Характеристика стыда как эмоции
Психологи доказали, что младенцы не испытывают такого чувства, как стыд. Значение этого слова незнакомо детям до семи лет. Из этого можно сделать вывод, что мы сами прививаем ребенку данное чувство, и оно становится постоянным и самым жестким цензором всех его последующих поступков в жизни.
Изначально ребенок не переживает стыд в полной мере, он осознает, что должен стыдиться и воспроизводит определенный алгоритм действий на совершенный плохой поступок. Это ограждает его от лишних обвинений со стороны взрослых, ситуация выглядит законченной. В дальнейшем малыш, которого часто стыдят, начинает непроизвольно испытывать данное чувство, сопровождающееся уже неподдельными переживаниями и эмоциями.
В первую очередь человек, которому стыдно, полностью сосредотачивается на себе. Он чувствует себя иным, чем все остальные люди — гораздо хуже и испорченнее. Привычка испытывать стыдливость каждый раз, когда возникает определенная критика со стороны, приводит к становлению личности крайне неуверенной в себе. Такой человек всегда будет слегка застенчивым и смущенным, он моментально замыкается в себе при любой попытке оценить его поступки.
Животные и люди с задержкой психического развития не могут испытывать такого чувства, как стыд. Значение этой эмоции им незнакомо, ведь ограничивать себя нормами морали может только личность, достигшая определенного уровня развития. Психологи считают, что чувство стыда выполняет в обществе регулирующую роль. Оно позволяет человеку понимать границы, за которые недозволенно выходить. Стыд можно рассматривать с положительной мотивирующей и подталкивающей человека стороны. Но не стоит забывать и о его разрушающей личность функции.
Симптомы алекситимии
Особый признак патологии — дефицит в использовании метафор и эмоций. Больные с алекситимией проявляют слабую чувствительность к эмоциональному значению слов, менее склонны использовать эмоциональный словарь и значительно меньше адаптируют просодию (фонетика) и звучание голоса к содержанию словесных высказываний.
Когнитивные дефициты:
- проблемы с оценкой собственных и чужих чувств;
- трудности с оценкой пережитых эмоций от физиостимуляции организма;
- неспособность описать пережитое эмоциональное состояние.
Понятие «алекситимия» ввел в психиатрическую литературу в 1973 американский психиатр Сифнеосом. Ученый построил название из трех греческих слов: a – none, lexis – слово и thymos – эмоция. В своем определении он перечислил недостатки, характерные для этого типа личности:
- неспособность идентифицировать чувства и использовать язык для описания чувств;
- неспособность различать эмоции с телесными ощущениями;
- бедность во снах и фантазиях;
- тенденция бесконечно описывать детали о данном эмоциональном эпизоде — оперативный стиль мышления.
Особенностью алекситимии — отсутствие или слабое развитие склонности к самоанализу, погружению в глубину собственной психической жизни
Сосредотачивая внимание на конкретном, больной редко склонен подвергать сомнению статус-кво: «он демотивирован, чтобы внести изменения в существующую реальность»
Уч. Судзуки связывает этот стиль мышления с «механическим мышлением», описанным в 1963 году уч. Марти и де М’Узаном, чертами которого являются: отсутствие психической фантазии и доминирование содержания в деталях событий, касающихся внешнего мира.
Хотя самое короткое определение алекситимии — «нет слов для чувств», корреляция между вербальными функциями и алекситимией непонятна, так как люди с алекситимией имеют нормальный словарный запас для эмоций. Невозможность описать собственные чувства скорее результат диссоциации между сферой эмоций и вербальными процессами.
Почему нас стыдят с детства
Манипуляция стыдом в воспитании детей — достаточно распространенный, но, по мнению психологов, вредный прием.
Родители прибегают к нему, чтобы направить поведение ребенка в русло «общепринятой нормы», но часто делают это в обезличенной, неконструктивной форме. Вместо того чтобы учить, указывая пути выхода из сложившейся ситуации после совершенной ошибки, взрослые могут не справиться с эмоциями и просто воскликнуть: «Да как тебе не стыдно!»
