Возможность выхода
Закон № 326-ФЗ (с изм. и доп., от 09.01.2017), регламентирует возможность выхода медорганизации из системы ОМС. Пункт 4 этого документа гласит, что любая организация, состоящая в Реестре медорганизаций, работающих в системе обязательного медстрахования, на протяжении года, в котором она осуществляла свою деятельность в обязательном медстраховании, не может выходить из перечня таких учреждений, которые действуют в ОМС. Но законом оговорены исключительные случаи, когда такое медучреждение может покинуть систему на протяжении года, в котором она осуществляла свою работу в рамках обязательного медицинского страхования. К таким случаям закон относит:
- Ситуацию, когда медицинское учреждение ликвидируется;
- Случай, если такое медицинское учреждение утратило право на предоставление услуг медицинского характера (лишено лицензии на право предоставления определенных медицинских услуг);
- Случай банкротства данной компании (организации);
- Уведомление Территориального фонда, извещающее о досрочном разрыве договора;
- Случай, если документы не были предоставлены в термины, установленные Федеральным законом (ч. 10 ст. 14);
- Иные случаи, оговоренные законами Российской Федерации.
Если наступил один из случаев, указанных выше, составляется уведомление, извещающее Территориальный фонд о выходе из Реестра с указанием причин и предоставлением соответствующих документов. Уведомление будет рассмотрено фондом, и медорганизация будет выведена из Реестра уже на следующий день, являющийся рабочим после подачи данного документа. Уведомление составляется до подписания договора на предоставление и оплату медпомощи по ОМС.
В Кремль напишу
Всероссийский союз страховщиков во главе с руководителем Игорем Юргенсом направил в адрес президента письмо, где высказывает свои опасения.
ВСС прогнозирует, что возврат к «сметно-распределительной системе» создаст угрозу финансовой устойчивости страховщиков и частных клиник в ОМС. Некоторым придётся уйти с рынка. Качество и доступность медпомощи упадёт, в медсфере вырастет бюрократизация и коррупция, в регионах повысится социальная напряжённость.
Игорь Юргенс напоминает в письме президенту, что страховщики по результатам проверок возвращали в бюджет не менее 12 млрд рублей.
«Коммерсант» цитирует вице-президента ВСС Дмитрия Кузнецова:
После поправок лечиться будет еще сложнее?
Кроме того, пакет поправок оговаривает введение планирования объемов медпомощи жителям одного региона в медорганизациях другого субъекта (комиссия будет распределять объемы медпомощи между организациями другого региона исходя из потребностей жителей и мощности учреждений). И это вызывает у пациентских организаций напряженную обеспокоенность.
— Получить пациентам помощь в другом регионе будет сложнее, — говорит Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. — Сложнее в связи с тем, что вводятся жесткие лимиты объемов такой помощи.
«Хочешь помочь пациенту — придется лгать государству». Будут ли московские больницы бесплатно лечить иногородних
В каждом регионе в рамках территориальной программы будет выделен лимит объемов медпомощи, которые могут быть оказаны жителям этого региона в других субъектах, поясняет Жулев. Если все лимиты будут исчерпаны, люди просто не смогут получить помощь в другом регионе.
— Мы понимаем, что бюджет не безграничен, но хотелось бы понять в случае исчерпания этих лимитов — будут ли какие-то механизмы, позволяющие выделять дополнительное финансирование? Иначе для пациентов лечение в других регионах будет крайне ограничено. Пациенты будут конкурировать, чтобы успеть попасть в этот лимит. В начале года это будет проще, а ближе к концу года — сложнее.
Для федеральной медицинской помощи в каждом регионе тоже будет введен определенный лимит. Кто и как будет устанавливать эти лимиты, пока не ясно.
— Мы боимся, что регионы бросятся вычерпывать эти федеральные лимиты, потому что так можно сэкономить у себя, — говорит Жулев, — направлять более дорогостоящих пациентов в федеральную клинику, экономя территориальный бюджет. И что будет происходить, когда эти лимиты исчерпаются где-то к середине года? Что будет с оставшимися пациентами?
Опасные заблуждения
За последние годы сформировался ряд опасных заблуждений о законности офф-лейбл. Пройдемся же по ним тяжелой юридической пятой.
