Доктор Комаровский назвал самую распространенную ошибку при мытье рук

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Дышите глубже!

— Вариант «дельта», который сейчас распространяется во всем мире, представляет опасность и для детей. Как защитить их от нового штамма?

— Особенность варианта «дельта» состоит, по всей видимости, в том, что он вызывает болезнь при меньшей инфицирующей дозе. Но достоверной информации о том, что вариант «дельта» вызывает более тяжелое течение болезни у детей, нет.

Прочтите также:  Кагоцел

Новость по теме

Минздрав утвердил новый алгоритм для врачей при лечении детей с COVID-19

Поскольку тяжесть болезни всегда связана с инфицирующей дозой, эксперты CDC, например, считают, что все люди старше 2 лет, не прошедшие полный курс вакцинации, должны носить маски в помещениях и в многолюдных местах, когда невозможно соблюдать социальную дистанцию. А в классе такая дистанция должна быть не менее 1 метра.

Дистанцирование — это не единственная мера профилактики (в огромном количестве школ обеспечить такое расстояние между учениками невозможно). Необходима полноценная вентиляция помещений. К сожалению, открытой форточки многие родители и учителя до сих пор боятся как огня. Хотя открытое окно — самый эффективный способ профилактики заболеваемости, в том числе и коронавирусом.

Чтобы следить за качеством воздуха, в каждом классе должен висеть датчик CO2 (если уровень углекислого газа в норме, значит, в помещении хорошая вентиляция). Также в каждом классе необходимо иметь термометр и гигрометр. Влажность воздуха должна быть от 40 до 60%, а температура — не выше 22 градусов (а лучше — 18-20).

Помимо этого, необходимы респираторный этикет (дети должны знать, что чихать и кашлять нужно в локоть), мытье рук, регулярная уборка и дезинфекция помещений.

При первых признаках болезни ребенок должен оставаться дома.

По каким симптомам можно распознать COVID-19 у детей?
Подробнее

Советы доктора Комаровского

Вот важные советы для родителей, они помогут детям и им самим (если вдруг тоже заболеют)  перенести COVID-19.

  • Не лежите постоянно. Длительное пребывание в горизонтальном положении увеличивает вероятность осложнений. Вертитесь, крутитесь, занимайте положение полусидя. Если тяжело дышать, попробуйте спать на животе. В некоторых случаях это принципиально помогает.
  • Не заставляйте детей есть. Во время болезни нужны не гречка и консервы, а легко усваиваемая углеводная пища. Сладкое больному не противопоказано. Налегайте на овсянку, манку, сухофрукты, мед, сгущенное молоко, фруктовое пюре, мороженое, фрукты, ягоды, шоколад, варенье.
  • А вот пить — заставляйте. Помните, что при дефиците жидкости мокрота в легких засыхает, что многократно увеличивает вероятность осложнений. Напитки должны быть сладкими (глюкоза — главный источник энергии). Поэтому во время болезни разрешается то, что обычно не рекомендуется: соки, газировка, квас, сладкий чай. Критерий того, что питьевой режим правильный, — посещение туалета каждые 2-3 часа. Если моча насыщенно-желтая или редкое мочеиспускание, значит, есть дефицит жидкости.
  • Одеваться надо тепло. Так легче переносить прохладу в комнате. Напомню, оптимальная температура — 18 градусов.
  • Контролируйте состояние. Вы должны знать, какая у ребенка температура, его пульс, частоту дыхания и артериальное давление. Оптимально, если есть возможность контролировать уровень кислорода в крови (это делают с помощью пульсоксиметра).
Прочтите также:  Затрудненное дыхание носом: причины и лечение

Тревожные симптомы — показания пульсоксиметра ниже 92 и диарея в сочетании с затрудненным дыханием. В таких случаях нужно вызывать скорую и добиваться госпитализации.

Дикари на автомобиле. Комаровский – о том, стоит ли ехать с детьми на море
Подробнее

Какие лекарства принимать при COVID-19?

Строго следите за дозировкой этих лекарств и не превышайте ее. Если препараты не срабатывают в лечебной дозе, её увеличение не даст результата. На эффективность таких средств негативно влияет дефицит жидкости в организме: она необходима, чтобы организм мог потеть и «сбрасывать» тепло.

Средства для пероральной регидратации. Порошки регидрон, реосалан, цитраглюкосолан и т. д.

Содержат калий, натрий, хлор и другие вещества в нужных пропорциях и концентрациях. Помните, что, если больной может пить, капельница ему не нужна: то, что он пьет, быстро всасывается из пищеварительного тракта.

Кстати, если вы не можете купить эти лекарства, есть простейший рецепт ВОЗ, с помощью которого вы можете приготовить их в домашних условиях.

Поваренная соль — 3 г, сахар — 18 г, кипяченая вода — 1 литр. Таким раствором лечат дефицит жидкости даже при холере!

Симптоматические средства для облегчения дискомфорта в горле.

Они не лечат, но хуже не станет.

Сосудосуживающие капли в нос.