Однако до определенного возраста (6–7 лет) дети не понимают всех социальных норм, а просто пугаются, реагируя на смену родительского настроения, и прекращают делать что-то из-за страха. Ребенок, которому чуть ли не ежедневно напоминают о необходимости стыдиться, вырастает во взрослого, не уверенного в своем поведении, постоянно оценивающего собственные поступки с позиции постороннего зрителя.
Как формируется чувство стыда
Стыд – социальное чувство, которое было сформировано в детстве. Дети рождаются без этого чувства. Они совершенно непосредственны. Могут в любой момент рыгнуть, пукнуть, закричать.
Чувство стыда нас социализирует. В обществе принято себя вести определенным образом. Причем, следует отметить, что в разных культурах это выглядит совершенно по-разному. Речь идет о ментальности.
Через чувство стыда мы понимаем, что хорошо и что плохо. Если мы отмечаем соответствие самому себе, тогда чувство стыда не возникает. То есть то, что с нами происходит, не противоречит нашим убеждениям, установкам. Например, мы считаем, что нет ничего страшного в том, чтобы громко смеяться в метро. И неодобрительные взгляды со стороны попутчиков нас могут никак не смущать.
Стыд возникает, например, как встроенный внутри взгляд родителя. «Аяяй!» и еще пальчиком помахать можно. В детстве ребенку таким образом демонстрировали неодобрение его поведением.
Когда у детей формируется сексуальный интерес, то родители должны понимать, что это познавательная функция. Бывает так, что взрослый начинает стыдить ребенка за любые проявления интереса в этой сфере. В этот момент у ребенка формируется фиксация: «Я не буду этим заниматься», при этом можно отметить возникновение «заморозки». Или «Я прилюдно это буду делать!» – в данном случае личность, наоборот, расфиксируется по этому параметру
Родителям важно говорить с детьми по этому поводу, насколько это возможно. В доходчивой форме рассказывать детям обо всех аспектах жизни
Чрезмерное «залюбливание» детей родителями также негативно может отражаться на формировании отношения личности с этим чувствам. Родители могут демонстрировать ребенку одобрение независимо от того, что он сделал. Формируется чрезмерное Self.
В садике, в школе ребенок сталкивается с социумом. Ему могут сообщить, что он в чем-то не совершенен, а в семье говорили о том, что он –эталон. Задача самой личности или психолога – проживать с клиентами эти чувства.
«Как Вы к этому относитесь? Что Вы чувствуете при этом? Остаться рядом в переживании стыда.
А если, наоборот, родители говорят примерно следующее: «Да ничего страшного!» – излишнее одобрение и внутренний токсин удержать внутри.
Какие факторы провоцируют РПП
Специалисты выделяют несколько наиболее частых «спусковых крючков» пищевых расстройств.
Стандарты глянцевой красоты
Массовая культура последних нескольких десятилетий внесла очередные коррективы в стандарты красоты, и всё больше девочек-подростков стремятся к недостижимой «идеальной» худобе. Благодаря кинематографу и рекламе мы считаем, что красивая девушка обязательно должна быть худой, не иметь ни единого волоса на теле, кроме головы, питаться салатами и не притрагиваться к еде после шести.
Масло в огонь нездорового восприятия женского тела подливают тематические паблики во «ВКонтакте», чаще всего рассчитанные на женскую аудиторию: «90–60–90», «40 кг», «Типичная анорексичка». Наряду с вполне нормальными тренировками и советами по питанию можно встретить нездоровые диеты, на которые подсаживаются множество школьниц: например, в попытке угнаться за стандартами на протяжении нескольких дней рекомендуется есть только шоколад и пить воду.
Но в последние годы набирают популярность альтернативные тенденции. Медиа и телевидение начинают пропагандировать принятие себя. Крупные бренды приглашают на съёмки людей с разным цветом кожи, весом, ростом. В соцсетях запускают флешмобы: например, призывают публиковать свои естественные фотографии с хештегом #nofilter. Тенденции не могут не радовать: такая позитивная культура восприятия тела помогает подросткам справляться с переходным периодом и принимать любые внешние изменения, а также быть толерантнее к людям, не похожим на них самих.
