Задержка психического развития

Содержание

Профилактика Гипотрофии у ребенка:

Профилактические меры принимают еще при беременности матери. Беременная женщина должна регулярно и сбалансировано питаться, спать достаточное количество времени и гулять на свежем воздухе.

После рождения ребенка также важно следить за рационом. Он должен содержать продукты с достаточным количеством белков, углеводов и жиров, а также витаминов

Ребенка стараются держать на грудном вскармливании, своевременно вводить в рацион прикорм. Ребенок должен достаточно бывать на свежем воздухе. При подозрении на любое заболевание нужно сразу же обратиться на очную консультацию к педиатру.

Как выявить ЗПРР ?

ЗПРР, если она обусловлена врожденными факторами, может начать проявлять себя в довольно раннем возрасте ребенка.

Признаки задержки психоречевого развития:

  • 4 месяца: ребенок не реагирует на слова и жесты родителей, не улыбается (это также симптомы аутизма);

  • 8–9 месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);

  • 1 год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;

  • 1,5 года: не говорит простых слов («мама», «дай») и не воспринимает их, не понимает, когда к нему обращаются по имени или с просьбой; может также не уметь жевать;

  • 2 года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не повторяет за другими новые слова;

  • 2,5 года: применяет не больше 20 слов, не может из двух-трех слов составить фразу, не понимает названий частей тела, предметов;

  • 3 года: не может сам составить предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на обращение взрослого к нему может дословно повторять сказанное.

У ребенка с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, всегда приоткрытый рот. Такие дети отличаются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью, слабой памятью. Ребенок очень медленно соображает, имеет неразвитое воображение и узкий набор эмоциональных проявлений, испытывает большие трудности в общении со сверстниками, поэтому сторонится их. Физически такие дети тоже слабо развиты, могут даже иметь ДЦП.

Прочтите также:  Гормональный сбой у женщин, нарушение выработки половый гормонов, разбираем

Симптомы ЗПРР проявляются и в органических изменениях. При исследовании с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии (именно оно отвечает за речевое развитие).

В целом, чем дольше ребенок испытывает затруднения с речью, тем больше затягивается его психическое и умственное развитие. Ведь чем старше дети, тем больше информации они получают из того, что им говорят, в диалогах с другими. Это еще одна причина как можно раньше начинать лечение ЗПРР.

ЗПР и ЗРР — в чем разница?

Довольно многие родители не обращают особого внимания на то, что их ребенок высказывается только словами, когда их сверстники говорят целыми предложениями. Они считают, что всему свое время и их малыш скоро заговорит. В медицинских кругах есть два диагноза, которые чаще всего идут рука об руку и сильно взаимосвязаны — это задержка речевого развития (ЗРР) и задержка психического развития (ЗПР). Если наблюдаются симптомы того и другого, то диагностируют ЗПРР. Если имеет место только задержка речевого развития, то малыш может выполнять все просьбы родителей, понимает то, что ему говорят, но просто сам не спешит высказываться и говорит мало и неохотно. Эмоциональное и умственное развитие при этом остается в норме. Задержка психоречевого развития подразумевает не только проблемы с речью, но и отставание в умственном развитии. До 4-летнего возраста диагноз ЗПРР ставится довольно редко, а вот у малышей старше 5 лет у большинства диагностируется не только отставание с речью, но и в психическом плане. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок активно познает мир, общаясь с родителями и сверстниками, а если речь страдает, то это приводит к торможению психического развития. Именно поэтому, если педиатр ставит малышу диагноз ЗРР, то родители не должны ждать, что все нормализуется само собой, ведь затрудненное общение при помощи речи с окружающими непременно приведет к нарушению формирования эмоционально-волевой сферы. Некоторые родители прибегают к помощи дефектологов, но при таком диагнозе необходима и медицинская помощь, потому что упущенное время чревато серьезными отклонениями в развитии. Лечение ЗПРР у детей должно начинаться как можно раньше.

Лечение

Задержка роста лечится в зависимости от ее причины. Если у ребенка не хватает гормона роста, назначают инъекции СТГ. Доза и курс корректируются по результатам прибавки длины тела. Чем раньше начать подобное лечение, тем благоприятнее исход. Также для коррекции роста применяют стероиды и некоторые гормональные препараты помимо СТГ.