Заблуждение | Правовая реальность |
Режимы офф-лейбл вошли (со значком #) в клинические рекомендации, следовательно они законны. Отсутствие препаратов, применяемых офф-лейбл, в стандартах медицинской помощи не критично, так как последние используются для экономических целей, а для врача главным документом служат клинические рекомендации | Несмотря на то, что режимы офф-лейбл вошли в клинические рекомендации нового поколения в соответствии с приказом Минздрава от 28.02.2019 №103н*, это не сделало их использование законным, так как дальнейшей системной регламентации норм не последовало. Именно поэтому схемы офф-лейбл и не вошли в стандарты медицинской помощи (которые, согласно закону**, разрабатываются на основе рекомендаций), ведь в отличие от рекомендаций стандарты являются нормативно-правовыми актами, обязательными к применению. И никакая особая «узкоэкономическая» роль стандартов законодателем не определена. Базовый федеральный закон №323-ФЗ***, Порядок назначения лекарственных препаратов**** и иные акты в совокупности не допускают использование препаратов офф-лейбл. У пациентов младше 18 лет применение препаратов офф-лейбл станет допустимым с 1 июля 2022 года – после вступления в силу федерального закона №482-ФЗ и его подзаконных актов – специально принятых с целью легализации офф-лейбл. Только после этого станет возможно и их включение в стандарты медпомощи |
Режимы офф-лейбл попали в КСГ. Оплата назначений офф-лейбл в системе ОМС говорит о законности такой деятельности | Оплата назначений офф-лейбл в системе ОМС не говорит о законности такой практики, так как КСГ является системой тарификации медицинской помощи и не регулирует порядок использования лекарственных препаратов |
Назначения офф-лейбл законны на основании решения ВК | ВК не имеет подобных полномочий. Практика подобных назначений свидетельствует разве что о превышении ВК своих полномочий. Порядок создания и деятельности ВК*****, Порядок назначения лекарственных препаратов****** и иные нормативные правовые акты не содержат указаний на подобные функции ВК. Нередко за полномочие ВК назначать офф-лейбл ошибочно принимается право ВК назначать препараты, не входящие в стандарт медпомощи или не предусмотренные клиническими рекомендациями, в случае индивидуальной непереносимости или по жизненным показаниям (п. 15 ст. 37 федерального закона №323-ФЗ) |
Запрещено использование незарегистрированных лекарственных препаратов (офф-лейбл), а использование зарегистрированных препаратов даже не в соответствии с инструкцией допустимо | Офф-лейбл – это применение зарегистрированных лекарственных препаратов не в соответствии с инструкцией. Видов таких назначений более десяти, в том числе использование препарата по показаниям, не указанным в инструкции; без учета противопоказаний, указанных в инструкции; использование препарата в дозах, по схеме, в комбинации, в режиме или по иным параметрам, отличающимся от указанных в инструкции и др. Применение незарегистрированных препаратов не входит в понятие офф-лейбл |
Инструкции к препаратам не обязательны, так как не являются нормативными актами | Инструкция по медицинскому применению лекарственного препарата обязательна к соблюдению. Она обладает свойствами нормативного характера, так как входит в состав регистрационного досье, согласовывается с Минздравом России в ходе государственной регистрации препарата и выдается одновременно с регистрационным удостоверением. Изменение инструкции, в том числе сведений о показаниях к применению препарата, требует проведения новых клинических исследований и экспертизы качества препарата. Это позволяет квалифицировать использование офф-лейбл как нарушение критериев качества и безопасности медицинской помощи |
Раз нет четкого запрета на применение офф-лейбл, следовательно оно допустимо | Совокупность норм права свидетельствует о недопустимости назначений офф-лейбл, за исключением такого использования препаратов у пациентов до 18 лет, которое станет допустимым с 1 июля 2022 года |
Что делать?
Конечно, в таких спорах нельзя гарантировать исходы, благоприятные для медорганизаций. Но можно помочь им выстраивать стратегию взаимодействия со страховыми компаниями и тактику ведения дела в суде при помощи следующих практических рекомендаций:
- Если выделенный объем медпомощи превышен, медорганизации следует обратиться к страховщику с заказным письмом с предложением перераспределить объемы предоставления и финансового обеспечения медпомощи, обосновав необходимость внесения изменений в договор на ООМП и требуя от СК обратиться в ТФОМС с заявлением о выделении из нормированного страхового запаса дополнительных целевых средств на оплату медпомощи сверх установленного объема. Аналогичное письмо следует направить в ТФОМС.