Неосторожные комментарии окружающих
Большинство историй, которые рассказывают люди, страдающие РПП, начинается с того, что в детстве или раннем подростковом возрасте кто-то бросил им обидные слова. Фраза одноклассника «Ты жирная», комментарий бабушки «Куда тебе добавку, щёки вон уже какие», реплика подруги «А где у тебя талия вообще» — могут спровоцировать тяжёлое психологическое расстройство на много лет вперёд.
Сейчас расстройство пищевого поведения начинается с 8–10 лет. Уже с детства подростки в нездоровой степени озабочены худобой. В основном это девочки, но РПП встречается и у мальчиков.
Отсутствие эмоциональной связи с родителем
Иногда еда становится единственным способом взаимодействовать с мамой или папой и получать от них любовь. Ребёнок хочет поесть в полночь — ему готовят, хочет пирожков — ему пекут. Нет никакой другой близости, кроме коммуникации «хочу поесть — дают».Тогда ребёнок выстраивает логическую цепочку: еда — это любовь. В более взрослом возрасте он самостоятельно утешает себя, заедая стресс. Характерное проявление такого пищевого расстройства — специальные ритуалы, например традиция объедаться после тяжёлой недели.
Нездоровые пищевые привычки в семье
Например, члены семьи привыкли есть, уткнувшись в гаджеты. Это способствует перееданию, так как человек не концентрируется на процессе приёма пищи и не осознаёт, когда произошло насыщение.Или родители наказывают и поощряют ребёнка едой: «Не доешь — из-за стола не выйдешь», «Доделай домашку, и разрешу съесть шоколадку». На самом деле еда не должна быть способом унижения или награды.
Чувство вины и обида — 2 стороны одной медали!
Ещё одной особенностью чувства вины является то, что оно очень часто идёт рука об руку с ещё одной негативной эмоцией – обидой. Тоже такой вполне себе «перевёртыш». Когда вот вроде только что самобичевание с заламыванием собственных рук и посыпанием головы пеплом в стенаниях. Вроде «Ах, я нехороший, ах, я негодный, как же я мог так поступить». И вот через совсем непродолжительное время возникает ситуация, когда этот же самый человек, недавно принижавший себя, обижается и оскорбляется, когда, как ему кажется, принижают его.
Между тем, ничего удивительного не происходит. Если внутри присутствует негативная оценка себя, отсутствие ощущения собственной ценности, то обязательно возникнет ситуация, которая отразит вам ваше же. Обязательно найдётся человек, который отнесётся к вам так, как вы сами к себе по факту относитесь.
Причём этот человек может даже и не осознать, что нанёс обиду. Ну сделал, ну сказал. Но «желающий обидеться» и при этом частенько впадающий в чувство вины, непременно увидит за словами, жестами, действиями другого человека стремление того продемонстрировать неуважение. Но истина ли это? Совсем не факт. Это просто мелькнувшее отражение в «зеркале». Но склонный к чувству вины и обидам с высокой долей вероятности выберет обидеться, назначая при этом другого виновником своих бед.
Кто виноват и что делать?
Ещё «веселее» ситуация, когда подобный «раздрай» происходит не только в одном человеке, но и дополнительно в двух людях, волей обстоятельств тесно контактирующих друг с другом. Тогда один часто обидчив, а другой мучается как избавиться от чувства вины за «не те» действия по отношению к первому. При этом они могут периодически меняться ролями, оттачивая мастерство.
Но в чём же причина такого замкнутого круга и вызванных им состояний? Тотальное отсутствие взятия на себя ответственности за свою жизнь. Абсолютная уверенность в том, что события в жизни создают кто угодно – обстоятельства, другие люди, судьба, карма, злой рок — только не я.
При этом изменить ситуацию и тем самым преобразовать в себе этого волка в овечьей шкуре можно только путём осознанности и никак иначе. Точное и непоколебимое знание, что всё вокруг создал я, что отношение моё к людям и людей ко мне – это тоже я, что всё, что со мной происходит – это мною же притянутое. Всё это вкупе делает человека хозяином своей жизни и позволяет преобразовывать неугодную действительность в желаемую.
Где же выход?
