В «золотом веке, когда все рожали», люди были суровы
— Люди, которым неприятны дети, пугают роды, наверняка были во все времена. Как же они существовали до эпохи сексуальной революции?
— Окончательно бездетных женщин, которые к пятидесяти годам, то есть концу репродуктивного периода, не родили детей, еще недавно было не больше 4-6%. Причин бездетности было три: из-за здоровья, вследствие диспропорции полов (в послевоенный период), из-за осуждения обществом одинокого материнства.
Сейчас число бездетных в России, в более молодых поколениях, достигает 12-14%. Бездетные — не только люди, физически не способные родить, или те, у кого не сложилась супружеская жизнь, а быть матерями-одиночками они не хотят. Число бездетных пополнили именно чайлдфри, принципиально отказывающиеся от материнства.
А вот подсчитать, сколько чайлдфри было даже столетие назад, довольно трудно. Может быть, и раньше люди не хотели рожать, но какие у них были средства? Крайние. Можно было уйти в монастырь, например. Можно было остаться старой девой, но и это не каждая могла себе позволить. Во-первых, решение выходить замуж принимала не сама женщина. Во-вторых, большая часть страны была крестьянской, а значит, жить без мужчины было практически нельзя, физически невозможно.
Экономист Александр Чаянов считал, что для нормального функционирования крестьянской семьи нужны были всего два-четыре ребенка. Дети в дореволюционной России часто рождались, но и умирали не только из-за плохой медицины. Увы, их фактически убивали собственные матери или родители. По оценкам демографов, был велик процент детской смертности из-за недосмотра. Например, часто у дворян были любовницы-крестьянки, которые рожали от них детей. Байстрюки во многих случаях никому не были нужны, за ними не смотрели, их недостаточно кормили, и они гибли.
Все эти истории с «недосмотрела», «заспала» и так далее прекрасно описаны в классической литературе у Ивана Бунина, Глеба Успенского, Льва Толстого. Российский демограф Вишневский собирал подобные сюжеты. История детоубийства в России серьезно изучена исследователями. Говорить о золотом веке, в котором рожали столько, сколько Бог даст, всех растили и выводили в люди — большое преувеличение. Нужно понимать, не только времена были суровые, люди были суровы.
Объективность
Дело в том, что создание общества чайлдфри можно связать с вполне объективными социальными причинами
В настоящее время много говорится об ослаблении института семьи, об утрате его важности. Каждый второй брак разваливается, чаще всего из-за финансовых проблем
Развод не является сложной процедурой, люди сознательно идут на этот шаг.
Большинство представительниц прекрасного пола просто не чувствуют себя, как за каменной стеной, оттуда и корень проблемы. В семье работают двое, и им еле хватает на месячные расходы. Такая ситуация у большинства семейных пар. Если рожать ребёнка, одному придётся уйти с работы, а другой просто не потянет кормить себя, и ещё двух людей.
Можно долго рассуждать о том, что женщины рожали во время войны. Это правда, но тогда у людей была вера в то, что лучшее время ещё не наступило. Сейчас такой веры не существует. Молодёжь считает, что в будущем нас ничего хорошего не ждёт, тогда зачем заводить детей? Этим и объясняется популярность мужчин и женщин чайлдфри.
«Когда-нибудь»
Вита формально не относится к «чайлдфри». Ей 35 лет, она работает в крупной юридической фирме и вполне успешна в своей работе. Однако в вопросе деторождения у нее до сих пор нет ясности. С одной стороны, она ощущает давление общества и особенно близких друзей и родителей. «Вита, ну когда уже ты подаришь нам внука или внучку?» — каждый раз «заводит шарманку» мама, когда Вита приезжает в гости на выходные.
С другой стороны, у нее совершенно нет желания портить фигуру, бросать работу, фитнес, ночные клубы и насыщенные адреналином отношения с мужчинами. А именно к таким последствиям приведет рождение ребенка, она в этом уверена. В итоге Вита придумала себе удобную «отмазку»: время для детей еще не пришло. «Не сейчас, сначала я должна стать начальником отдела», — говорит она маме. «Когда-нибудь, конечно, рожу, вот только встречу подходящего отца для ребенка», — отвечает прилипчивым подружкам, которые уже успели обзавестись потомством. «С детьми потом разберемся, давай пока для себя поживем, убедимся, что подходим друг другу», — убеждает очередного бойфренда с серьезными намерениями.
