Вредные привычки у детей школьного возраста
К наиболее частым привычкам детей такого возраста могут относиться все те, что могут быть и у детей дошкольного возраста, в особенности, если никто не работал над их устранением. Кроме того, в школьные годы могут наблюдаться:
Зависимость от гаджетов.
Компьютеры, телефоны, планшеты – прогресс цивилизации, от которого никуда не денешься, полностью запретить ребенку пользоваться гаджетами бессмысленно. Родителям следует регламентировать время, проводимое за электронными приборами, чтобы не испортилось зрение, не развился сколиоз, не начались проблемы с лишним весом.
Курение, алкоголизм, наркотики.
Подростки менее подвержены влиянию родителей, в пубертатном периоде они сталкиваются с такими пороками человечества, как никотин, алкоголь и другие, ещё более опасные, вредные и дурманящие средства. В школьном возрасте существует наибольшая опасность, что ребенок попадет в плохую компанию и попробует все выше перечисленное.
Если у ребенка появилась привычка…
Слово «привычка» (от английского «habit») означает склонность к чему-либо, ставшее постоянным, привычным.
По утверждению специалистов, любая привычка (и хорошая, и плохая) формируется постепенно, когда ее действие повторяется изо дня в день, закрепляется и становится ритуалом. Обычно это происходит на каким-либо психологическом фоне — позитивном или негативном. Например, вот как психологи объясняют привыкание малышей к нежелательным действиям: на фоне дефицита родительского внимания дитя начинает сосать палец или обкусывать ногти, успокаивая себя подобным способом. Постепенно при любом стрессе или потрясении ребенок, как за соломинку, хватается за свой пальчик. Такой же механизм формирования свойственен другим вредным навыкам.
Какие бывают вредные привычки?
К наиболее часто встречающимся у ребятишек, казалось бы, безобидным, но неприятным для окружающих, относятся такие привычки, как стремление постоянно грызть ногти, чавканье во время еды, ринотиллексомания (привычка ковырять в носу), шмыганье носом, гримасничанье, раскачивание на стуле, накручивание волос на палец, теребление одежды у себя или у собеседника, слова-паразиты в речи, почесывание, манипулирование с интимными частями тела и подобные им действия. Психологи считают каждую вредную привычку компенсаторным механизмом, который помогает детям преодолеть страх, тревожность, депрессию, отсутствие родительской любви и заботы. Часто сами взрослые формируют у детей нежелательный навык. Например, в семье не соблюдают культуру поведения за столом, и ребенок, подражая близким, ведет себя подобным образом: привыкает вытирать рот ладошкой, есть любые блюда только ложкой, чавкать, громко разговаривать или капризничать за столом и прочее.К сожалению, многие вредные привычки оказывают воздействие на здоровье ребенка. Мало того, что они выглядят непривлекательно, но еще могут иметь негативные последствия. Например, ребенок, обкусывая ногти, может заразить самого себя глистами; теребя лицо, воспаляет кожу; просмотр телепередач во время еды пагубно влияет на пищеварительную систему и может даже привести к ожирению. Любой специалист подтвердит, что вредная привычка прямым или косвенным образом пагубно влияет на состояние малышей.
Привычка рисовать на обоях
У некоторых детей есть особая тяга к изобразительному искусству на обоях. Конечно, это не хорошо, ведь новый ремонт стоит больших денег. Но малыш еще не знает цену таким вещам, поэтому проявляет свои творческие способности там, где ему удобней и интересней. И вот, как можно от этого отучить:
1. Если вы заметили за своим ребенком подобную склонность, сразу же озвучьте места, где можно рисовать, а где нет. Купите ребенку красивый альбом и много карандашей. Фломастеры лучше до 5-ти лет вообще не покупать или покупать те, которые легко смываются обычной водой (у них специальный состав).
2. Пусть ребенок рисует красками под вашим присмотром. Можно купить большой ватман и пальчиковые краски – это даст больше возможности для проявления фантазии.
3. Наклейте на стенку большой ватман и предложите ребенку рисовать только здесь.
4. Купите специальные обои-раскраски и поклейте их в детском уголке, где ребенок сможет их разукрашивать.