Прочтите также:  Витамин в12: симптомы и признаки дефицита

Многие состояния не лечатся применением медикаментов. Это наследственный фактор, генетические мутации, дисплазии. Поэтому люди прибегают к единственному возможному варианту – операция по увеличению роста. Это возможно, благодаря современным технологиям и усовершенствованному аппарату фиксации Веклича. В Ладистен клиник проводят малоинвазивные вмешательства, которые практически без крови могут прибавить пациенту 5-10 см роста.

Ждем вас на консультацию!

Литература

¹ ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ Под редакцией профессора Н.А. ГЕППЕ УЧЕБНИК 2017 год. Министерство образования и науки РФ Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебника для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки специалитета 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия». 

² https://www.cdc.gov/growthcharts/who_charts.htm

³ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КЛИНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ИДИОПАТИЧЕСКОЙ НИЗКОРОСЛОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, Москва-2013. 

Обучение и воспитание

 Способными к обучению являются дети с такой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

 Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Диагностика инсульта: если приступ уже начался

Если помочь человеку до приступа не удалось, нужно знать, как отличить инсульт от других опасных состояний по симптомам. Распознать у человека инсульт позволяет правило “УЗП”, что расшифровывается:

  • У — улыбнуться. При просьбе больного улыбнуться его улыбка получится кривой, а лицо перекошенным таким образом, что уголок губы с одной стороны останется направленным вниз.
  • З — заговорить. Больной не сможет произнести любое простое предложение четко.
  • П — поднять две руки одновременно. Больной при инсульте не сможет это сделать, потому что одна из рук точно не сможет подняться вслед за другой.

Убедившись, что перед вами пострадавший от инсульта, нужно выявить тип патологии. Различают следующую симптоматику: 

При ишемическом инсульте по нарастанию наблюдаются: 

Прочтите также:  Первые симптомы микроинсульта: на что обратить внимание
  • сильная боль в голове;
  • головокружение;
  • затрудненная речь;
  • шаткость в движениях;
  • тошнота и рвота;
  • онемение рук и ног.

При геморрагическом инсульте отмечаются:

  • резкая боль в глазах и часто потеря зрения;
  • онемение правой или левой части лица;
  • сложность в восприятии речи;
  • потеря равновесия;
  • покраснение кожи на лице по причине повышения давления в артериях;
  • беспорядочное движение зрачков;
  • онемение ног и рук с одной стороны тела;
  • затрудненность дыхания;
  • обвисшая щека.

При микроинсульте характерны общие симптомы, характеризующиеся сильной болью в лобной части головы и в висках, чувством оглушенности, тошнотой, слабостью, обездвиживанием.

При транзиторных ишемических атаках симптомы схожи с симптомами при других видах инсульта и выражаются дополнительно в: головокружении, нечеткости речи, недолгой потере зрения на один глаз, утрате краткосрочной памяти на полчаса или даже час, дезориентации в пространстве.

В клинике диагностика инсульта будет профессиональной и точной. Доктор немедленно измерит давление и направит пациента на МРТ (магнитно-резонансную томографию). Также обязательно у больного возьмут анализ крови на биохимию и свертываемость.

Остеопатический подход к лечению задержки психического развития.

Поиск и устранение первопричины — принцип работы врача-остеопата. Основная идея остеопатии состоит в том, что здоровый организм способен сам избавиться от заболевания или смягчить его признаки. Для этого его нужно привести в состояние баланса путем восстановления всех структур. Остеопат работает с пациентами от младенцев первых дней жизни до людей самого преклонного возраста.

Послеродовой сеанс у специалиста способен предотвратить у ребёнка задержку психического развития в будущем. Особого внимания требует малыш, находящийся в группе риска. По медицинскому заключению он может быть абсолютно здоров, но определенные факторы являются поводом показать его остеопату: проблемы при беременности, общие болезни матери, травматичные роды. Недоношенным и ослабленным детям также показано остеопатическое лечение после нормализации их состояния.

Если во время беременности мать перенесла острые инфекционные заболевания, испытывала стресс, имеет сердечно-сосудистые и другие патологии, у ребенка с большей долей вероятности развивается гипоксия, которая усугубляется в родах. Кислородное голодание впоследствии и вызывает задержку психического развития у детей.

Почему для остеопатической коррекции не нужно дожидаться школьного и даже годовалого возраста, когда нарушения проявят себя?