Проблема в том, что это «когда-нибудь» все не наступает и может не наступить никогда, потому что кожно-зрительная Вита на самом деле совсем не хочет иметь ребенка. Ей больше нравится самой оставаться ребенком — капризным и избалованным, хорошенькой великовозрастной куколкой, которая не хочет превращаться из девушки, которую «хотят все», в целлюлитную тетку с растяжками и лишним весом (что непременно, по ее мнению, произойдет, стоит ей забеременеть и родить ребенка).
Конечно, многие кожно-зрительные женщины сегодня стремятся все же доказать, что они «настоящие женщины» и рожают, но тех, кто, занимаясь искренним самообманом, откладывает деторождение «на потом», все еще очень много.
Достаточно вспомнить красотку Мерилин Монро, покинувшую этот мир в 36 лет. Она откладывала ребенка «на потом», будучи по сути своей чайлдфри. В третьем браке ей удалось забеременеть, но беременность оказалась внематочной. Предпринять еще одну попытку она так и «не успела». Камерон Диас, которой сегодня 41, не утверждает, что никогда не станет матерью, но тем не менее постоянно намекает на то, что все ее сегодняшние достижения стали возможными в том числе и потому, что она не обременена детьми. Всеми любимая Патрисия Каас тоже долго откладывала рождение ребенка «на потом». Теперь, когда не за горами 50-летний юбилей, уже, пожалуй, ясно, что «потом» не наступит. И вместо ребенка Патрисия довольствуется любимой собачкой.
Самая эффектная киноблондинка советских лет Ирина Мирошниченко сегодня с грустью признает, что возражала против рождения ребенка, когда об этом просил ее третий муж. Тогда ей казалось, что рожать рано, что она еще успеет. «Уйдешь в декрет — останешься без ролей». Сегодня пожилая актриса «с ролями» жалеет о том, что отказывалась от рождения ребенка из карьерных соображений…
Что может заставить убежденную кожно-зрительную чайлдфри все-таки решиться на рождение ребенка? Пожалуй, только одно — желание покорить очередную вершину, которую нельзя покорить другими методами. Примерно так и случилось со знаменитой голливудской красоткой Евой Мендес, которая ждет ребенка от не менее знаменитого бойфренда. И это в сорок-то лет, после вызывающих высказываний в СМИ, что дети не для нее, что она больше любит сон и спокойную жизнь. «Куда ни посмотришь, все нянчат детей, и, глядя на это, я сказала себе: у меня такого не будет. В жизни много других, более прекрасных занятий», — заявляла Мендес до того, как забеременела.
Что ж, женщинам, которые не относят себя к чайлдфри, но при этом делают все, чтобы не родить, природой отмерено не так уж много времени, чтобы передумать. Мужчинам в этом плане проще. Они могут пересмотреть свои убеждения даже в глубокой старости и успеть-таки впрыгнуть в стремительно уходящий поезд под названием «отцовство».
Что такое чайлдфри?
Дословный перевод с английского языка звучит как «добровольно бездетный». К группе чайлдфри относятся те люди, которые в силу физиологических возможностей могут иметь детей, но не хотят этого. Это такой жизненный уклад, мировоззрение, в соответствии с которым живут семейные пары. Для таких людей открыли специальные рестораны и закусочные, куда запрещён вход с ребёнком.
Чайлдфри – нежелание иметь детей. Такое мнение стало модным в последнее время, и всё больше молодёжи придерживаются его. Можно разделить участников формирования на две группы: те, кто категорически плохо относится к детям, не переносят даже чужих, и те, кто не хотят заводить ребёнка, но имеют лояльное отношение к другим «цветам жизни».
В России нет официального сообщества чайлдфри, однако на интернет-форумах существует около полутора тысяч активистов. Конечно, подавляющее количество участников данного движения представлена молодыми людьми, которые имеют чёткую позицию – неприязнь ко всему, что связано с детьми.
Мнение общественности
Мнение людей в отношении идеологии неоднозначны. Кто-то характеризуется позитивным отношением, кто-то негативным. Некоторых тема и вовсе выводит из себя.
Рассмотрим, какие аргументы используют сторонники движения, а также разберемся, какими оперируют ненавистники.
Вот, что думают люди, оправдывающие чайлдфри:
Каждый может выбирать, как жить. У всех есть право выбора. В том числе право распоряжаться собственной жизнью и телом так, как кажется нужным. Отказ женщины от родов – это ее выбор в первую очередь, а не просто акт эгоизма или меркантильности. Отказ мужчины от потомства – то же. Не все хотят быть матерями или отцами.