5. Повесьте на стену большую доску для рисования цветными мелками – это станет альтернативой привычному рисованию.
6. Предложите ребенку сделать картинную галерею на его любимой стене в комнате. Пусть он рисует на обычных альбомных листах, а вы потом организуете выставку его рисунков и позовете на нее всех членов семьи. Это мотивирует ребенка рисовать по вашим правилам.
Привычка разбрасывать везде свои игрушки
Маленькие дети часто грешат неаккуратностью. Если вовремя не отучить ребенка разбрасывать свои вещи, то эта привычка может сохраниться надолго и даже на всю жизнь. Чтобы ее одолеть, поступайте следующим образом:
1. Убедитесь в том, что никто из членов семьи не показывает малышу дурной пример своей небрежностью.
Если ваш муж разбрасывает везде свою одежду, бросает, где не следует, личные вещи, оставляет в раковине грязную посуду и т.п., то и ребенок вполне может копировать его модель поведения.
Научите всех членов семьи соблюдать аккуратность и опрятность, сразу же складывая все вещи на свои места.
2. Приучите ребенка сортировать свои игрушки по категориям и выделите место для каждой категории.
Например, этот ящик комода – для машинок, этот – для конструктора, этот – для мелких игрушек и т.п.
Всегда хвалите ребенка за то, что он сортирует игрушки правильно и собирает их после игры. Если ребенок пока не привык собирать игрушки, делайте с ним это наперегонки. Дух соперничества всегда мотивирует.
3. Объясните ребенку, что он может достать новые игрушки только тогда, когда соберет те, которыми уже не играет. Пусть запомнит, что в игре работает правило замены одних игрушек на другие. А доставать все и сразу ему не разрешено.
4. Введите правило, что если ребенок не будет собирать игрушки, а потом в процессе ходьбы на них наступит и раздавит, то вы не станете чинить поломанные игрушки, а выбросите их. Малыш должен понять, что порядок – это не ваша прихоть, а необходимое условие для сохранения целостности его вещей.
5. Расскажите ребенку историю, что забытые в конце дня на полу игрушки могут обидеться на него и уйти жить к другому ребенку. Если ребенок будет забывать собирать игрушки, однажды спрячьте какую-нибудь игрушку и напомните малышу о своем рассказе.
Позже верните игрушку, сказав, что она действительно обиделась и хотела уйти навсегда, но потом вернулась с условием, что ее больше не будут бросать на полу (эта уловка работает для совсем маленьких детей).
6. Скажите ребенку, что не разрешите ему приглашать в дом друзей, если он не будет убирать игрушки в своей комнате.
7. Объясните ребенку, что вы не станете покупать ему новые игрушки, если старые все время будут лежать на полу.
Привычка грызть ногти
Привычка грызть ногти даже имеет научное название – онихофагия. Психологи уверены, что от такой привычки чаще страдают дети сознательного возраста, то есть от 6 лет и старше.
А все потому, что пристрастие к обгрызанию ногтей в большинстве случаев вызвано определенным психологическим дискомфортом ребенка. Это один из способов снять напряжение нервной системы, когда есть перегрузки.
Вот почему в сознательном возрасте дети чаще грызут ногти, так как они уже умеют анализировать события и могут испытывать страх, перенапряжение, волнение, умственную усталость.
В некоторых же случаях привычка грызть ногти – это не что иное как проявление синдрома навязчивых движений, являющегося одним из неврологических отклонений. В данном случае от избавления от такой привычки придется воспользоваться помощью психолога и невролога.
Есть несколько действенных способов борьбы с онихофагией:
1. Стимулируйте ребенка бороться с этой вредной привычкой, мотивируя его чем-то
Например, пообещайте, что если он неделю не будет грызть ногти, вы подарите колечко на красивые пальчики (если у вас дочка) или классные часы, которые будут привлекать внимание к ухоженным рукам (если у вас сын)
2. Научите ребенка самостоятельно обрезать ногти или обрезайте ему ногти сами, но очень аккуратно, чтобы не сделать больно в процессе. Помните, что иногда маленькие дети обгрызают ногти потому, что боятся их обрезать, вот и стараются опередить нежелательную процедуру.