Дело в том, что у новорожденного малыша врач способен за один сеанс бесследно устранить причины будущих расстройств развития. Для профилактики задержки психического развития у подрастающих детей потребуется уже несколько приемов, а в школьном возрасте организм приспособится к патологии, поэтому понадобится длительная терапия с большими временными интервалами для перестройки.

Если ребенок появился на свет в результате кесарева сечения или акушерских пособий, скорее всего у него смещены кости черепа, шейного отдела, что мешает полноценному кровоснабжению головного мозга. Такие травмы малыша не диагностируются аппаратно, но сильно ухудшают качество жизни и могут спровоцировать психическое отставание.

Остеопат обследует пациента руками. Устраняются зажимы, освобождается место для свободной циркуляции крови. В арсенале остеопатии есть приемы, способствующие оттоку венозной крови от мозговых структур, снижающие внутричерепное давление.

Контрольный визит к остеопату необходим и в тех случаях, если хорошо развивающийся малыш перенес травмы, падения, инфекции —  после завершения острой фазы ему необходимо восстановление. Специалист устранит спазмы, мышечные напряжения, которые особенно опасны в области головы, нормализует кровоток и лимфоток в качестве профилактики ЗПР.

Почему с помощью современных диагностических средств невозможно обнаружить скрытые заболевания, способствующие задержке психического развития у детей?

Дело в том, что организм включает защитные механизмы. Для того, чтобы выжить, он задействует внутренние ресурсы по максимуму, а это как раз напряжения, спазмы, сдвиги элементов тела. Ребёнок выживает ценой задержки эмоционально-психического, интеллектуального развития.

И остеопатия — это направление медицины, способное вывести организм ребенка из защитно-компенсаторного состояния и запустить развитие.

Умеренная и тяжелая степень умственной отсталости

Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает мало развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

Внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. . Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:

Своевременная коррекция позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Во взрослом состоянии признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных интернатах

Методы диагностики патологии

К диагностике подходят комплексно. Это значит, что маленького пациента осматривают разные специалисты — педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Кроме сбора анамнеза, осмотра и оценки состояния здоровья ребенка, его направляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, поскольку на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности нарушается работа левого полушария головного мозга, которое отвечает за развитие речи. Поэтому окончательный диагноз ставят на основании результатов обследований — ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.

После постановки диагноза начинают комплексное лечение. В нем принимают участие невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромную роль отводят родителям — без них добиться успехов невозможно.

Роль родителей в лечении ЗПРР

Без участия мамы и папы даже самый лучший специалист не сможет вылечить их чадо. Их задача — выполнять все рекомендации врачей. Например, выполнять дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть в подвижные игры, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой комплексной работе врачей и родителей ему можно помочь.

Еще один важный момент. Не заменяйте вербальное общение телевизором и смартфоном. Речь, которую ваше чадо слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. Пассивный словарь у него будет хороший, а вот активный — нет. «Механические» голоса активизируют правое полушарие, когда за формирование речи отвечает левое. Таким образом, гаджеты тормозят речевое развитие и провоцируют ЗРР, а оно, в свою очередь, может привести и к задержке психического развития речи. Поэтому лучше вовсе не включать при ребенке телевизор, радио, планшеты и другие устройства.

Проводите с сыном или дочкой больше времени вместе, выезжайте на природу — это способствует улучшению психоэмоционального состояния.

ЗПР у детей: определение и признаки

Задержка психического развития характеризуется запаздыванием ребенка в умственной, эмоциональной, психической областях. Проявляется нарушением познавательных процессов: мышления, памяти, внимания. Это порождает трудности в учебном процессе, что становится заметно на этапе дошкольного образования либо в начальных классах, когда дети выходят на новый этап развития.

Некоторые нарушения психического развития у детей могут быть отмечены родителями или воспитателями и в более раннем возрасте. Однако диагностика ЗПР проводится в период начала серьезной умственной деятельности ребёнка, как правило, с 5-6 лет. Поставить диагноз и начать коррекцию необходимо до 7-8 лет.

В некоторых случаях задержка психического развития отмечается во младенчестве. Ребенок позже начинает интересоваться игрушками, лепетать, понимать речь и т.д. Физическое развитие не страдает.