Стремление к самореализации не посредством семьи. Кто-то посвящает свою жизнь целиком и полностью делу, которое любит. И приносит пользу обществу
Куда большую по сравнению с рождением ребенка.
Равенство – это важно. Иногда после рождения ребенка женщины становятся зависимыми от мужчин
Им приходится забывать о себе и о своих стремлениях. Боясь за мнение и борясь за расположение мужа, они отказываются от всего, выбирают только быт и детей. Их реальная приспособленность к самостоятельной жизни как таковая постепенно исчезает.
Отсутствие отцовского или материнского инстинкта. Это о случае, когда ребенок рождается в семье, не желающей его. Мы уже писали об «отказниках» и о детях, растущих в семьях, где родители не любят их. В них дети несчастны, они не получают родительской заботы, любви и надлежащего воспитания. Лучше не беременеть и не рожать, чем растить нелюбимого ребенка.
Здоровье – самая главная ценность. Кто-то говорит, что роды изнашивают организм женщины. Кто-то считает, что они только укрепляют его. Есть масса примеров рождения нескольких детей женщинами, впоследствии не сталкивающимися с проблемами. Есть не меньше примеров рождения одного ребенка, после которого женщины сталкивались с серьезными осложнениями. Если человек сознательно делает выбор в пользу отказа от деторождения по медицинским показаниям или из-за боязни за собственное здоровье, осуждать его не нужно. Это все тот же разговор о праве выбора.
Не всегда для рождения детей есть все возможности. Представьте ситуацию, когда ребенок рождается в семье, не имеющей средств к существованию. В условиях, когда пособия государства рассчитаны даже не на минимальную корзину питания, жизнь с детьми становится настоящим бременем. Для некоторых людей дети – настоящая роскошь, которую они не могут себе позволить.
Одиночество в старости – неизбежность. Даже самые любящие дети рано или поздно покидают стены родного дома, иногда уезжают жить в другие регионы и страны. И даже забывают о родителях. Ни один ребенок, если у него будут возможности, не станет «подносить стакан воды» своему родителю до самой его смерти.
Теперь приведем аргументы тех, кто не воспринимает чайлдфри и видит в идеологии только зло. Ненавистники говорят о:
- Демографической катастрофе. Они правы отчасти, но только для случая, когда дело касается регионов и стран, где уровень рождаемости находится на критической отметке.
- Разрушении важнейшего социального института – института семьи. Принято считать пары и семьи без детей неполноценными. Но точно так же нельзя назвать полноценными семьи, где дети растут без отцов, матерей или в условиях, где нет места счастливой жизни. В данном контексте семья как институт утрачивает всякую пользу и значимость.
- Природной естественной возможности, которую все обязаны использовать. Ненавистники движения говорят, что мужчины должны продолжать род, а женщины рожать.
- Религии. Даже в теме чайлдфри некоторые фанатики находят место религиозным догмам. Яркий пример – Россия, где отказ от деторождения порицается церковью на всех уровнях.
- Пропаганде, губящей молодые умы. Они правы, есть не просто отдельные организации чайлдфри, радикально настроенные, но и просто безумные люди, всеми правдами и неправдами навязывающие другим идеи и ценности идеологии. Это плохие люди, идти на поводу у них не стоит. Чайлдфри – добровольный выбор, а не танец под чужую дудочку.
- Разочаровании родителей. Да, родители ждут даже от взрослых детей внуков или внучек. Но если они не готовы к тому, чтобы завести детей, не нужно их в этом корить.
Кто больше прав: люди, оправдывающие движение или те, кто против?
Как человек с неопределенными взглядами на ситуацию я не могу рассуждать на эту тему. 14.29%
Правы те, кто оправдывает движение. Мы живем в XXI веке, пора бы уже наконец начать признавать права всех людей и их свободы. 85.71%
Правы те, кто против. Сторонники движения, кажется, не понимают, что творят. 0%
Проголосовало: 7
Почему люди не желают заводить ребёнка?
Эксперты в области психологии выделяют основную причину чайлдфри, почему появилось такое движение. По их мнению, участники группы являются жертвами своих родителей. Имеется в виду, что эти дети чувствовали неприязненное отношение к себе со стороны папы и мамы и помнят их реакцию. Поэтому не желают организовывать продолжение своего рода, чтобы не мучить своего ребёнка.