- Если Комиссия по разработке ТП ОМС отказала в увеличении объемов медпомощи и ее финансового обеспечения, необходимо письменно оспаривать такое решение, последовательно обосновывая свою позицию.
- В пользу медорганизации говорят следующие аргументы:
- При наступлении страхового случая закон гарантирует застрахованному лицу бесплатное оказание медпомощи в рамках территориальной программы ОМС.
- Федеральный закон №326-ФЗ прямо указывает, что заключение договора на ООМП и договора о финансовом обеспечении ОМС осуществляется в пользу пациента (застрахованного лица) для реализации его права на бесплатное оказание медпомощи по ОМС.
- Ни федеральное законодательство, ни базовая, ни территориальные программы ОМС не считают «превышение распределенного объема ее предоставления» основанием для отказа пациенту в оказании медпомощи. Отсутствует такое основание и для перенаправления пациента в иную медорганизацию. Возможность оказания бесплатной медпомощи в рамках ОМС не зависит от запланированного утвержденного комиссией по разработке ТП ОМС объема таких услуг и его превышения. Следовательно, медорганизация не вправе отказать застрахованному лицу в медпомощи из-за превышения выделенного на нее объема, так как нет оснований считать данный случай нестраховым.
- На момент фактического обращения гражданина в медорганизацию она не владеет сведениями о превышении выделенных объемов медпомощи, поскольку при каждом обращении пациента они специально не выверяются. Неправильно, если медорганизация после превышения выделенных ей объемов перестанет оказывать медпомощь в своих стенах и будет заниматься только постановкой пациентов в «лист ожидания» до выделения дополнительных объемов или начала нового отчетного периода, а также информированием пациентов о возможности получить медпомощь где-то еще и маршрутизацией.
- При возникновении спора СК и ТФОМС должны доказать, что такие медуслуги не входят в программу ОМС и что медорганизация нарушила обязательные требования к предоставлению медпомощи. Если установлено, что медпомощь оказана без нарушений и входит в программу ОМС, то СК не может отказать в оплате фактически оказанной медпомощи, ссылаясь только на формальное превышение объемов.
- Действующее законодательство не возлагает на медорганизацию обязанности обосновывать корректировку объемов медпомощи. Поскольку страховая компания обладает исчерпывающей информацией о фактах оказанной медпомощи, то ее бездействие недобросовестно, так как участник гражданского оборота должен учитывать права и интересы другой стороны и содействовать ей.
- ТФОМС – участник комиссии по разработке ТП ОМС, поэтому владеет всей информацией о потребности пациентов в медпомощи и может влиять на распределение ее объемов, но не предпринимает действий по защите прав пациентов в сфере ОМС.
- Медорганизация и пациенты не могут нести ответственность за недостатки планирования ТП ОМС и корректировок объемов выделенной медпомощи. Если реальная потребность граждан в медпомощи больше этих объемов, то их превышение медорганизацией нельзя относить к финансовым результатам ее деятельности.
НЕСКРОМНЫЙ ПОСРЕДНИК
Никакого особенного открытия в этой истории нет: все органы исполнительной власти используют механизм субсидий для покупки квартир своим иногородним сотрудникам, чтобы, по задумке законотворцев, «защитить от коррупционных соблазнов».
Но, как говорит основатель российской системы ОМС, первый исполнительный директор ФОМС Владимир Гришин, «на фоне нехватки ресурсов такая норма для сотрудников вызывает вопросы».
И пусть на фоне общего бюджета фонда в 1,68 трлн руб. (по данным на 2016 год) его расходы на покупку недвижимости в несколько десятков миллионов кажутся смешными, но возникает закономерный вопрос: «А должны ли обязательные взносы на лечение граждан расходоваться именно так?»