Часто дошкольников и школьников с ЗПР называют несерьезными. Дети чрезмерно забывчивы, рассеяны, отвлекаются от темы и мешают других. На уроках такие дети могут говорить о чем-то своем, ходить или играть. Зачастую медлительны и растеряны, не могут сосредоточиться и сконцентрировать мысли. У детей страдают работоспособность и словесно-логическое мышление, нарушены причинно-следственные связи.

Заподозрить ЗПР следует и в том случае, если первоклассник

  • не понимает правил детских игр;
  • с трудом осваивает счет, чтение, письмо;
  • забывает о цели своей деятельности, импульсивно меняет планы, не удерживает внимания на задании;
  • переживает эмоциональные и даже физические мучения при непривычной умственной деятельности;
  • не в состоянии усвоить правила поведения в различных ситуациях;
  • проявляет неуместные эмоции (истерики при попытках поделить вещь, смех в торжественной либо драматичной обстановке);
  • испытывает трудности при общении со сверстниками;
  • молчалив, не самостоятелен в быту.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

Чтобы не ошибиться с постановкой диагноза, необходимо знать, где имеет место индивидуальная особенность развития, а где уже идет речь об отставании. Каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому нормы развития довольно гибкие. Например, нормой для годовалого возраста считается произношение 10 слов, но это не означает, если ваш ребенок говорит всего 7, то ему уже надо ставить задержку речевого развития. На это влияет даже половая принадлежность: ни для кого не секрет, что мальчики всегда немного отстают в развитии от девочек. Это объясняется просто, если заглянуть в физиологию. Речь может адекватно формироваться при согласованной работе обоих полушарий, которые связаны между собой пучком нервных волокон — мозолистым телом. У мальчиков этот пучок гораздо тоньше, поэтому и связь между полушариями развивается медленнее, что и приводит к более позднему развитию речи. Мальчишкам просто сложнее свои мысли преобразовать в слова, но это не значит, что они не понимают. Если нет патологий в развитии мозговых структур или психических отклонений, то со временем все придет в норму, и будущий мужчина заговорит не хуже девчонок. Но мамочкам мальчишек не стоит пускать на самотек ситуацию, особенно, если имеет место сильное отставание, потому что именно среди мальчиков процент ЗПРР достаточно велик. Многие мамы интересуются, при ЗПРР во сколько дети начинают говорить? Можно сказать только одно, если до 2,5 лет нормой считается «малышовая» речь, неполное произношение слов, то после этого возраста ребенок должен складывать слова в простые предложения. Если нет таких попыток, то стоит бить тревогу и обращаться к специалистам. Для родителей совсем не понятно, если ставится диагноз ЗПРР, что делать, но, прежде всего не стоит паниковать. Терапия, начатая вовремя, дает неплохие результаты.

Какие основные причины задержки речевого и психического развития?

Задержка речевого и психоречевого развития — это не самостоятельные заболевания, а следствия отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы.

Факторы, провоцирующие ЗПРР:

  • Болезни матери во время беременности. Нарушению развития плода может способствовать проникновение инфекции, отравление, травмы.

  • Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери.

  • Тяжелые роды (стремительные, преждевременные, обвитие пуповины вокруг шеи), травма ребенка при родах (перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС, шейных отделов позвоночника).

  • Перенесение ребенком тяжелых инфекций (вызвавших заболевания мозга) и травм в раннем возрасте.

  • Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.

  • Неправильное воспитание: ребенок растет под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются. Чаще дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей.

  • Тяжелая психическая травма в раннем возрасте.

Заболевания, которые могут вызывать задержку психоречевого развития:

  • врожденные аномалии ЦНС и обменные нарушения в ней;

  • эпилепсия и другие психические заболевания;

  • ишемия головного мозга;

  • гидроцефалия;

  • повышенное внутричерепное давление;

  • ДЦП;

  • опухоль головного мозга;

  • патологии сосудов головного мозга;

  • лейкодистрофии;

  • нарушение ликвородинамики.

Еще раз подчеркнем, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР усугубляется в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Так что лечить нужно не только ЗПРР, но и в первую очередь причины ее появления.

