Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой много лет является популярным способом профилактики и лечения патологий органов дыхания. У детей она показала высокие результаты в терапии логоневроза (заикания), в удлинении ремиссии хронических заболеваний ЛОР-органов, бронхов и легких, в повышении иммунитета против сезонных респираторных инфекций. Упражнения отличаются простотой и подходят даже для детей дошкольного возраста.
Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой
А. Н. Стрельникова является автором парадоксальной методики дыхания, которую она разработала совместно со своей матерью и совершенствовала в течение многих лет. Первоначально она была разработана для восстановления голосовых связок и расширения вокального диапазона у певцов, но в дальнейшем автор применила ее в лечении людей с ЛОР-патологией и при заболеваниях легких.
Несмотря на то, что многие положения этой методики противоречат физиологии, дыхательная гимнастика нашла достаточно последователей. После смерти Стрельниковой ее дело продолжил М. Н. Щетинин, который впоследствии стал автором множества книг по стрельниковской методике.
Существуют принципиальные отличия комплекса упражнений Стрельниковой от классической терапевтической дыхательной гимнастики:
Параметры | Традиционная дыхательная гимнастика | Гимнастика Стрельниковой |
Количество дыхательных движений | Точное число экскурсий не устанавливается, так как функциональные возможности у больных разные, но в норме частота дыхания составляет 16-18 в минуту (обеспечивает оптимальный сердечный ритм) | Установлено точное число вдохов — 96 (стрельниковская «сотня») |
Ритм и частота | Большинство упражнений направлено на урежение частоты сердечных сокращений или подстраивается под нормальный ритм сердца | Количество вдохов должно быть от 60 до 72 в минуту. При этом счет дыхательных движений ведется в восьмеричной системе: 8 вдохов + 3-5 секунд перерыв. Нужно совершить 12 таких циклов, чтобы достичь «сотни». Опытным пациентам разрешается делать 3 цикла по 32 вдоха |
Особенности вдоха и выдоха | Практикуется спокойный или глубокий вдох и растянутый выдох через нос | Делается очень короткий, резкий, усиленный вдох через нос (сравнение с хлопком в ладоши) и пассивный выдох через рот или нос |
Состояние грудной клетки при дыхании | Вдох производят на раскрытии грудной клетки | Вдох делают на сжатии грудной клетки с помощью физических упражнений |
Показания и противопоказания
Стрельниковская гимнастика является известной методикой нетрадиционной терапии пациентов, страдающих болезнями дыхательной системы (ДС) и другими патологиями.
Показания* | Противопоказания |
|
|
*в книге М. Н. Щетинина приведен более развернутый список показаний, но многие из них удалены по рекомендациям врачей, так как безопасность методики при этих состояниях сомнительна.
У детей парадоксальная дыхательная гимнастика может применяться по следующим показаниям:
- хронический бронхит в стадии ремиссии;
- нетяжелая степень аденоидных разрастаний;
- в логопедической практике — при логоневрозах (заикани);
- остаточные процессы после перенесенного туберкулеза (после консультации с фтизиатром);
- нарушения осанки;
- профилактика респираторных заболеваний.
Также методика применяется в общеукрепляющих целях благодаря двигательной составляющей упражнений.
При других патологиях нет данных о безвредности и эффективности гимнастики.
Комплекс упражений Стрельниковой адаптирован для детского возраста и может применяться по показаниям совместно с традиционной терапией.
Методика выполнения
Главная цель дыхательных упражнений состоит в формировании осознанного стереотипа дыхания, имеющего следующие особенности:
- Основа методики — тренировка вдоха. Делать его нужно только через нос. Вдох очень активный, резкий, короткий, сопровождается звуком. Надо с силой посылать воздушный поток как можно глубже в нижние отделы легких.
- Осуществлять вдохи необходимо с максимальной частотой — 1 вдох в секунду. Требуется совершить 12 циклов по 8 экскурсий (для маленьких детей — по 4) с перерывом между ними в 3-5 секунд и достичь «стрельниковской сотни» — 96 экскурсий для одного упражнения. Считать нужно только вдохи.
- Выдох осуществляется пассивно. Во время упражнений думать о выдохе вообще не нужно, он должен происходить естественно через рот.
- Все упражнения выполняются на вдохе, при этом создается сопротивление за счет сжатия грудной клетки (повышенная нагрузка на легочный аппарат и диафрагму). Выдох происходит на расширении грудной клетки.
- Упражнения можно делать не только стоя, но и для тяжелых больных — сидя или лежа.
Упражнения
Для лучшего понимания принципа упражнений и запоминания последовательности система Стрельниковой была адаптирована для дошкольников и представлена в игровой форме.
Разминка
Вовлечение ребенка в игру позволит более эффективно провести дыхательную гимнастику. Человеку нужно представить, что он находится в лесу и вдруг откуда-то почувствовал запах дыма. Чтобы понять направление пожара, необходимо усиленно «нюхать воздух».