Единственный выход в избавлении от чувства вины – понять, что вы ни в чём не виноваты. И, как ни странно, другие люди не виноваты тоже. А в отношении двух людей, один из которых упивается виной, а другой обижается, так это вообще перепутанные между собой ответственности. Которые надо попросту вернуть друг другу как управляющие бразды и позволить каждому рулить своими ста процентами реальности. Отношения сгармонизируются при этом сами собой. Даже если такое осознание придёт только к одному из двух.
И не нужно в намерении избавиться от чувства вины в себе исходить из благородных альтруистических стремлений освободить других людей от своего «тлетворного» влияния, или сделать мир лучше. Всё банально и просто. Ваше намерение должно быть основано на желании освободить себя.
Избавить себя от изнуряющей и ненужной тяжбы. Ведь вы сами и есть по сути – целый мир, ценность которого непререкаема
Обратите своё внимание в себя, а не вовне. Увидьте свой Свет, как часть Света Творца. Увидьте в себе Бога, которому хочется дать самое лучшее
Который просто по факту этого достоин
Увидьте в себе Бога, которому хочется дать самое лучшее. Который просто по факту этого достоин.
В продолжение разговора о чувстве вины, хотелось бы коснуться отдельных частностей. Они одновременно кажутся и не похожими друг на друга по восприятию, но имеют общие корни. Рассмотрим их отдельно.
История болезни
Женщина, 67 лет. Проживает одна, двое взрослых сыновей живут в соседнем городе. Связь поддерживают в основном по телефону. Отношения хорошие, но видятся редко.
Не работает, на пенсии. Год назад уволилась с работы. В детстве развивалась нормально, без особенностей. Случаи психопатологии в роду не наблюдались. Получила высшее музыкальное образование. Работала в школе преподавателем музыки.
9 месяцев назад появились боли в нижней части спины, которые присутствуют постоянно. Такие ощущения не распространяются за пределы поясничного отдела. Носят ноющий характер. Периодически возникает чувство жжения. Усиливаются, по её словам, когда понервничает. Боль бывает просто нестерпимой. В таких случаях пациентка не может находиться в вертикальном положении. На действие анальгетических препаратов откликается слабо. Из-за нестерпимых ощущений женщине пришлось бросить любимое занятие – садоводство.
Объективно: сознание – ясное, продуктивная симптоматика в виде бреда или галлюцинаций отсутствует. Настроение снижено, астеничная. Выявляет недовольство по поводу того, что «уже полгода ходит по врачам, но диагноз никто поставить не может». Уверена в том, что страдает заболеванием позвоночника. Удивлена, почему его до сих пор не диагностировали.
Инструментальные обследования:
- МРТ, рентгенография, ЭКГ без патологий, соответственно возрасту;
- УЗИ мочеполовой системы в норме;
- обследование органов пищеварительной системы выявило наличие гастрита легкой степени;
- дыхательная система: хронический бронхит;
- АД 140/90;
- лабораторные показатели в норме.
На основании анамнеза, объективных данных, имеющихся и дополнительных анализов, женщине был выставлен диагноз «соматоформное болевое расстройство».
Станьте другом для самого себя и научитесь прощать себя
Научитесь смотреть на себя со стороны, как бы абстрагировавшись от собственной личности. Это очень полезно для того, чтобы вы, увидев свои ошибки, научились прощать себя. Представьте себе, что вы – это не вы, а очень хороший ваш друг (не обязательно представлять конкретно существующего друга), который желает вам только добра. Станет ли ваш воображаемый друг осуждать вас за совершенные ошибки?
Еще один хороший способ – это представить, что ошибки, которые совершили вы, совершил ваш реальный друг, которого вы цените и уважаете. Захотелось бы вам испытывать те же муки от чувства вины, которые испытывает он? Готовы ли вы взять на себя его переживания, или это слишком для вас?
Правда заключается в том, что когда речь идет именно о чувстве вины, мы к относимся к себе суровее, чем следовало бы этого ожидать от нашего окружения. Иными словами, мы даем другому человеку больше прав на совершение ошибки, чем самому себе. Быть может, настало время стать себе другом, прощая некоторые слабости, которые готовы прощать своим друзьям?
