серфинговая — эта зависимость самая сложная: дети часами просматривают познавательные и развлекательные ролики, читают информацию, но не применяют в жизни. Кажется, что они занимаются полезными делами, развиваются, но на самом деле это не так. Ничто не может заменить личного опыта.

Но, даже если ребенок проводит много времени с гаджетами, это не всегда зависимость. Существуют модели поведения, обнаружив которые родители настораживаются. Это:

  1. Ребенок теряет интерес к реальной жизни. Он не хочет гулять, играть в подвижные или настольные игры, рисовать, читать. Эти занятия кажутся скучными и неинтересными в сравнении с впечатляющим виртуальным миром.
  2. Ребенка не интересуют разговоры и обсуждение того, что не связано с гаджетами. Он не задает многочисленные вопросы, что естественно для дошкольного и младшего школьного возраста. Оживляется только при разговорах об играх, в которые он играет на своем девайсе.
  3. Ребенок испытывает беспокойство, становится нервным и раздраженным, если приходится провести день без гаджета, не может себя ничем занять.
  4. Агрессия, ярость, истерики у ребенка при попытках забрать гаджет или ограничить время, которое он проводит в сети. Такое неконтролируемое проявление эмоций в течение продолжительного времени — прямое свидетельство проблем в эмоционально-волевой сфере.
  5. Ребенок теряет чувство времени и чувство меры, когда проводит время за гаджетом, не соблюдает оговоренные условия и всеми силами стремится быть в сети как можно больше.
  6. Ребенок скрывает то, что он играет. Встает ночью, чтобы играть, а днем в школе чувствует себя уставшим и сонным.
  7. У школьников падает успеваемость, они не стремятся общаться с друзьями, проводить время с семьей. Все их желания сводятся к тому, чтобы уединиться с гаджетом.

Кто выступал за запрет смартфонов

Российские чиновники на протяжении нескольких лет пытаются полностью запретить смартфоны в школах. Например, по информации «Известий», в таком ключе еще в августе 2018 г. высказывалась Ольга Васильева, на тот момент министр просвещения России. 15 января 2020 г. она покинула пост в связи с уходом Правительства России в отставку.

В середине сентября 2018 г. уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова заявила, что детям нужно сдавать свои мобильники прямо при входе в школу. Она добавила тогда, что решение об изъятии у учеников средств связи должна принимать администрация образовательных учреждений.

Зампред Правительства Татьяна Голикова мнение Васильевой и Кузнецовой тогда не поддержала. В конце сентября 2018 г. она заявила, что тотальный запрет на мобильники в школах вводить не нужно – нужно придумать, как сделать так, чтобы школьники не отвлекались на них. «Тема сложная, она не должна звучать как запретительная. Но нужно подумать, как это организовать так, чтобы ребенок в школе учился, а не игрался», – сказала тогда зампред Правительства.

Безопасность самого ценного: как действительно защитить ваши документы
Безопасность

О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2019 г. заявляла и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений. «Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять его, а потом этот телефон исчезнет, директора школ не будут брать на себя такую ответственность», – отметила Матвиенко.

Если контроль бесполезен, и даже вреден, что тогда делать?

  • Не предлагайте ребенку гаджет в дошкольном возрасте, чтобы отвлечь, развлечь, успокоить. Если малыш плачет, лучше обнять и позволить пережить ему боль/страх/обиду, чем сунуть в руки смартфон. С ним он, действительно, успокоится быстрее. Вернее, отвлечется от неприятного чувства, так и не научившись проживать его. В дошкольном возрасте велико влияние родителей. Малыш копирует вас. Он хочет быть похожим на маму и папу. Пользуйтесь этим. Посмотрите на себя: за какими занятиями он вас видит чаще всего? Постарайтесь ограничить свое времяпрепровождение в телефоне/компьютере при ребенке.
  • В школьном возрасте уже сложнее. Сверстники обсуждают игры, приносят в школу гаджеты. Отправить ребенка с кнопочным телефоном, конечно, можно, но есть опасность появления ярлыка «белая ворона». Как альтернатива — наручные часы, по которым можно звонить и принимать звонки. Но опять же, есть отрицательный фактор: заглядывание в чужие телефоны, выпрашивания «дай поиграть».
  • Затяните ребенка в реальный мир. Покажите ему, что здесь тоже интересно. Выберете альтернативные занятия: кружки, походы, прогулки, поездки, совместные занятия. Помните, раньше мы не боялись выходить из дома без телефона? Неужели сейчас поехать на рыбалку без него стало настолько опасным?
  • Работайте над установлением близких отношений, чтобы у ребенка не было желания уйти в виртуальный мир с головой. Что сильнее контроля? Быть рядом, откликаться, когда сын или дочь приглашают вас в свое личное пространство. А не так:
    • — Мама, я хочу показать тебе, мою новую игру. Я там подвал построил и у меня там ящики разные, а в них…
    • — Не хочу я знать ничего о твоих играх! Погулял бы лучше.

Следующего раза может ведь и не быть. Кроме того, у ребенка не должно быть ощущения, что рассказывать что-то родителям опасно. Если контроль ничего не решает, то возможность советоваться с вами, просить о помощи обезопасит вашего ребенка. Это становится особенно актуально в подростковом возрасте, когда кажется, что «никто меня не понимает» и «весь мир против меня».

Влияние гаджетов на человека ещё мало изучено. Мы не знаем, куда приведут новые технологии наших детей. Известно только, что каждое следующее поколение тянется вперед — к новому. Вы, как родитель, можете сделать многое: если не удержать, то направить. Но если вы чувствуете, что увлечение гаджетами мешает развитию ребенка, он замкнут, агрессивен, или не получается установить с ним контакт, лучше обратиться к психологу. Специалист также поможет снять собственную тревожность. Иногда родитель приходит с запросом «измените мне ребенка», а в процессе консультации понимает, что требуется работа над собой. Работая над собой, вы неизбежно сделаете вклад в детско-родительские отношения. Ибо меняетесь вы — меняются и люди вокруг вас.

Оцените статью