3. Девочке можно сделать красивый маникюр и накрасить ногти детским лаком, чтобы она не захотела портить такую красоту.
4. Разрешайте ребенку выплескивать свои эмоции наружу, чтобы ему не хотелось снимать стресс путем сгрызания ногтей.
5. С помощью ролевой игры проиграйте с ребенком ситуацию, когда кто-то из игрушек сгрыз ногти и потом над ним смеялись, дали смешную кличку, не захотели с ним играть так, как у него были некрасивые руки (подойдет для детей до 7 лет).
6. Купите в аптеке специальный лак «Некусайка», который имеет горький вкус при попытке сгрызть ногти. Такой лак застывает на ногтях как обычный, не смывается и сохраняет свой эффект до 4-5 дней после нанесения.
Данный способ помогает выработать у ребенка неприятные рефлекторные ощущения, что достаточно быстро отучивает его от такой вредной привычки.
А вот горчицей или перцем пальцы лучше не мазать, так как ребенок может случайно потереть руками глаза, и тогда раздражение слизистой глаз ему обеспечено – это очень неприятно и больно.
7. Учите ребенка расслабляться после перенапряжения и искать нормальные способы снятия напряжения.
Тут отличным способом станет любой вид рукоделия и работы руками. Девочкам подойдет вышивка, вязание, лепка, аппликации, мальчикам – аппликации, конструирование, мозаика, выжигание по дереву, гравюра.
Обувь на ногах обязательна
Лето — замечательное время, чтобы побегать по траве босиком. Когда взрослые так делают, дети тоже хотят снять обувь и пробежать по лужайке, думая, что это нормально. Тем не менее у детей всегда должно быть что-то на ногах
Кожа гладкая и свежая: дермопланирование, или Зачем женщине нужно брить лицо
«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой
Студентка полицейской академии Вьетнама рассказала, как ухаживает за кожей лица
Речь не просто о способах гигиенической защиты, обувь также защищает ноги от различных физических повреждений. А если же ребенок ходит по общественному бассейну и пруду, он должен быть в специальных тапочках. Дело в том, что существует множество грибковых инфекций, передаваемых на босую ногу.
Пульт от телевизора — не игрушка
Пульт дистанционного управления во многих домах является одним из самых ценных бытовых устройств. Споры за управление прибором — ситуация весьма распространенная. Зачастую пульт от телевизора становится не просто инструментом для переключения каналов, а самой обычной детской игрушкой.
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради «ВИА Гры» (новые фото)
Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника
Верным решением будет научить детей не играть с таким бытовым устройством, а еще лучше изредка его чистить. Пульт дистанционного управления — один из самых заразных предметов в доме. Прибор буквально усеян бактериями, так как он часто переходит из рук в руки. Например, кнопка смыва на унитазе содержит меньше бактерий, чем пульт.
Полезные советы родителям!
Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была насыщенной событиями: интересный семейный досуг, чтение книг, совместное просматривание мультфильмов, посещение кружков и секций по интересам, активное общение со сверстниками. Тогда не останется время на формирование дурных навыков.
Будьте в курсе всех событий, в которых оказывается ваш ребенок: с кем дружит, что любит, о чем мечтает, что его тревожит, с кем поссорился. Ваше дитя почувствует, что родители его защищают, заботятся, волнуются о нем, и тогда не нужны будут защитные действия в виде привычек.
Старайтесь знакомить детей с новыми играми, развлечениями, покажите, как можно разнообразить известные игры. Это увлечет детей и заставит забыть о дурных привычках.
Посоветуйте ребенку, как правильно взаимодействовать со сверстниками, научите правилам общения: можно пригласить друзей вашего ребенка в гости, пойти с ними в театр, организовать развлечения
Это поможет закрепить положение ребенка в среде сверстников, обратить внимание на манеры поведения других детей.
Научите своего малыша всем необходимым правилам поведения в обществе, возможно, ему не хватает знаний. Хорошие манеры, закрепленные в поведении детей, явятся сдерживающим механизмом в проявлении дурных наклонностей.
Постарайтесь овладеть приемами снятия напряженности и тревожности у вашего ребенка: массажем, успокаивающими упражнениями, музыкой.
