Илья Демаков, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2017», учитель истории и обществознания
Я бы сразу уточнил, что речь идет не об отмене оценок. Оценки отменять ни в коем случае нельзя, и никто этого не собирается делать. Речь идет о замене отметок. Отметка — это когда мы оценку переводим в цифру. Почему сегодня говорят об этой отмене, потому что особенно в начальной школе вот эта цифра она свою информативность совсем потеряла.
Допустим, для учителя при переходе ребенка из класса в класс, из школы в школу эта оценка уже ничего не сообщает и для ребенка это скорее сегодня фактор стресса. В результате мы часто сталкиваемся сегодня с очень неправильной ситуацией, когда ребенок борется за цифру, нежели за те ценности и смыслы, ради которых он в школу ходит. Поэтому такая инициатива, о которой сегодня Ольга Юрьевна говорила, она много лет уже обсуждается в учительских кругах, и хорошо и правильно, что мы сегодня к ней выходим.
Мое убеждение в том, что баллы нужны только на тех этапах, на тех рубежах, где нам важно ранжировать учащихся. Скажем, при отборе в профильные классы, чаще всего это происходит в 8−9 классе
Естественно, что баллы нам нужны там, где выходим к экзамену. В остальных случаях независимо от возраста ребенка отметочная система себя изжила.
Евгений Бунимович, заслуженный учитель России, член Президиума Федерального экспертного совета по образованию
Я противник экзаменов перед школой (сначала научите, а потом уже оценивайте), и, точно также я считаю, что когда маленькие дети только начинают учиться, и у них много своих проблем и трудностей, и очень важно, чтобы они не потеряли мотивацию к учебе, их, конечно, надо чаще хвалить, стимулировать, а не наказывать, оценивая негативно их труд. Чем больше и дольше удается учителю и школе удерживать детей на мотивации, интересе к предмету, без угрозы неудов, тем, на самом деле, лучше
Почему в некоторых школах оценки не ставят всю начальную школу, а в некоторых — только в 1 классе? Разве это правильно?
У нас было при советской власти практически во всех школах все одинаково — и форма, и стрижки, и учебники. Теперь у нас в школах очень большое разнообразие во всем. Тогда это не нравилось многим, и сегодня нынешнее состояние не нравится многим. В этом особенность образования. Мне не кажется, что оно должно нравиться всем. Я — за разнообразие школ и за большие права школ в возможностях поиска своего пути в образовании.
Алексей Гусев, ответственный секретарь Координационного совета «Национальной родительской ассоциации социальной поддержки семей и защиты семейных ценностей»
Я не только руководитель НРА, но еще и отец первоклассника, который 3 сентября пойдет в школу. Вчера он мне говорит: пап, а я поступлю, экзамен сдам? А я не пойму: куда экзамен? — В школу поступлю? — Я говорю, тебя же приняли в школу. Вот, наверное, почему сейчас подняли вопрос о работе оценочной системы в начальной школе, чтобы вот таких перекосов не было. Потому что нигде ребенку никто не нагнетал ничего, но из общего контекста он понимает, что еще никуда не придя он уже должен что-то сдавать и за что-то отвечать. Именно в этом ключе я согласен, что должна быть некая поэтапная постепенная система, но система, прежде всего касающаяся начальной школы, чтобы детки туда плавно входили.
Константин Зискин, директор института «Высшая школа образования» Московского педагогического госуниверситета
Система оценок в школе убивает инициативу и желание учиться. Кажется, что если ребёнок сделал плохо, то ему надо на это указать (поставить двойку, отругать), и он будет делать хорошо. Но так не происходит. Иначе бы все двоечники и хулиганы после первого наказания превращались в примерных отличников. Чтобы научить, ругать нельзя. Надо поощрять за успех и акцент делать только на нём.
Есть такое правило «зелёной ручки»: учитель зелёным цветом подчёркивает, что ребёнок сделал правильно. Вместо того чтобы поправлять красным неправильное. Ребёнок видит, что получилось, и повторяет то же самое. И обучается в 10 раз быстрее! С пятёрками тоже не всё просто. Дети по природе любопытны и хотят узнавать новое. Но, когда им ставят за это оценки, они начинают учиться только ради них (срабатывает замена внутренней мотивации, внешней и другие доказанные закономерности). Оценки — самая конфликтная сфера в школе. Их ставит тот, кто учит. А если учит не очень, почему тройка — только ученику? Как лучше оценивать? Возможно, лучше раз в два месяца проводить итоговую работу (или беседу) и по результатам давать содержательную оценку: чему научился, а чему нет.