Однако это не единственная точка зрения. Некоторые считают, что нынешние чайлдфри могли воспитываться в нормальной семье, в любви и заботе родителей. Мама и папа все силы отдали на своего ребёнка, а сами ничего не добились в плане карьеры. Дети всё это видят и чувствуют. Потом, вырастая и учась мыслить самостоятельно, они не хотят быть обременёнными заботами о продолжении рода и выбирают другой путь.
Несмотря на причины появления такого движения, не стоит навязывать его участникам своё мнение и кричать во всё горло, что это неправильно. Они приняли решение сами, и имеют на это полное право.
Как появилось движение?
Чайлдфри в США давно известный феномен. Еще задолго до образования движения и субкультуры «чайлдфри» определенный процент населения приходился на людей, сознательно отказавшихся от заведения детей. Как движение, чайлдфри возникло в 1970-х годах. Считается, что его основательницами была пара феминисток (что такое феминизм?), которые вели пропаганду бездетной жизни. Однако, как термин, «чайлдфри» был введен в 1990 году американской учительницей, которая боролась за права и независимость женщин. Также она выступала за отмену налога на бездетность.
Для России это движение является достаточно новым. Впервые о нем заговорили в 2000-х годах, хотя сознательно бездетные пары существовали и до этого. Согласно проведенным социальным опросам около 17% москвичей не хотят заводить детей. В целом по стране эта цифра колеблется в районе 6% от общего населения. Примечательно, что в процентном соотношении, мужчины чаще отказываются от заведения потомства, чем женщины (22% против 14%). Чаще всего в рядах чайлдфри оказываются молодые люди с высшим образованием, обеспеченные и амбициозные, не желающие жертвовать своим комфортом и карьерой ради детей. Интересный факт: в крупных городах России, особенно в Москве, бездетность чаще добровольная, в то время как на остальной территории страны чаще вынужденная, где решающими факторами, как правило, становятся жилье и денежные средства.
Изначально понятие чайлдфри включало и тех, кто не хочет заводить детей, и тех, кто их вообще не приемлет. Сейчас эти понятия разделились на 2 группы:
- Чайлдфри – люди, добровольно отказавшиеся заводить детей;
- Чайлдхейт – люди, ненавидящие детей;
На развитие чайлдфри в какой-то степени повлияло распространение контрацепции, которая помогла отделить сексуальную жизнь от деторождения. Материнство больше не считается обязанностью, оно стало правом и выбором каждой женщины. Таким образом, давление общества стало ослабевать, а женщины получили возможность самостоятельно распоряжаться своим телом. В послевоенные годы прошлого столетия, когда люди обрели больше свободы, начал складываться новый образ семьи
Теперь все внимание было сконцентрировано не только на детях. Взрослые стали больше внимания уделять себе, своим интересам и потребностям, либо научились совмещать это с воспитанием детей
Стоит задуматься о качестве, а не количестве
— Религиозность человека влияет на то, станет ли человек чайлдфри? Чайлдфри в большинстве своем карьеристы и атеисты?
— Сложный вопрос. Можно делать карьеру и иметь детей, потому что это разные оси системы координат: на одной — репродуктивное желание, на другой — карьера. Но ресурсы человека ограничены и часто хватает либо на одно, либо на другое.
Религия влияет, конечно, но даже в религиозной среде есть люди, которые выполняют предписания, будучи при этом несчастны, или не выполняют, но не говорят об этом публично. Знаю немало православных семей, где люди решили, что больше двоих детей иметь не будут. Призыв «плодитесь и размножайтесь» их касается, но они им пренебрегают. Мы не можем их за это осуждать.
Другой пример, когда бесплодной женщине духовник запрещает делать ЭКО, потому что это против природы. Она не пойдет, не сделает ЭКО, оставшись бездетной, но, с определенной точки зрения, пополнит статистику чайлдфри.
С другой стороны, религиозные нормы позволяют человеку, который не хочет семьи и детей, уйти в монастырь, выбрав для себя другую Семью.
— Есть же чадолюбивые нации: итальянцы, испанцы, народы Кавказа… Размывание традиционных и национальных норм играет роль в появлении чайлдфри?
— Пока традиционные нормы есть, они влияют. Как только размываются, детей становится меньше. Италия, Испания относятся к посткатолическим странам, где давно далеко не все верят в Бога. Увы, в этих странах сейчас наблюдается самая низкая в Европе рождаемость. Правительство продумывает новые социальные преференции, чтобы хоть как-то стимулировать демографические изменения.