Сделайте образом жизни всей семьи режим, правильное чередование занятий и отдыха, занятия спортом, подвижными играми
Такие действия научат детей правильно организовать свой день, тогда не останется время на скуку, лень, негативные занятия.
Постарайтесь приобщить детей к хобби, которым занимаетесь сами. Помогите малышу находить удовольствие от творческих занятий, чтения книг, прогулок, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
Если вы обнаружили у ребенка склонность к вредной привычке, не оставляйте его без внимания и привлеките к этому всех домочадцев.
Какие «НЕ» исключить из воспитания
…наказывайте ребенка за дурную привычку;
…стыдите в присутствии других людей за неправильные действия малыша;
…запрещайте ребенку выражать свой гнев (научите его делать это правильно);
…акцентируйте внимание дошкольника на его слабостях, лучше переключите внимание на позитивные занятия;
…отбирайте сразу предметы, даже если они вызывают вредные привычки у детей (сосание, грызение), найдите позитивные заменители (игрушки для мелкой моторики).
Как сформировать правильные пищевые привычки
Важная рекомендация — семейный пример, когда родители меняют свой образ жизни и начинают питаться правильно. Перейти на здоровое питание сложно, особенно если воспринимать это как ограничение ради ребенка. Но если подросток постоянно слышит о пользе овощей от родителей с чипсами в руках, пользы от этого не будет.
Также важно, когда родители относятся к еде спокойно и не заставляют доедать. Ребенок не должен съедать половину взрослой порции или все, что родители считают нужным положить в детскую тарелку
Поэтому не нужно стыдить за недоеденную кашу или рассказывать про африканских голодающих детей, чтобы вызвать чувство вины.
С раннего возраста полезно поощрять исследовательский интерес к еде, не бояться давать попробовать разные продукты, чтобы ребенок расширял вкусовые ощущения и не думал, что еда может быть опасна.
Есть и другие способы формирования правильных пищевых привычек:
Давать выбор
Хорошо, когда на столе есть несколько блюд, если ребенок не ест салаты, отдельно порезанные овощи могут привлечь его внимание и интерес.
Менять форму подачи продуктов. Есть дети, которые не едят творог, но творожную запеканку пробуют с удовольствием
Не использовать гаджеты за едой. Об этом мы уже рассказывали. Увлеченные дети не замечают, что едят и в каких количествах, поэтому съедают больше и не замечают процесс поглощения пищи.
Устраивать семейные ужины. Вместе собираться за столом, привлекать детей к приготовлению, рассказывать из чего делается еда и зачем нужно добавлять приправы. Во время ужина лучше не выяснять отношения. Не стоит в это время ругать ребенка за дневные провинности, чтобы семейный прием пищи не превратился в неприятную обязанность.
Не запрещать нездоровую еду. Запреты и строгие ограничения приводят к тому, что ребенок с жадностью может накинуться на чипсы или торты сразу, как выйдет из-под родительского контроля.
Добавлять физическую активность. Дети лучше едят после энергетических трат, поэтому прогулки, спортивные секции или другие мероприятия могут усилить аппетит и привлечь внимание к полезной еде.
Не торопить. Постоянные замечания о медлительности только уменьшают желание сидеть за столом. Лучше заранее запланировать на еду больше времени.
Вне дома сложнее наладить питание. Непривычная еда и отсутствие выбора в школе или детском саду приводят к тому, что ребенок плохо ест или покупает на переменах булочки, чипсы и другую вредную еду.
Как говорит Мария Фадеева, перекусы должны быть удобными для питания, долго храниться вне холодильника и правильными по составу.
Мытье рук
Самой важной гигиенической привычкой, несомненно, является мытье рук. Для большинства из нас это правило стало первым в жизни
Чистота рук — важный пункт в контроле за собственным здоровьем. Мы моем руки очень часто: перед готовкой и трапезой, после уборной, а также периодически в течение дня. Именно эта зона нашего тела подвергается наибольшему вниманию со стороны гигиенических процедур.