«Это недопустимо, — поделился с «МН» руководитель московского филиала Центра медицинского права Андрей Карпенко. — Фонд ОМС ничего не производит, он всего лишь посредник, на которого тратится немалая часть средств из системы здравоохранения, при том что задача фонда заключается в аккумулировании и распределении средств по установленным государством правилам. В этой системе лишних денег не может быть по определению, учитывая ситуацию в нашем здравоохранении.
Мое личное мнение: фонд не должен был вообще попасть под действие постановления о предоставлении жилищных субсидий, а люди, у которых есть квартиры, не должны были получать дополнительно жилье, тем более в организации с дефицитом бюджета.
Как налогоплательщик и юрист, я считаю, что в данном случае речь идет о злоупотреблении полномочиями и было бы неплохо, если бы всей этой истории с квартирами дал оценку Следственный комитет».
Главной производительной силой в здравоохранении является медицинский работник. Именно им в первую очередь необходимо помогать с приобретением жилья. У отраслевых экспертов уже давно возникают вопросы к функционалу фонда ОМС и сомнения в необходимости его существования. При необходимости со всей работой ведомства мог бы справиться и планово-финансовый отдел Минздрава.
С коллегами согласна и главный научный сотрудник отдела НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, кандидат медицинских наук, профессор Наталья Кравченко: «В сложившихся обстоятельствах России больше подходит бюджетная модель финансирования. Она обходится на 15-20% дешевле нынешней, позволяя добиваться сопоставимых или даже более высоких показателей здоровья населения, а также предусматривает более экономное расходование средств».
Елена Хакимова.
Что нового ждет медицину?
Помимо решения организационных вопросов, власти намерены и дальше менять систему здравоохранения. Например, в середине 2022 года начнется пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда медицинских работников. Сначала зарплаты по новым правилам будут получать медики в 7 регионах – им будут платить базовый оклад, увеличенный на ряд коэффициентов, зависящих от специализации, квалификации и объемов выполняемой работы. Как предполагается, до 70% от зарплаты будет составлять оклад, а общая сумма заработка медика точно не станет меньше, чем ранее.
Также будут продлены специальные социальные выплаты медикам, работающим с больными коронавирусом. А еще принятый недавно законопроект продлевает до 2024 года выплаты медикам за выявление онкологических заболеваний в ходе диспансеризации или профосмотра.
Кроме того, Минздрав разработал проект стратегических направлений государственной программы «Развитие здравоохранения» на 2022 год. Как следует из программы, власти должны обеспечивать рост продолжительности жизни, снижать младенческую смертность и повышать доступность медицинской помощи для населения.
Но куда важнее для пациентов проект программы государственных гарантий медицинской помощи на 2022 год:
- профилактические мероприятия (то есть, диспансеризация, профосмотры и т.д.) должны охватить 53,5% населения страны;
- заложено дополнительное финансирование на углубленную диспансеризацию тех, кто переболел коронавирусом. А нормативы по медицинской реабилитации теперь учитывают расходы на реабилитацию переболевших коронавирусом – на реабилитацию одного пациента бюджет системы ОМС выделит примерно 40 тысяч рублей;
- программа рассчитана на бесплатное лечение более чем 705 тысяч пациентов с covid-19, а также более 18 миллионов бесплатных тестов на коронавирус;
- на медпомощь в условиях дневного стационара будут выделять больше денег – в том числе для тех, кто проходит процедуру ЭКО или лечится от онкологического заболевания;
- в список ВМП, которая будет оказываться за счет ОМС по профилю сердечно-сосудистой хирургии, включили еще три вида операций;
- всего около 40 методов платной ВМП переводят в бесплатную – по разным профилям, а 76 методов переводят из бесплатной в специализированную медицинскую помощь. А оплату ВМП в рамках ОМС повысят на 6,8% (затраты на оплату труда и лекарств) и на 4,3% (на все остальные расходы).
А еще документ разрешает финансировать медицинские организации в сфере ОМС авансовым способом в размере среднемесячного финансирования вне зависимости от фактических объемов помощи. Это правило будет действовать, пока сохраняется эпидемиологическая угроза.
Какие документы и расходы подлежат контролю?
Как было отмечено выше, проверке подлежат четыре основных направления расходования средств ОМС. Остановимся только на первом из них — на проверке средств ОМС, идущих на финансовое обеспечение исполнения территориальной программы ОМС.