Если больной не может дышать носом, это опасно. Поэтому помогут капли в нос. И почаще промывайте нос солевым раствором (1 столовая ложка соли на 1 литр кипяченой воды).

Помните:

Все существующие препараты от коронавируса — это экспериментальное лечение.

Симптомы, похожие на «плохое поведение» и «дурные привычки»

Бывает, родители ругают детей за «плохое поведение», пытаются контролировать то кнутом, то пряником, но ничего не помогает. Тут надо задуматься: может быть, это детский невроз?

«Плохое поведение» — это следующие симптомы:

  1. Ребенок часто капризничает без причины, чуть что — в слезы.
  2. Устраивает истерики, когда вокруг что-то меняется: его раздражают резкие звуки, он чутко реагирует на погоду и новую неудобную одежду.
  3. Тяжело переносит большие скопления народа.
  4. Малыша преследует множество страхов.
  5. Не может усидеть на месте, ему надо постоянно двигаться.
  6. Быстро отвлекается, легко теряет интерес к играм.
  7. Повторяет одни и те же неконтролируемые движения: грызет ногти, выдергивает волосы, брови, ресницы, часто моргает.

Встречаются экзотические случаи. Например, один ребенок до крови бил одну ногу об другую. У другого, когда волновался, на лице появлялась неприятная гримаса, и взрослые никак не могли отучить малыша кривляться. Третий без остановки повторял слово из трех букв, чем вгонял родителей в краску.

Симптомы психоэмоционального стресса

Психоэмоциональный стресс характеризуется нарушением работы внутренних органов, а также психическими нарушениями. У человека начинает часто болеть голова, живот, повышается артериальное давление. Появляется слабость, нарушается сон. При возникновении основных симптомов нужно немедленно принимать меры, и не усугублять состояние.

Прочтите также:  От масок умирают? правда ли это

Физиологические признаки

Человек, попадая в состояние стресса, начинает испытывать постоянную тревогу, нервозность. Нестабильное психическое состояние влияет на работу всего организма, вызывая следующие негативные физиологические изменения:

  • Утомляемость и слабость.
  • Нарушение пищеварения, сопровождающееся запором или диареей.
  • Тремор конечностей.
  • Выпадение волос.
  • Развитие кожных заболеваний.
  • Боли в сердце, тахикардия.
  • Потеря или набор веса без видимых причин.
  • Головные боли.
  • Бессонница.

У людей, находящихся в состоянии начального или хронического стресса, снижается либидо, их часто преследуют панические атаки.

Психологические признаки

Высокая восприимчивость к стрессу связана с нестабильным психическим состояния человека. Он становится раздражительным и нерешительным. Часто испытывает беспокойство, подозрительность, панику. Человек в состоянии стресса не может сосредоточиться, у него ухудшается память. Настроение чаще всего плохое, не нравится работа, не нравятся коллеги. На фоне плохого психологического самочувствия снижается самооценка.

Поведенческие симптомы

У людей с нарушениями психического и физиологического состояния начинают происходить негативные изменения в поведении. Человек становится беспокойным и замкнутым, у него нет аппетита. На фоне потери аппетита часто снижается вес. Также к поведенческим признакам можно отнести:

  • Нарушение речи.
  • Потеря интереса к своему внешнему виду.
  • Неправильное распределение времени.
  • Постоянная спешка без причин.
  • Проблемы в семье или на работе не решаются, а только усугубляются.

Высокий стрессовый уровень организма провоцирует развитие алкоголизма и наркомании. Человек таки образом пытается справиться с проблемами, расслабиться и забыться.

Симптомы болезни

Мигрень бывает двух видов: с аурой и без. Аура – это состояние перед приступом боли, при котором могут наблюдаться различные слуховые, зрительные, вкусовые или низовые галлюцинации. Аура может проявляться нарушением речи, оцепенением, потерей равновесия и головокружением. Первые признаки мигрени с аурой могут появиться в 20-22 года.

Симптомы могут быть разными, но наиболее распространены следующие признаки:

  • Самым главным симптомом, указывающим на мигрень, считается боль в одной половине головы. Она охватывает глазницу и верхнюю челюсть. Боль пульсирующая, описывается пациентами как невыносимая, может длиться как несколько минут, так и часов. Если приступ боли не проходит в течение суток, говорят о мигренозном статусе.
  • Повышенная чувствительность к таким факторам, как свет (фотобоязнь), звук (фонофобия), гиперосмия (неприязнь к запахам).
  • Головокружение с потерей равновесия, которое может сопровождаться тошнотой и рвотой.
  • Со стороны нервной системы может наблюдаться повышенная возбудимость, агрессия или, наоборот, дисперсия и сонливость. Мигрень сопровождается ухудшением сна и засыпания.
  • Нарушение перистальтики кишечника и как следствие – запоры. Стоит помнить, что, если кишечник не функционирует полноценно, лекарства, принятые внутрь, не могут полностью всосаться. Именно поэтому для купирования приступа мигрени необходимо вводить препараты внутримышечно или внутривенно.

Оцените статью