Что же с этой привычкой все же не так? Прежде всего, мы можем спокойно отказаться от антибактериального мыла. Оказывается, что оно не лучше справляется с уничтожением микробов, чем обычное мыло. Главное, чтобы руки находились в мыле не менее двадцати секунд, прежде чем начинать их полоскать. По статистике, это намного дольше, чем обычно моют руки люди, однако именно столько нужно времени, чтобы все бактерии были уничтожены.
Слишком чистый дом
Помимо того, что чрезмерное купание может негативно сказаться на здоровье, проблемой может стать и слишком чистый дом. Конечно, любой родитель мечтает только о благе своего чада, но экстремальная чистота может стать причиной определенных заболеваний. Согласно результатам одного исследования, в котором приняли участие более одиннадцати тысяч детей, чрезмерно гигиеническая среда повышает риск возникновения экземы и астмы.
Стоит помнить, что большое количество применяемых дезинфицирующих средств может стать причиной высушивания кожи рук, которая сможет потрескаться и дать возможность попадания бактерий в организм.
Как бороться с вредными привычками?
Негативное влияние вредной привычки на детей велико. Нужно набраться терпения, внимания, заботы, чтобы избавить ребенка от них. Есть несколько способов профилактики вредных привычек у детей.
Игнорирование. Если вы много времени уделяете слабостям ребенка, ругаете его за них, наказывайте, то последствия могут возникнуть не те, которых вы ждали
Возможно, что ваши поступки сформируют негативный эффект, и ребенок, наоборот, чтобы привлечь ваше внимание, будет делать вам назло. Поэтому лучше не обращать внимания на нежелательные действия, и тогда появится шанс, что малыш сам избавится от привычки.
Комплимент и вознаграждение
Один из прекрасных методов – это хвалить сына или дочь за появление хороших привычек. Пусть ребенок видит, что вы оцениваете его по достоинству и вознаграждаете отличное поведение. Это поможет развитию моральных качеств и отказу от вредных привычек.
Обучение. Ребенок сам захочет и сможет отказаться от плохих привычек, если мама и папа смогут ему четко и понятно объяснить, почему и как они приносят вред физическому и душевному здоровью. Нужно подобрать правильные слова, которые бы подействовали на малыша. Тогда ребенок поймёт ваши аргументы и сознательно захочет отказаться от вредной привычки.
Постепенность. У человека может быть несколько плохих привычек, и не стоит пытаться за один раз решить все трудности. Необходимо работать по порядку. Влияние вредных привычек на людей не подлежит сомнению, поэтому возьмите сначала привычку, которая наносит наибольший вред. Не надо спешить. Не нужно терять самообладание в процессе воспитания ребенка. И уж тем более нельзя ставить своего малыша в неловкое положение, обсуждая его проблемы при других людях. Все деликатные разговоры нужно вести наедине.
Нахождение причины. Любой наш поступок имеет в своем корне некую причину. Такой может стать стресс. Нервное напряжение у ребенка появляется из-за ссор в семье, трудностей в учебе, конфликтов с друзьями, проблем с педагогами и даже из-за личной душевной травмы. Поэтому мама и папа должны внимательно следить за жизнью детей, узнавать, что нового происходит в их жизни, спрашивать, могут ли они чем-то помочь. Необходимо открыто разговаривать с ребенком, наблюдать за ним, чтобы понять причину его нервного напряжения. Выслушайте сына или дочь, наберитесь терпения. Скажите, что вы очень любите своего малыша и всегда готовы поддержать его.
Самоконтроль. Любой малыш с раннего детства копирует поведение родителей. Поэтому очень необходимо следить за своими жестами, мимикой, словами и действиями. Нельзя требовать от ребенка идеального поведения, если поступки самих взрослых оставляют желать лучшего. Поэтому понаблюдайте сначала за собой. Возможно, малыш взял плохую привычку от вас, поэтому вам вдвоем придётся исправлять ее.
Установка правил
Во время воспитания очень важно установить определенные границы. Объясняя ребенку последствия его неправильных поступков, вы помогаете ему контролировать свои плохие привычки
Все правила должны быть заранее регламентированы, оговорены и одобрены сыном или дочерью.