Отметим, что в соответствии с п. 16 Положения N 73 контрольное мероприятие, проводимое ТФОМС, включает проверку соблюдения требования ведения раздельного учета по операциям со средствами ОМС:
— по видам медицинской помощи;
— по структуре тарифа на оплату медицинской помощи.
Проверка расходов, входящих в структуру тарифа, включает в себя (п. 17.2 Положения N 73):
1) проверку расходов на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда. В ходе контрольного мероприятия будут проверены все документы, подтверждающие обоснованность производимых выплат:
— штатное расписание, тарификационные списки, документы, подтверждающие квалификацию специалистов;
— графики работы структурных подразделений и сотрудников;
— приказы по личному составу;
— трудовые соглашения;
— коллективный договор;
— положение об оплате труда;
— первичные бухгалтерские документы по начислению заработной платы, уплате налогов и страховых взносов, установленных законодательством РФ;
2) проверку расходов на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях. Проверка использования средств на указанные цели осуществляется путем проведения проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций, включающих договоры поставки лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов. Проверяются:
— обоснованность цен при закупках товаров (работ, услуг) за счет средств ОМС;
— соблюдение сроков поставки и оплаты, соответствие сумм, указанных в договорах, фактически произведенным расходам;
— своевременность, полнота и правильность оприходования лекарственных средств и расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
— порядок хранения, учета и списания лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
— наличие раздельного учета медикаментов, приобретаемых за счет средств ОМС и средств, поступающих в медицинскую организацию из других источников.
Проводится анализ закупленных лекарственных средств (отражается наличие лекарственных средств с истекшим сроком годности).
Изучаются:
— материалы инвентаризации имущества и финансовых обязательств, проведенной медицинской организацией;
— наличие, продолжительность и размеры дебиторской и кредиторской задолженности с поставщиками товаров и услуг за счет средств ОМС;
— своевременность взыскания дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности, проведения взаимных сверок в расчетах с поставщиками;
— правильность ведения учета этих расчетов, своевременность взыскания сумм выявленных недостач и хищений денежных средств ОМС, материальных ценностей, приобретенных за счет средств ОМС, а также потерь от порчи данных ценностей, отнесенных за счет виновных лиц.
Больницы в долгах — чего им ждать и как выйти из ситуации?
Сейчас просроченная кредиторская задолженность медицинских организаций в стране свыше 14 млрд рублей. Этим летом уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов сообщал, что в Башкирии долги 14 медорганизаций превышают 100 млн рублей, медучреждения Московской области задолжали около 250 млн рублей.— У нас накопилось в здравоохранении масса проблем, которые невозможно решить без дополнительного финансирования, — говорит Гузель Улумбекова. — Просто невозможно! И это главное. Но финансирование будет только сокращаться. С поправкой на инфляцию расходы на здравоохранение в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократятся на 3%, а к 2023-му — на 4%. Это произойдет преимущественно за счет федерального бюджета. Его расходы с поправкой на инфляцию уменьшатся на 14% к 2021 году и на 23% к 2023 году. Минздрав предполагает, что фонд ОМС вырастет в следующем году на 7%. Но это невозможно. Пандемия ведет к экономическому кризису. Сокращаются зарплаты, за счет которых фонд ОМС собственно и пополняется.
Иные изменения в системе ОМС
Помимо регламентации работы федеральных медицинских организаций, оказывающих медпомощь в рамках базовой программы ОМС, в Закон № 326-ФЗ внесены и другие поправки. Перечислим только три из них.
1. Медпомощь должна быть предоставлена вне зависимости от места проживания пациента, что тоже призвано обеспечивать ее доступность. Согласно ч. 2 ст. 39 Закона № 326-ФЗ учреждения здравоохранения обязаны оказывать помощь пациентам как в пределах территории субъекта РФ, в котором гражданину выдан полис ОМС (в этом случае помощь предоставляется в рамках территориальной программы ОМС), так и за пределами субъекта РФ, где гражданину выдан полис (тогда помощь оказывается в рамках базовой программы ОМС). В первой ситуации медпомощь оплачивается страховой медицинской организацией, а во второй – территориальным ФОМС (ч. 2.1 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
Полномочие Российской Федерации по финансовому обеспечению медпомощи, оказываемой застрахованным лицам за пределами территории региона, в котором выдан полис ОМС, передано на уровень субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона № 326-ФЗ).