«Ладошки»
Необходимо встать прямо, показать ладошки зрителю, согнув локти. Сделать вдох по методике, одновременно сжимая ладошки в кулачки. Сразу же после активного вдоха должен следовать пассивный выдох и одновременное разжимание кулаков. Сделав 4 коротких шумных вдоха носом, надо отдохнуть 3-5 секунд и продолжить дышать в такой последовательности.
«Погончики»
Надо встать прямо, сжать кулаки и прижать их к поясу. При вдохе с силой толкать кулаки к полу, разжимая их. На выдохе принять первоначальное положение. После 4 вдохов следует отдых на протяжении 3-5 секунд.
«Насос»
Встать следует сначала прямо, ноги расставить в стороны на расстояние чуть меньше ширины плеч, затем слегка наклониться вперед, руки свесить вниз. Начать «накачивать шину»: немного наклониться вперед и сделать вдох, возвратиться в слегка согнутое положение и произвести пассивный выдох.
«Кошка»
Ноги должны быть на ширине плеч, руки опущены. Надо слегка присесть вправо и немного повернуться в ту же сторону, «охотясь» на добычу обеими руками на уровне пояса. Движения сопровождаются вдохом, на выдохе следует возвратиться в исходное положение и проделать те же действия при повороте в другую сторону.
«Обними плечи»
Надо немного расставить ноги, поднять согнутые в локтях руки на уровне плеч. Направить руки навстречу друг другу, при этом они должны двигаться параллельно. Левая рука обнимает правое плечо, а правая — левое. На высоте сдавления грудной летки надо совершить вдох, а затем, разводя руки, сделать пассивный выдох.
«Большой маятник»
Это упражнение состоит из двух ранее рассмотренных — «насос» и «обними плечи». Сначала вдох производится в наклоне вперед, при распрямлении происходит выдох, далее — вдох в тот момент, когда руки «обняли» плечи. При расхождении рук выдох пассивный.
«Шаги»
Встать следует прямо, руки опустить вниз. Надо начать ходьбу на месте, делая вдох на каждый шаг. Можно делать передние шаги (колено сгибается, и нога выводится вперед, вторая нога тоже немного согнута) или задние (согнутая нога отводится назад).
«Повороты»
Следует встать прямо, ноги на ширине плеч. Поочередно поворачивать голову в стороны и делать резкий вдох. Плечи при этом должны быть расслаблены и неподвижны.
«Ушки»
Необходимо принять исходное положение, как в предыдущих упражнениях, руки опустить вниз. Наклонять голову поочередно к правому и левому плечу, сопровождая движение вдохом. Плечи нужно держать неподвижно.
«Малый маятник»
Стоять прямо, руки опустить вниз, расслабить плечи. Поднять голову вверх, делая вдох, затем опустить голову вниз перед собой, опять сделать вдох. Выдох осуществляется пассивно между вдохами.
При травмах и серьезных заболеваниях грудного и поясничного отдела позвоночника не рекомендуется делать без консультации врача упражнения «насос» и «кошка». Если у ребенка травма головы, эпилепсия, повышенное внутричерепное или внутриглазное давление, заболевания шейного отдела позвоночника, то нельзя выполнять «повороты», «ушки», «насос», «большой» и «малый маятник».
Первое время может возникать головокружение, поэтому новичкам рекомендуется проводить упражнения сидя или лежа.
Правила выполнения упражнений для детей
В руководстве по методике стрельниковской гимнастики детям разрешено заниматься с 3-4 лет, т. е. с момента, когда малышу можно объяснить принцип и проверить правильность выполнения упражнений. Современные медицинские данные предостерегают от слишком раннего начала занятий. Анатомо-физиологические особенности ДС:
- 2-3 года — дыхательная система отличается хрупкостью и незрелостью структур. Гимнастика противопоказана.
- 3-4 года — продолжение роста и развития легочных долей, окончательное формирование носовых ходов. Вмешательство чревато возникновением эмфиземы (повышенной воздушности легких), нарушением структуры альвеол, кислотно-основного баланса крови.
- 4-5 лет — полностью развиваются миндалины, возникают аденоидиты, тонзиллиты. Проведение гимнастики оказывает благотворное влияние на верхние дыхательные пути, при аденоидах вырабатывает привычку дышать носом.
- 5-6 лет — окончательное формирование дыхательного тракта и управляющих центров в головном мозге. Рекомендуется проведение гимнастики по показаниям, именно в этом возрасте эффективность при заикании выше.
- 6-7 лет — легкие функционально и морфологически не отличаются от легких взрослых, сформированы гайморовы пазухи и речевые центры. Гимнастика Стрельниковой может проводиться в лечебных и профилактических целях.