В конце концов, нередко возникают ситуации, когда мы сделали все возможное и невозможное, но не добились успеха. А чувство вины не отпускает… Это означает, что пришло время простить себя, как если бы вы простили своего друга. Конечно, сделать это будет гораздо проще, если вы начнете совершать позитивные шаги в сторону исправления ситуации – просить прощения у тех, кого обидели; уделять больше внимания близким; начнете правильно расставлять приоритеты.
Кризис трех лет
Дорогие родители, поскольку в данной статье я делаю акцент на раннем возрасте ребёнка, хочу обратить ваше внимание на кризис трёх лет. В это время у ребёнка формируется самосознание, он начинает отделять себя от взрослых, к нему приходит понимание того, что у него есть свои собственные желания, отличающиеся от желаний взрослых, и он требует от родителей осуществления этих желаний
О кризисе трёх лет подробнее мы поговорим в следующий раз
Сейчас я завела об этом разговор, чтобы акцентировать ваше внимание на том, что данный кризис обостряет чувства малыша до предела.В результате он становится более восприимчивым к чувствам других людей.Это благоприятный период для того, чтобы научить ребёнка беречь близких, мысленно ставить себя на их место, понимать их чувства, уважительно относиться к их желаниям
Во время кризиса трёх лет в результате своего несносного поведения ребёнок впервые обособляется от других людей и получает горький опыт реакции окружающих на своё неподобающее поведение. В результате он обучается действовать приемлемыми для общества формами. Например, вместо того чтобы драться, плеваться и кусаться, отбирать чужие игрушки, ребёнок научается сдерживать свои эмоции, облекать их в слова, меняться игрушками, ждать и уступать. Но это получится у него не сразу.
Даже если он понимает, что так делать нельзя, всё равно делает. А потом горько плачет от обиды.Обиженного малыша нельзя оставлять одного надолго. Взрослый обязан объяснить ребёнку, что произошло, что чувствовал он и что чувствовали другие люди. Именно взрослый должен найти выход из сложившейся ситуации и научить ребёнка прощать, уступать, извиняться за своё поведение, договариваться мирным путём, находя компромиссы.Ребёнок, обучившийся этому искусству, легко вливается в общество сверстников, приспосабливается к детскому саду и к школе.
Дорогие родители, завершая разговор о развитии эмоциональной сферы детей, ещё раз призываю вас — учите своих детей различать их собственные эмоции и чувства окружающих людей.В будущем это привнесёт в их жизнь гармонию и поможет обрести счастье.И пусть у ваших детей, как говорил Ушинский, сердце будет умным, а ум — добрым!
Что такое деменция?
Деменция характеризуется разрушением клеток головного мозга в хаотичной последовательности. Часто этот процесс одновременно происходит в нескольких областях. Возможно, это будет область долгосрочной памяти или область, отвечающая за внешние реакции, то есть за поведение. При самых ярко-выраженных случаях, происходит снижение скорости мышления, страдает чувство ориентации в пространстве и пропадает способность говорить. Как правило, болезнь прогрессирует в мозгу человека до того момента, пока его самосознание не исчезает окончательно.
Статистика:
На данный момент на планете зафиксировано более 50 миллионов людей, имеющих данный диагноз. Эта цифра увеличивается на 20% каждый год.
Существует много видов деменции, например, болезнь Альцгеймера. Печальный факт: такие заболевания невозможно остановить, но можно замедлить и купировать, при условии своевременного обнаружения.
Сложности с выражением мыслей
Всем знакома ситуация, когда забывается какое-то слово или фраза. В народе даже есть выражение – «Крутится на языке». Ничего страшного, если это происходит редко и не беспокоит вас. Однако если это повторяется постоянно и вызывает проблемы при взаимодействии с людьми – это уже повод для подозрений.
Плохая память
Если вы 3 раза в неделю ищете пульт от телевизора, потому что не помните, куда положили его вчера – это обычная ситуация. А вот если вы забыли, что вам рассказал ваш ребенок вчера или с трудом припоминаете сегодняшний обед, значит ваши когнитивные способности уже нарушены.