2. В договоре на оказание и оплату медпомощи по ОМС, заключаемом с учреждением здравоохранения, должны содержаться положения, предусматривающие обязанность территориального ФОМС проводить медико-экономический контроль. Кроме того, оплачивать такую помощь можно по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медпомощи и на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медпомощи (ч. 4.1, 6 ст. 39 Закона № 326-ФЗ).
3. Нормативный размер средств, предоставляемый территориальным ФОМС страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, уменьшен. Если раньше на эти расходы предусматривалась сумма в размере от 1 до 2 % объема средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, то сейчас лимит сокращен до 0,8 – 1,1 % (ч. 18 ст. 38 Закона № 326-ФЗ). Как сказано в пояснительной записке к проекту № 1027750-7, такое изменение связано со сложившейся в регионах структурой затрат страховых медицинских организаций и общим увеличением средств ОМС. Высвободившиеся денежные средства предполагается направить на реализацию территориальных программ ОМС.
* * *
Кратко сформулируем ключевые изменения, которые напрямую касаются учреждений здравоохранения.
1. Федеральные медицинские учреждения теперь могут оказывать специализированную медпомощь (в условиях стационара и дневного стационара) в рамках базовой программы ОМС. Финансировать такую работу будет ФФОМС. В федеральное учреждение пациент направляется учреждением здравоохранения, проводящим лечение в рамках территориальной программы ОМС. При наличии нескольких федеральных учреждений, предоставляющих специализированную помощь по конкретному заболеванию, у пациента появляется возможность выбора федеральной медицинской организации.
2. Учреждение здравоохранения, работающее в рамках территориальной программы ОМС, обязано принять пациента вне зависимости от субъекта РФ, в котором ему выдан полис ОМС. В «родном» регионе оказанную медпомощь, как и раньше, оплачивает страховая медицинская организация – из средств, предназначенных для реализации территориальной программы ОМС. За пределами «родного» региона помощь оплачивает территориальный ФОМС, но уже из средств, выделенных на базовую программу ОМС.
Взгляд в будущее
Нормы вступят в силу с 1 июля 2022 года и допустят применение у детей лекарственных препаратов не по инструкции.
При этом надо сказать, что практика и закон все эти годы существовали параллельно друг другу и пересекались разве что в суде, при проверках органов надзора и на конференциях по медицинскому праву. Повальной карательную практику по поводу офф-лейбл назвать нельзя, однако немалое количество приговоров свидетельствует о юридической шаткости подобных назначений, сделанных врачами по убеждению в их законности. Что тут говорить, когда сам Минздрав во всеуслышанье сообщает о якобы допустимости назначений офф-лейбл на основании решения ВК.
30/05/2022, 19:36
Правила предоставления мед организациям средств НСЗ
Правила предоставления медицинским заведениям средств из фонда НСЗ регламентированы постановлением Кабинета Министров № 332 от 21.04.2016.
В соответствии с положениями данного нормативного акта, у организации должны быть такие документы:
- договор на оказание врачебных услуг по программе обязательного медицинского страхования на текущий год (ФЗ № 326-ФЗ от 29.11.2010);
- выписка из приказа о включение в план мероприятий по осуществлению ОМС на отчетный период;
- график отправки сотрудников на курсы повышения квалификации;
- заявления медработников с ходатайствами о командирование в организацию, осуществляющую обучение кадровых медиков;
- договор со структурами, занимающимися переподготовкой медицинских работников;
- план ремонта и обновления медицинского оборудования;
- свидетельства работников о праве работы на профессиональной технике;
- сертификаты и акты обследования помещений, где планируется установить новое оборудование;
- контракты на поставку техники;
- дефектационные ведомости и акты на списание отслуживших гарантийный срок приборов.
ДЕНЬГИ ВАШИ СТАНУТ НАШИ
В 2014 и 2015 годах на так называемую внутреннюю социальную политику фонд выделил по 60 млн руб., в 2016-м — 54 млн руб. Сколько уходило на решение квартирного вопроса в предыдущие годы, понять сложно: бюджеты запутаны, отчеты о доходах чиновники фонда начали предоставлять только с 2012 года. Но приказы о предоставлении работникам ФОМС жилищных субсидий издавались ежегодно с 2010 года, стало быть, и деньги под них находились.