Осваивать дыхательную гимнастику для детей нужно с трех базовых упражнений: «ладошки», «погончики» и «насос». На каждом последующем занятии можно разучивать еще одно упражнение из базового комплекса.
Заниматься рекомендуется 2 раза в день: утром и вечером перед едой (или не ранее, чем через час после прима пищи). Непосредственно перед сном выполнять упражнения не следует. Во время гимнастики важно обеспечить приток свежего воздуха (открытая форточка, занятия на улице и др.).
Упражнения при заболеваниях
Выполняя базовый курс, можно улучшить общее состояние, снизить число респираторных инфекций, продлить ремиссию при хронических заболеваниях. В методических рекомендациях дается список упражнений при определенных патологиях, которые необходимо делать повторно после проведения всего базового курса:
- При аденоидах I — II стадии: «кошка», «шаги».
- При приступе удушья: «насос», «обними плечи», «повороты» выполнять сидя.
- При кашле, бронхите в ремиссии и контролируемой астме: «насос», «обними плечи».
- При заикании: «насос», «обними плечи», проговаривая специальные речевые упражнения.
Мнение врачей
На протяжении всей лечебной практики А. Н. Стрельникова подвергалась критике со стороны врачей за противоречащие физиологии дыхания принципы гимнастики и несоблюдение врачебной этики (лечение пациентов без медицинского образования).
После проведения небольшого исследования в 1986 году с тремя группами пациентов результаты были неоднозначными — всего у трети больных наблюдалось некоторое улучшение (большинство их них с заиканием), зато у троих возникли сосудистые катастрофы. Больших исследований с крепкой доказательной базой на тему безопасности и эффективности методики не проводилось.
Тем не менее, существует множество писем пациентов, несколько рецензий врачей, которые свидетельствуют о хороших результатах.
Ошибки и отрицательное влияние на организм
Существуют негативные суждения о механизмах действия гимнастики на организм:
- Бронхи в норме расширяются на входе и немного суживаются на выдохе. Вследствие гиперреактивности их стенок, отеке, закупорке слизью при астме воздух проходит на вдохе, а на выдохе возникает препятствие (появляется экспираторная одышка). Делая гимнастику Стрельниковой при тяжелой астме, пациент нагнетает воздух в грудную клетку, тем самым обеспечивает себе эмфизему — повышенную воздушность легких.
- Эффект от гимнастики объясняется разрывом альвеолярно-гематического барьера при резком и сильном вдохе и дальнейшем увеличении оксигенации крови. Напротив, при деформации морфофункциональной единицы легких — ацинуса с альвеолами — и нарушении аэрогематического барьера происходит снижение дыхательной функции.
- Усиленное дыхание приводит к кратковременному повышению кислорода в крови (в течение нескольких минут). В дальнейшем гипервентиляция способствует обратным процессам: гемоглобин перестает активно отдавать кислород тканям, снижается активность ферментов и витаминов, РН крови сдвигается в щелочную сторону (алкалоз) — возникает парадоксальное кислородное голодание. Сосуды головного мозга на изменение кислотности среды реагируют спазмом, от этого могут возникнуть проявления в виде повышения активности или эйфории или других симптомов.
- Сама методика частого и интенсивного дыхания способствует повышению ЧСС, усиленной трате сердечных ресурсов. Сдвиг РН в щелочную сторону может провоцировать аритмии и ишемию миокарда. Это может отрицательно сказаться на состоянии людей, имеющих заболевания сердца.
Положительное влияние
Стрельниковская гимнастика дает следующий положительный эффект:
- Повышение общего тонуса организма и иммунитета за счет динамических упражнений.
- Ускорение обменных процессов и оксигенации (в первые минуты).
- Укрепление мускулатуры, участвующей в акте дыхания. Повышение тонуса мышц приводит к исправлению различных деформаций грудной клетки и позвоночника.
- Массаж органов живота. Движения диафрагмы влияют на внутрибрюшное давление.
- Восстановление носового дыхания (у детей с затрудненным носовым дыханием развивается умственная отсталость).
- Ликвидация некоторых морфологических изменений в легких и бронхах (спайки, застойные очаги и др.).
- Усиление крово- и лимфоснабжения органов грудной клетки.
- Восстановление нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны ЦНС — возникает новый осознанный стереотип дыхания. Изменение динамического стереотипа дыхания полезно больным бронхиальной астмой при нарушении скоординированного движения дыхательной мускулатуры и спазме диафрагмы, а также пациентам с логоневрозом и потерей голоса.
- Положительный эффект у внушаемых и эмоциональных пациентов.
Выполнение упражнений Стрельниковой является действенным методом профилактики заболеваний ЛОР-органов и нижних дыхательных путей, повышения жизненного тонуса и укрепления психофизического состояния детей. При заболеваниях применять парадоксальную гимнастику следует только после консультации специалиста.