Симптомы задержки роста у детей

Основной симптом при задержке роста один: несоответствие ростовых параметров установленным нормам на разных этапах жизни². В зависимости от формы процесса, есть некоторые нюансы:

  • конституционная задержка роста сопровождается нормальной выработкой гормонов. Длина и масса тела при рождении находятся в норме. Выраженная задержка происходит в возрасте 3-4 лет, а затем рост восстанавливается. Костный возраст отстает от паспортного на 1-2 года. У детей наблюдается отсрочка пубертатного периода на 2-4 года, но и зоны роста закрываются позже. Поэтому, в конечном итоге рост становится нормальным, и состояние не требует лечения;
  • семейная низкорослость. При рождении параметры роста и веса в норме. Темпы замедляются после 3-4 лет, ребенок подрастет на 2-4 см в год. Костный рост не отстает от хронологического, а гормоны вырабатываются нормально. Пубертат наступает вовремя;
  • гормональная недостаточность несет наиболее тяжкие и выраженные симптомы. При дефиците СТГ темпы роста, костный возраст значительно отстают от норм. Задержка видна уже на 2 году жизни. Меняются черты лица: становятся мелкими, «кукольными», появляется избыток массы тела. Для мальчиков характерен микропенис;
  • при опухолях, вызывающих низкорослость, появляются неврологические симптомы, нарушения зрения.

Чтобы определить точную причину, нужна квалифицированная диагностика.

Причины задержки роста

Задержка роста появляется по многим причинам, в таблице рассмотрим основные¹:

 Патология  Задержка роста МКБ-10  Причина
 Семейная низкорослость  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3  Низкий рост родителей (150-165 см)
 Конституциональная задержка роста  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3  Отсроченный скачок роста
Психосоциальная задержка роста  Низкорослость не классифицированная в других рубриках 34.3 Психологическая атмосфера в окружении ребенка, неблагополучная семья
 Соматогенная задержка роста  N25.0, K90.0, E24.2 и другие  Развивается после заболеваний сердца, почек, органов дыхания
 Наследственные синдромы  Q96, Q87.1  Различные синдромы: Шерешевского–Тернера, Нунан, Рассела–Сильвера
 Хондроплазии  E03.0– E03.9  Патологии щитовидной железы
 Гипопитуитаризм, в том числе соматотропная недостаточность  E23.0, E23.1, E89.3  Дефицит гормона роста СТГ или нескольких гормонов гипофиза. Может быть вызвано опухолью и поражением гипофиза

Как понять, видит ли ваш малыш?

Уточнить возможности зрительной функции малыша также можно в домашних условиях. Для этого необходимо, чтобы малыш был в хорошем настроении и не плакал, а в помещении не было слепящих источников света. Вы можете проверить прослеживающие движения глаз малыша.

Необходимо взять интересную для малыша игрушку и посмотреть, сосредотачивается ли он на ней, прослеживает ли за ней вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях; есть ли реакция сужения зрачка при приближении игрушки на расстояние 15-20 см и расширение зрачка при удалении ее на расстояние 60-80 см

Следует обратить внимание на то, следит ли малыш за игрушкой глазами, одинаково ли двигаются глазные яблоки вправо-влево, вверх-вниз, по кругу, плавно или прерывисто они двигаются при прослеживании

К возрасту 4 месяцев малыш с хорошим зрением должен прослеживать за игрушкой вправо и влево, вверх и вниз, по кругу в обоих направлениях, у него должна быть реакция сужения зрачка при приближении предмета и расширение при его удалении.

С 6-месячного возраста можно попытаться выявить, видит ли ваш малыш мелкие предметы (метод разработан А.А. Невской, Институт раннего вмешательства, С.-Петербург). Для этого посадите ребенка к себе на колени перед столом, на котором одновременно рассыпаны крошки белого и черного хлеба

Важно, чтобы белые крошки были рассыпаны на темной скатерти, а крошки черного хлеба — на белом фоне. Если малыш не тянется к ним, а в ситуациях бодрствования не обращает внимания на мелкие предметы и детали игрушек, это может быть одним из признаков неблагополучия в его зрительной сфере

Постарайтесь проконсультироваться у врача офтальмолога (специалиста, занимающегося проблемами нарушения зрения).

Как понять, не отстает ли малыш в речевом развитии?