Если на современных людей с хорошим образованием, статусом, работой вдруг начать насильно накладывать нормы традиционного общества, это просто не будет работать. Иран, казалось бы, фундаменталистское государство, но там сейчас рождается очень мало детей. Женщины лишь делают вид, что соблюдают нормы, носят чадру, а вечером пляшут на дискотеках. Они будут выходить замуж, иметь максимум одного-двоих детей и работать.
Женщины в Иране, кстати, работают за зарплату не реже, чем в любой европейской стране. Во многих фундаменталистских странах люди успели полюбить современную жизнь и не хотят жить в традиционном обществе, накладывающем на них слишком много ограничений.
Согласно законам первого и второго демографического перехода, мир идет именно по этому пути — с уменьшением смертности и развитием медицины уменьшается и рождаемость. Это касается всех стран, включая традиционные общества.
На уровне ценностей, альтруизма, религиозных норм идеи материнства работают и существуют, но лишь для некоторых людей, готовых рожать много детей. Это всегда капля в море и незначительный процент. Остальные, даже в традиционном обществе, всегда найдут оправдание «почему я не имею детей» или почему у меня немного детей. Если на заре чайлдфри от материнства отказывались в основном высокообразованные люди, сейчас это распространено повсеместно, среди всех слоев общества.
— Чайлдфри — это навсегда? Существуют ли лонгитюдные исследования на эту тему?
— Много. Согласно одному из австралийских исследований, многие из тех, кто в двадцать лет был чайлдфри (или наоборот, ратовал за рождение детей), изменили взгляды к тридцати годам. Также активно стать матерями хотят женщины в последние годы перед климаксом.
Тех же, кто по-настоящему ненавидит и не хочет иметь детей до конца своих дней — единицы.
Большинство являются чайлдфри под влиянием общественных установок.
Сегодня родительство перестало быть вещью обязательной. Плохо ли это в мире, в который грядут роботы? Сказать трудно. Может быть, и правда стоит задуматься о качестве, а не количестве? Может быть, пришло время позаботиться о матерях, чтобы им жилось не так плохо, по сравнению с отцами и бездетными женщинами? Может быть, предпринять хоть что-то, чтобы месседж «если ты мать — твоя жизнь кончена» перестал быть актуальным? Повод для оптимизма я вижу, только если развитие пойдет в эту сторону.
Фото: unsplash.com
- Традиции многодетности
- Как расчесаться перед зеркалом, или Еще раз про многодетность
Жизненный цикл пары чайлдфри
Задача 1: Принятие решения
Пары делают осознанный выбор относительно того, иметь ли детей. Такой выбор связан с преимуществами освобождения психического пространства, отведенного для родительской заботы, позволяющего появиться другой взрослой идентичности, и возобновления творческой энергии, которая теперь может быть потрачена на новые проекты.
Задача 2: Справиться со стигмой и давлением
Добровольные чайлдфри пары должны научиться справляться с невероятным давлением, которое оказывают на их семью друзья, знакомые и общество.
Задача 3: Определение идентичности
Осознанный выбор — важная задача жизненного цикла для людей, добровольно ставших чайлдфри. Хотя многие считают момент рождения детей тем самым моментом, когда они стали взрослыми, такое определение не может применяться к паре, которая предпочитает не иметь детей. Решение остаться бездетными должно быть обдуманным и основываться на знании друг друга как индивидуальностей с определёнными качествами и сформированным на общих интересах.
Задача 4: Создание системы поддержки
Этот пункт может включать поиск групп поддержки или связанность пары с другими видами деятельности, где могут быть пары без детей. Поддержание связей в сообществе гарантирует, что пара будет оставаться на связи с миром за пределами супружеских отношений, помогая предотвратить те чувства депрессии и тревоги, которые сопровождают одиночество и изоляцию.
Виды чайлдфри
Есть несколько видов добровольного отказа мужчин и женщин от материнства и отцовства. Подробно они рассмотрены далее.
Откладыватели на «потом»
Откладыватели – это люди, которые в рамках идеологии, но не из побуждений следовать ей, по разным причинам откладывают рождение детей. Посвящая себя карьере, другим делам, просто друг другу, пары со временем приходят к тому, что уже не будут заводить детей (плохое здоровье, отсутствие возможностей в части содержания и другие причины). Они принимают решение жить для себя.