Беспокойство и легкая паранойя
Конечно, все мы с возрастом понимаем, что жизнь — это сложный и комплексный процесс. Не каждый находит правильное место в мире и поэтому вокруг нас много разочарованных людей. Цинизм или пессимистичность – это, к сожалению, норма сегодняшнего дня. Но если вы слышите, что человек абсолютно серьезно говорит о том, что на его жизнь кто-то покушается каждый день или за ним установлена слежка, знайте — это начало деменции.
Резкие и бесконтрольные изменения в настроении и характере
Бывает и так, что человек суровый и нелюдимый вдруг становится общительным болтуном. Некоторые скажут, что это даже хорошо, но не стоит обольщаться. Как правило, любые частые и резкие перемены в характере обусловлены неправильной работой какой-то области мозга. То же касается и слишком частых депрессий.
Потеря временной и пространственной ориентации
Какое сегодня число? Какой день недели? Как пройти до остановки общественного транспорта самым коротким путем? Если попытка ответить на эти вопросы вызывает затруднение, значит клетки мозга уже начали медленно разрушаться.
Угасание интереса к увлечениям
Занятия в бассейне, альбом с марками, вязание и другие простые и сложные увлечения начинают стремительно уходить из жизни человека с развитием деменции. Апатия опасна в любой ферме, но в такой – больше других.
Потерянность
Обычно люди мало наблюдают друг за другом, находясь на рабочем месте. Если один из ваших коллег в десятый раз задает вам один и тот же вопрос, а получив на него ответ, медленно уходит с отсутствующим видом, стоит приглядеться к нему. Врачи говорят, что человек, подверженный слабоумию, может утратить способность сосредотачиваться на чем-то и планировать свои действия.
Нелогичность в диалогах
Страдающий слабоумием мозг не дает человеку логично вести беседу. Мысли постоянно путаются, и обсуждение хорошей погоды может окончиться на чем-то совершенно отвлеченном. Люди просто забывают, насчет чего конкретно они хотели выразить свое мнение.
Синдром «Плюшкина»
Все полезные и бесполезные вещи бережно прячутся и сохраняются на «черный день». Иногда люди в возрасте становятся собирателями хлама и мусора, потому что думают, что «в хозяйстве все может пригодиться».
Критерии чувства стыда
Параметр уместности отображает насколько я не соответствую контексту, Ego определяет то, где я могу предъявить свою потребность, а где – нет. Например, бывает так, что мы ведем себя вполне корректно, однако, чувствуем себя «не в своей тарелке», нам не комфортно, возникает желание прервать контакт.
Если есть те, кому я могу предъявить себя, это чувство будет отражаться другими и принято ими, тогда стыд не возникает. Например, если в данном обществе принято громко говорить в присутствии других, то чувство стыда будет возникать все реже, а потом может совсем исчезнуть при попытках повысить тон голоса в диалоге.
Погружайтесь на более глубокие уровни
Вы можете увереннее противостоять стыду, если установите связь с самыми отдаленными уголками внутреннего мира, где не важны ни социальные роли, ни даже мнение о самом себе. Речь идет о некой пустоте, вакууме, где вы не глупы и не умны, не красивы и не уродливы, — где вы просто являетесь живым существом.
Представьте море, поверхность которого покрыта рябью от набегающих волн, однако на дне царит абсолютная тишина. Даже во время шторма. Внешняя рябь — это ваши мысли. Если вы по большей части идентифицируете себя с ней, то вашу личность едва ли можно назвать устойчивой, поскольку мысли, как правило, мимолетны
В те моменты, когда жизнь начинает штормить и происходящее, будь то хорошее или плохое, накрывает меня с головой, я люблю представлять, как смотрю на все это откуда-то снизу, сидя на глубине в тишине и спокойствии, где не мешает ветер и прочие погодные условия. А еще я иногда дистанцируюсь иным способом: думаю, как я буду относиться к происходящим сейчас событиям через три года.
Чем теснее вы установите связь с той частью личности, которая смотрит на вещи в более широкой перспективе, тем лучше будете справляться с кривой взлетов и падений, которые заготовила жизнь. Уходя в самые отдаленные уголки души, вы начинаете меньше переживать о мнении других касательно вашего внешнего вида или случайно брошенной фразы.
