Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.
К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:
- биологические;
- воспитательные;
- социальные.
В отдельную подгруппу выделяются психологические патологии. Они образуются на стыке 2-3 факторов и с трудом поддаются терапии.
Биологические факторы
Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:
- воспаления, травмы головного мозга;
- психосоматические патологии;
- депрессивные состояния;
- психозы различной этиологии;
- шизотипическое расстройство;
- инфантильность, СДВГ;
- шизофрения.
Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.
Воспитательные факторы
Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:
- негативный пример, подаваемый членами семьи;
- отсутствие уважения между членами семьи;
- излишняя строгость, несправедливые наказания;
- потакание всем прихотям и желаниям ребёнка;
- излишняя опека либо отсутствие опеки;
- лишение ребёнка личного пространства;
- игнорирование моральных, физических потребностей.
Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.
Социальные факторы
К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:
- трудности в общении с ровесниками у дошкольников и школьников;
- материальное, социальное неравенство с окружающими;
- неблагополучное окружение: алкоголики, наркоманы;
- пагубное влияние религиозных сект;
- насмешки, издевательства, травля;
- насилие: физическое и сексуальное.
Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.
Классификация социальной девиации
Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.
Положительное девиантное поведение включает в себя:
- научные достижения и открытия;
- повышенное усердие в школе, на работе;
- творческие увлечения и успехи;
- участие в благотворительных акциях;
- героические поступки, самопожертвование.
Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.
Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:
- аддиктивная девиация;
- аморальная девиация;
- делинквентная девиация.
В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.
Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:
- Неосознанная девиация. Пациент не понимает, почему его поведение считается отклонением от нормы, и нарушает правила общества безотчётно.
- Нонконформистское поведение. Человек осознаёт, что его поступки и действия не вписываются в общественные нормы, и отклоняется от них намеренно.
- Абберантное поведение. Человек понимает неприемлемость своих поступков, и из-за нежелания быть порицаемым совершает их скрытно, втайне от других.
Важно!Также в психологии выделяют преддевиантный синдром: комплекс признаков, приводящих к устойчивому негативно-девиантному поведению. Он проявляется конфликтами с окружением, повышенной агрессивностью, негативным отношением к учёбе и работе.
Аддиктивная девиантность
Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.
Девиантная аддиктивность проявляется в виде:
- алкоголизма и наркомании;
- анорексии, булимии;
- религиозного фанатизма;
- нимфомании;
- компьютерной зависимости;
- трудоголизма.
Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.
Аморальная девиантность
Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.
К аморальному поведению относится следующее:
- беспорядочные сексуальные связи, проституция;
- бродяжничество и попрошайничество;
- повышенная агрессия по отношению к людям;
- употребление алкоголя, наркотиков;
- отказ от работы, учебной деятельности;
- оскорбление, унижение окружающих людей.
Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.
Делинквентная девиантность
К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:
- Докриминогенный, или противоправный тип. Нарушает правовые нормы. Проявляется хулиганством, вандализмом, поджогами имущества, драками и побоями, оскорблениями.
- Криминогенный, или преступный тип. Нарушает уголовные нормы. Включает в себя грабежи, кражи со взломом, разбойные нападения, мошенничество, вымогательство, изнасилование и убийство, а также покушение на данные деяния.
Делинквентность требует жёстких запретно-репрессивных мер. Личность, совершающая противоправные и преступные деяния, представляет собой серьёзную угрозу для общества. Делинквентный девиант может принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.
Симптомы отклоняющегося поведения
Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:
- конфликты с ровесниками, окружающими людьми;
- отсутствие интереса к работе, учёбе;
- проблемы с концентрацией внимания;
- безответственность, нежелание помогать другим;
- постоянная смена увлечений и круга общения;
- отсутствие контактов с другими людьми;
- постоянные перепады настроения;
- завышенная или заниженная самооценка.
Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.
Диагностика девиантного поведения
Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:
- Осмотр и беседа с пациентом. Во время общения врач оценивает эмоциональное и психологическое состояние, манеру речи и поведение личности с девиацией. Также задаются уточняющие вопросы о семье, об увлечениях и интересах.
- Ознакомление с данными о пациенте. Специалист читает характеристики с места работы или учёбы, изучает выписки из амбулаторной карты. При необходимости врач контактирует с работодателем или педагогами пациента, с сотрудниками полиции.
- Опрос семьи, друзей. Контакт с близким окружением пациента помогает понять, в каких отношениях человек состоит с окружающими, в каких условиях проживает. Также это помогает узнать больше о характере, привычках пациента.
- Тестирование, личностные опросники. Определить девиантность помогают исследования тревожности, опросник Айзенка, тест на склонность к отклоняющемуся поведению (СОП).
- Проективные методы. Арт-исследования, тест Сонди и Розенцвейга позволяют выявит скрытые, подавленные эмоции пациента.
Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Коррекция и работа с социальной девиацией
Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.
Группы препаратов | Влияние на двойственность | Примеры средств |
Нормотимики | Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. | Вальпромид, Карбамазелид |
Антидепрессанты | Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. | Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин |
Транквилизаторы | Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. | Диазепам, Феназепам, Гидроксизин |
Антипсихотические препараты | Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. | Галоперидол, Кветиапин, Клозапин |
Ноотропные средства | Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. | Пикамилон, Ноотропил, Глицин |
Снотворные средства | Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. | Донормил, Анданте, Мелаксен |
Седативные препараты | Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. | Валериана, Персен, Ново-пассит |
Витамины группы В | Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. | Нейробион, Витагамма, Мильгамма |
Важно!При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.
Психотерапия
Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.
К методам психотерапии при девиации относят следующее:
- индивидуальные консультации;
- групповые занятия с психотерапевтом;
- проблемно-ориентированные тренинги;
- семейная терапия, родительский тренинг;
- арт-терапевтическое лечение.
Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.
Другие методы борьбы
В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:
- физиотерапевтические методы;
- закаливание, лечебную гимнастику;
- ароматерапию, массаж и самомассаж;
- дыхательную гимнастику, упражнения йоги.
Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.
Профилактика девиантного поведения
Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:
- положительный пример в окружении ребёнка;
- построение доверительных, тёплых отношений;
- адекватные воспитательные меры;
- информационно-профилактические работы;
- консультации психолога по мере необходимости.
Подобные методы актуальны только для детей и подростков. У взрослых людей отклонения от нормы в поведении возникают при психологических патологиях либо в процессе формирования характера. Профилактика в таких случаях бесполезна.
Примеры отклоняющего поведения
Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.
Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.
Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.
Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.