Формирование моральных качеств. У малыша нужно поддерживать стабильность настроения. Сделать это не так уж сложно: важно увеличивать уровень доверия между вами, во всём его поддерживать. Иногда давайте ребенку возможность самому принимать решения в своей жизни. Это поможет сформировать самостоятельность, ответственность и уверенность в себе. А эти позитивные качества, в свою очередь, помогут вашему сыну или дочери избавиться от вредных привычек.
Что значит правильно
Сбалансированное питание — это способ покрыть все энергетические затраты ребенка для гармоничного роста и развития. При правильном рационе достаточное количество питательных веществ обеспечивают нормальный обмен веществ и дают ребенку силы для познания мира.
То есть, чтобы нормально развиваться, ребенку достаточно каждый день съедать немного фруктов, овощей, белка, сложных углеводов и молочных продуктов. Форма приготовления не так важна. Варить каждый день супы или каши не обязательно, если ребенок их не ест.
Объем рациона зависит от физической активности ребенка, возраста и образа жизни. Дети едят больше во время периодов активного роста и активных занятий, но меньше при болезни или долгом сидении дома. Родителям часто кажется, что ребенок мало ест. Но если он активен и хорошо растет, то питания хватает.
При настоящей нехватке питательных веществ он больше спит, нервничает, жалуется на слабость и не может долго гулять. Ногти легко ломаются и слоятся, кожа шелушится, а в углах губ могут появиться трещины.
Привычка брать чужие вещи
В определенный период взросления дети нередко начинают брать чужие вещи. Иногда это происходит из чувства зависти и обделенности, иногда ребенок берет чужое, потому что хочет его кому-то подарить (взял телефон у друзей семьи, чтобы подарить маме) или кому-то помочь (взял у кого-то деньги, чтобы облегчить материальные трудности семьи).
Помните, что примерно с 6-ти лет дети уже понимают, о чем говорят взрослые, и могут идентифицировать семейные проблемы (например, если мама вечно жалуется на недостаток денег). Поэтому их привычка брать чужое может быть обусловлена желанием поправить состояние дел.
Но с этим также можно и нужно бороться, и вот как:
1. Научите ребенка понимать цену деньгам. Рассказывайте ему, сколько что стоит, переводя цену в эквивалент доступных ему вещей (например, курточка стоит столько же, сколько 20 машинок, 30 шоколадок и т.п.).
2. Предложите ребенку начать копить деньги, чтобы у него самого появилась возможность что-то себе покупать. Можете давать ребенку определенную сумму на карманные расходы, чтобы он учился планировать свои расходы.
3. Спрячьте семейные деньги там, где ребенок не сможет их найти и взять.
4. Даже если вы уличили ребенка в воровстве, не вешайте на него преступных ярлыков, попытайтесь понять его мотивы, расскажите, что ругаете не его, а его плохой поступок.
5. Не говорите ребенку, что вы стыдитесь его из-за подобной промашки, не сравнивайте малыша с другими детьми, которые никогда не брали чужого.
6. Если ребенок взял без спроса чужую вещь, не возвращайте ее хозяину сами – пусть это сделает сам ребенок, а заодно извинится за свой поступок. Необходимость нести ответственность за содеянное лучше всего отучает от плохих привычек.
Теперь вы знаете, как справиться с вредными привычками вашего ребенка. Проявляйте терпеливость и сдержанность в этой нелегкой борьбе, не злитесь на малыша и не ругайте его за недостатки. Помните, что ваша задача – деликатно помочь малышу избавиться от плохой привычки, так, чтобы не вызвать у него комплексов и фобий. Удачи вам!
Виды вредных привычек
Все вредные привычки делятся на две группы:
1. Паталогические – привычки, появившиеся в результате отсутствия родительского внимания и заботы, также могут быть вызваны из-за регулярного физического и чрезмерно жёсткого наказания:
- грызть ногти (губы, кутикулы);
- онанизм;
- выдёргивание волос;
- удары по собственным частям тела рукой или другим предметом (удары головой об стену);
- сосание пальцев или собственной одежды.
2. Непаталогические – привычки, перешедшие к детям от родителей. Они не приучают ребенка к гигиене и культуре и показывают плохой пример:
- ковыряние в носу;
- чавканье;
- шарканье ногами;
- использование слов-паразитов;
- сутулость;
- нецензурная речь.