Внимательно наблюдайте за своим малышом, стараясь оценить его речевые возможности. Гулит ли ваш ребенок в возрасте от 2 до 4 месяцев. Начал ли он произносить слоги лепета в возрасте 5-8 месяцев. Много или мало у крохи слогов лепета, есть ли в них разные интонации. Подражает ли малыш новым слогам, которые слышит от вас в возрасте 10 месяцев. Появились ли первые слова-обозначения к году. Подражает ли вам, произнося простые слова в возрасте полутора лет. Использует ли при общении с вами фразу из 2-3 слов в возрасте 2 лет.

Оценить речевые возможности вашего малыша вам поможет педагог логопед (специалист, занимающийся проблемами речи). Попросите его также проверить слух вашего ребенка.

Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребенка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и коррекционного педагога. Для этого в стране создана система ранней психолого-педагогической помощи детям и их родителям.

Службы и центры ранней помощи активно работают уже многие годы, их количество постоянно растет. В этих центрах совместно с врачами работают высококвалифицированные специалисты: психологи, которые проконсультируют вас по трудным проблемам развития и воспитания ребенка, а также педагоги, которые будут проводить занятия с вашим ребенком.

Запомните, многие отклонения в развитии вашего малыша могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребенком имеющихся ограничений.

Имейте в виду: развитие ребенка в раннем возрасте (и особенно до 1 года) настолько важно, что наблюдения у педиатра и детского невролога в поликлинике по месту жительства часто бывает недостаточно. Консультация у специалистов психологов, логопедов или коррекционных педагогов не будет лишней и поможет вашему малышу расти здоровым, успешным и счастливым

Своевременно получив помощь и поддержку центра или службы ранней помощи, вы сможете снять необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу!

Воспользуйтесь помощью центров и служб ранней помощи, и вы:

  • получите консультацию,
  • пройдете диагностику,
  • посетите занятия,
  • научитесь общаться и заниматься со своим малышом.

В России эта работа ведется многими специализированными учреждениями и центрами во главе с Государственным научным учреждением «Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с выявленными отклонениями в развитии» Министерства образования Российской Федерации (119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, стр. 1, тел. 245-04-15, 245-03-17).

Здесь родители могут получить реальную помощь и консультации, а специалисты — обучиться методикам диагностики и коррекции отклонений в развитии у детей раннего возраста (от рождения до 3 лет).

Отголоски ЗПР во взрослой жизни

Ребенок с ЗПР без серьезных органических нарушений может общаться в коллективе, получить образование и профессию, работать и создавать семью. Но практически во всех направлениях жизни его сопровождают трудности. Детская задержка психического развития по мере взросления трансформируется в другие диагнозы.

Люди с легкой формой ЗПР не выделяются из общей массы. Их преследуют проблемы с мотивацией, целеполаганием, они постоянно сомневаются либо совершают необдуманные поступки. Редко достигают успеха в жизни. Зачастую ленивы, инертны. Инфантильны в межличностных отношениях, малоинициативны в делах, склонны к эмоциональной неустойчивости. Сильно страдают от неудач и от своего состояния.

Более тяжкие нарушения психического развития у детей с годами превращают их в людей несамостоятельных, замкнутых, которые нуждаются в постоянном контроле и наставничестве, помощи в быту, на работе и в выстраивании отношений. Проще говоря, плывут по течению. Не испытывают потребности развития.

ЗПР у взрослых часто сопровождается рядом хронических заболеваний, врожденных или приобретенных, а также психосоматических. Они не в силах заняться своим здоровьем, проанализировать образ жизни, заменить пагубные привычки продуктивными. По сути это взрослый “ребёнок“.

Предвестники возникновения инсульта

Врачи четко определяют признаки, сигнализирующие человеку о приближающемся приступе инсульта. Заметив у себя или близкого человека эти симптомы, нужно немедленно вызвать скорую, не дожидаясь самого приступа. Нередки случаи, когда при своевременном обращении пациента инсульт предупреждали, и человек избегал всех страшных последствий этого заболевания. 

Обратиться в скорую помощь нужно, если присутствуют:

  • Повторяющиеся случаи онемения в мышцах и конечностях.
  • Резко возникающие сильные боли в голове.
  • Головокружение с потемнением в глазах.
  • Частичная временная потеря зрения, темные пятна, темные или блестящие мушки, или двоение в глазах.
  • Судороги или приступ, похожий на эпилептический припадок;.
  • Онемение языка, затруднение речи, провал в памяти, резкое рассредоточение мыслей, несвязность разговора.
  • Потеря ориентации в пространстве.
  • Уменьшение чувствительности к боли. Не чувствовать боли (например, при уколе булавкой) может одна конечность, половина тела или все тело.
  • Головная боль с тошнотой, иканием, беспричинной рвотой.
  • Приступы зевоты, не связанные с желанием лечь спать.