Конечно, главный вопрос: на чьи гуляли? Как пояснил советник председателя ФОМС Игорь Селезнев, всего расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда в 2016 году составили 561,6 млн руб. (0,03% от общих расходов фонда).
Как ни крути, это часть наших налогов плюс штрафы страховщиков, которые в последнее время стали настоящим бичом для медработников. Чуть где запятую не там поставил или с кодом медуслуги напутал — лишился доплаты.
И хотя в ведомстве уточнили, что «средства на ОМС в бюджете ФОМС обособлены, имеют целевое назначение и не могут направляться ни на какие иные цели, кроме как на организацию оказания гражданам бесплатной медицинской помощи», душок у этой истории неприятный.
Сразу оговоримся: квартиры для топ-менеджеров ФОМС покупались на вполне законных основаниях. Постановление Правительства РФ №63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения», изданное в январе 2009 года, позволяет госслужащим (чиновники ФОМС к ним также относятся) получить субсидию на жилье один раз за трудовой период.
Но постановление №63 очень хитрое. С одной стороны, право на субсидию имеют чиновники, проживающие в коммуналке, общежитии или квартире площадью менее 15 кв. м на одного члена семьи. Но эти требования касаются рядовых сотрудников. Руководство же их имеет право на субсидии независимо от текущих жилищных условий. Такие привилегии объясняют «повышением мотивации эффективного исполнения должностных обязанностей».
Что касается размера субсидии, то если в случае с рядовыми сотрудниками он привязывается к подушевым нормативам площади жилья, то когда дело идет о больших чиновниках, норматив можно увеличить «с учетом конкретных обстоятельств и в зависимости от имеющихся возможностей».
Где конкуренция?
Поправки к законопроекту могут стать первым шагом к ликвидации страховой медицины. Да, сэкономим, оптимизируем систему. Но за счёт здоровья.
Фото: «Выберу.ру»/Иван Анчуков
В странах с развитой системой ОМС страховщики играют важную роль, поскольку заставляют больницы повышать качество услуг — они направляют пациентов в клиники, на которые меньше жалоб, а отзывы и рейтинги выше. Для клиники каждый пациент — деньги из системы страхования. Получается, что ради большого потока пациентов надо стараться и повышать качество обслуживания.
Страховые компании тоже конкурируют между собой, поэтому стараются отстаивать права пациентов и добиваться качества обслуживания.
Если из системы исключить момент конкуренции, то что останется?
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев в интервью «Известиям» говорит:
Выведение федеральных медцентров в отдельную группу, по его мнению, сведёт на нет усилия последних лет по созданию независимой экспертизы и внедрению сети страховых представительств.
Платит страховая: выводы в пользу медорганизаций
Однако анализ более ста решений кассационных арбитражных судов по аналогичным спорам за последние 3 года (подробности на сайте «Факультета медицинского права») показывает, что во всех судебных округах, кроме Московского, в подавляющем большинстве случаев суды следуют правовому подходу ВС РФ. Его выводы повторяются дословно, хотя есть и другие – не менее важные:
- Закон гарантирует оказание бесплатной медпомощи лицам, застрахованным по ОМС.
- Закон не возлагает на медорганизацию обязанность обосновывать корректировку объемов медпомощи.
- Счет за медпомощь сверх объемов должен быть для страховщика основанием обратиться с заявкой в ТФОМС, а не штрафовать медорганизацию и не отказывать ей в выплатах.
- Бездействие страховщика, обладающего исчерпывающей информацией о количестве выбравших медорганизацию пациентов и о поступающих на оплату счетах, недобросовестно: как участник гражданского оборота он должен учитывать права и интересы другой стороны и содействовать ей.
- Как участник комиссии по разработке ТП ОМС ТФОМС имеет всю информацию о потребностях пациентов в медпомощи и может влиять на распределение объемов.
- Если выделенные объемы медпомощи не соответствуют реальным потребностям граждан, то это не вина медорганизации и не имеет отношения к финансовым результатам ее деятельности.