В разных культурах эта глубина имеет разные названия: следящее «я», наблюдающее «я» или внутренняя сущность.
Когда стыд становится токсичным
Если ребенок то и дело слышит «как тебе не стыдно шуметь, когда все спят», «стыдно так долго собираться, когда тебя все ждут», «подумай над своим поведением, пусть тебе будет стыдно», у него появляется чувство, что он не такой, как остальные дети. Возникает тот самый генетический страх остаться в одиночестве. Он боится снова сделать что-то не так, ошибиться. Параллельно растет ненависть к себе.
Такой стыд токсичен и напрямую связан с психологической травмой. Взрослые, сами того не подозревая, прибегают к запрещенным методам, которые негативно отражаются на всей будущей жизни ребенка:
Наказание через отвержение
Типичные фразы: «Ты позоришь нашу семью», «Наш сын не может быть двоечником».
Как проявится травма: Люди, прошедшие через отвержение, постоянно доказывают окружающим, что достойны быть членом коллектива, стараются все делать на отлично, угождать, брать дополнительную нагрузку. Или замыкаются в себе, страдают от перфекционизма, постоянно рефлексируют. Это приводит к перегрузкам психики, эмоциональному выгоранию.
Прилюдное унижение
Типичные фразы: «Такой большой, а до сих пор…», «Вот я расскажу твоим друзьям, пусть посмеются».
Как проявится травма: Во взрослом возрасте эти люди воспринимают каждый взгляд в свою сторону, как осуждение. Им постоянно кажется, что их поведение оценивают, смеются за спиной. Из-за боязни отличаться от остальных, отсутствия попыток самореализации, формируется посредственность.
Разглашение информации, которой ребёнок поделился
Типичные фразы: «Наш-то влюбился, лучше бы об учебе думал». «А сыну тут учительница сказала…».
Как проявится травма: Если детей поднимают на смех или публично обвиняют в чем-то, используя полученную от них же информацию, они воспринимают это как предательство, учатся не доверять. Во взрослом возрасте им будет тяжело выстраивать отношения, быть откровенными. Чаще всего такие люди остаются одинокими и обиженными на мир.
Как расстройство влияет на психику больного
Боль – главный, но не единственный симптом СБР. Ее присутствие не может не сказаться на психическом и эмоциональном фоне больного.
Длительная, изматывающая боль приводит к повышенной раздражительности и перенапряжению. Настроение становится неустойчивым, случаются вспышки гнева или развивается апатия. Человек обессилен. Он не может сконцентрироваться на нужном объекте, страдает и память.
Частыми симптомами СБР становятся анергия – отсутствие жизненной энергии, и ангедония – утрата способности получать удовольствие. На фоне психоэмоционального напряжения, конечно, страдает и сон. Появляются проблемы с засыпанием, частый спутник таких больных – бессонница. Расстройство захватывает и половую сферу: снижается сексуальное влечение. Впоследствии сниженное либидо способно перерасти в импотенцию.
У больных также может наблюдаться потеря массы тела.
Нередко таких больных сопровождают фобии, связанные с неврозом отдельного органа. Например, кардиалгии с присоединенными к ним одышкой и чувством удушья, провоцируют формирование страха смерти или инфаркта.
Патологические ощущения в области желудка приводят к развитию канцерофобии. Изменения в кишечнике вызывают дисморфоманию по типу боязни недержания газов, а проблемы с мочевым пузырем способны привести к страху недержания мочи. Такие больные стремятся всегда находиться в тех местах, где можно воспользоваться туалетом, и очень переживают, если отдаляются от них.
Ощущение хронической боли приводит больного к психическому дисбалансу, отнимает у него возможность функционировать в обществе как полноценная личность и радоваться жизни.
Подводя итоги, можно выделить такие отличительные черты соматоформного болевого расстройства:
- наличие сильной, мучительной постоянной боли;
- отсутствие объективных показателей патологии органа (анализы в норме);
- полная уверенность больного в наличии органического заболевания;
- преувеличение симптоматики болезни;
- сбивчивое изложение истории болезни;
- отсутствие эндогенных психических расстройств и органических поражений НС.