Что провоцирует / Причины Гипотрофии у ребенка:

Выяснение причины гипотрофии у ребенка важно для назначения адекватного лечения. Проводят обследование

Бывают случаи, когда у ребенка сразу несколько болезней, и тогда они стремительно ухудшают состояние малыша.

Общие причины развития гипотрофии:

  • органические заболевания
  • неправильно построенный рацион
  • недостаток питания
  • особенности строения тела малыша
  • понос, который держится на протяжении долгого времени и может протекать с расстройствами ЖКТ и мальабсорбцией
  • преждевременные роды
  • частые или хронические заболевания инфекциями
  • плохое качество кормления новорожденного
  • экологические факторы

Что такое Гипотрофия у ребенка —

Гипотрофия — это детская патология, которая может носить врожденный или приобретенный характер, проявляется как большой недостаток веса.

Приобретенная форма гипотрофии говорит о неправильном рационе малыша, о нехватке каких-либо веществ. После рождения в некоторых случаях грудничок начинает терять жировую прослойку, мышечный скелет слабый, рост замедленный. При сложной форме заболевания детский организм практически не сопротивляется возбудителям инфекционных заболеваний, постепенно происходят физиологические нарушения организма.

Гипотрофия может завершиться летальным исходом. Это происходит по причине недостаточности питания, потому организм открыт для воздействия большинства опасных внешних факторов.

Врожденная форма гипотрофии появляется у ребенка в процессе роста. Среди причин болезни беременной женщины, внутриутробная гипоксия, наследственность, инфекционные болезни плода.

Гипотрофия и вторичные инфекции

Как было отмечено выше, при гипотрофии ребенку тяжело справляться с инфекциями. Грипп, который не представляет опасности для здоровых детей, у ребенка с гипотрофией протекает в осложненных формах, течение затянувшееся. Часты осложнения: латентный мастоидит, отит, бронхопневмония.

Инфекции, вызванные патогенными коли-бактериями, приводят к гипотрофии и – в большинстве случаев – к коли-сепсису. Часто бывают долго длящиеся кожные инфекции, которые вызваны гноеродными бактериями. Гипотрофию усиливает и интерстициальная плазмоцеллюлярная пневмония, которая бывает в виде внутрибольничной эндемии. Она представляет опасность не только для детей с гипотрофией, но и для недоношенных малышей.

Инфекции, которые присоединяются к гипотрофии, скорее приводят к смертельному исходу при любой форме заболевания. Причина в том, что процесс гипотрофии ускоряется, а также инфекционные болезни начинают протекать очень неблагоприятно. В странах третьего мира высокая смертность у детей с классическими инфекциями вызвана именно частой гипотрофией. К примеру, от кори в развивающихся странах умирает в 2-3 раза больше малышей, чем в развитых странах.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается, лишь при тяжелой и глобокой умственной отсталостью;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры. Труд такой ребенок выбирает очень легкий;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, при выраженной умственной отсталости он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Где можно получить помощь?

Микротоковая рефлексотерапия — достижение российских специалистов. Технология разработана сотрудниками самарского терапевтического комплекса «Реацентр». 

В «Реацентре» используется комплексный подход к ведению детей с задержками развития.

Цели: воздействовать и на причину заболевания, и на её последствия.

Перед началом лечения выполняется тестирование на программно-аппаратном комплексе «МЭКС» и подбирается индивидуальная программа лечения для каждого маленького пациента.

Ребёнком занимаются врачи разных специальностей и педагоги: неврологи, педиатры, рефлексотерапевты, логопеды, дефектологи и психологи.

Услуга доступна в Екатеринбурге

Для получения первичной бесплатной консультации и проведения комплексного лечения обращайтесь в «Реацентр» в Екатеринбурге:

г. Екатеринбург, ул. Баумана, 28Б, т. (343) 300-12-50

Бесплатный звонок по России: 8-800-2222-602

Веб-ресурс: www.reacenter.ru

Имеются противопоказания. Необходимо проконсультироваться со специалистами.

Оцените статью