Интересно то, что откладыватели составляют большую часть чайлдфри. Они являются бессознательными последователями идеологии, не ищут отговорки, не говорят всем о «здравом смысле откладывания рождения детей», а просто не понимают, что не хотят заводить их. Даже в конце жизни они могут так и не прийти к осознанию собственной принадлежности к субкультуре.
Люди, которые не могут определиться
Эти люди занимают неоднозначную позицию. Их отношение к деторождению ни негативное, ни позитивное. Они не могут принять решение, не могут обозначить собственную позицию, а в условиях широкой доступности контрацептивов в конечном итоге так и не решают завести детей. Это почти то же, что и откладыватели, только действуют так называемые «отказники» (люди, которые не могут определиться) сознательно.
Аффексьонадо
Это люди, которым дети не доставляют радости. При этом они не испытывают неприязни к материнству или отцовству, к факту наличия в той или иной семье ребенка. Для аффексьонадо жизненные цели важнее детей, их они рассматривают в качестве препятствия. Они в своих рассуждениях исходят не из того, нравятся или не нравятся дети, а из того, что жизнь без них – такая же жизнь, просто не являющаяся привычной для большинства.
Реджекторство
Реджекторы – люди, испытывающие неприязнь к детям. Беременность им кажется неприятной, роды они видят не иначе, как грязный процесс. Если вы – читатель, который не понимает такого положения дел и поддерживает традиционные моральные нормы, спешим утешить: процент реджекторов в общей популяции людей всегда был достаточно низким. В их отношении справедливо говорить о наличии отклонений.
Какой, на ваш взгляд, худший из представленных видов?
Первый. Откладывать на завтра (послезавтра, на следующий месяц и так далее) – плохая привычка. Особенно в деле рождения детей. 0%
Второй. Как взрослые люди не могут определиться? Абсурд. 0%
Третий. Считаю таких людей эгоистами. 14.29%
Четвертый. Такие люди сами заслуживают неприязни и даже ненависти. 42.86%
Не считаю какой-либо из видов плохим. 42.86%
Проголосовало: 7
Причины нежелания иметь детей
Причины могут быть разными:
- отношения с собственными родителями;
- особенности личности — страх родов и ответственности, неуверенность в себе, отсутствие потребности иметь ребенка, особенности мировоззрения;
- влияние общества — установка на карьерный рост и достижение успеха, культивирование ценности личной свободы и независимости.
Если человека излишне опекали и баловали в детстве, выстраивали мир вокруг него, ему взрослому будет сложно переключиться из режима жизни «для себя» в режим «и для другого». Он не умеет заботиться о других (иногда и о себе) и не понимает зачем.
Есть и противоположные примеры, когда причиной выступает недостаток родительской любви и заботы. Например, ведущая ток-шоу Опра Уинфри призналась: «Обо мне не заботились в детстве, и я сама не умею этого делать… Однажды я целый день присматривала за четырехлетним ребенком. Я жутко перенервничала, это был сильнейший стресс. Когда вернулась мать малыша, я почувствовала настоящее счастье. В этот момент я окончательно решила, что не хочу иметь детей никогда».
Негативно сказывается неприятие родителями пола ребенка, в первую очередь у девочек. Такие родители не покупают дочери кукол, одевают ее в мальчиковую одежду, делают ей мужские прически и играют с ней в мужские игры. Они иногда проговариваются, что хотели мальчика, иногда ребенок сам случайно узнает об этом от родственников или знакомых. Новость сильно травмирует ребенка. Отказ видеть в дочери девочку и будущую мать, выражение неприятия и отсутствие поддержки ее женственности формирует глубинное неприятие собственного пола и самим ребенком, нарушает его половую идентичность.
Не менее пагубным оказывается возложение на ребенка несвойственной его возрасту роли и ответственности. Например, если при недееспособности или отсутствии матери ее роль в семье берет на себя дочь. Хлебнув столь нелегкого для ребенка «материнства», не каждая готова повторить этот опыт и невольно проецирует его на собственную семью.
С молодого возраста девушки слышат от близких или даже малознакомых людей: «Когда думаешь рожать? Чего ждем? Вот у меня в твои годы…» В данном случае нежелание иметь детей у женщин в психологии означает закономерную реакцию психики на давление извне. Как сказала одна девушка: «При подобных вопросах у меня ощущение, будто меня раздели и прилюдно изучают мои репродуктивные органы». Под давлением человек вынужден отстаивать личные границы, как и право на самоопределение. Крайний вариант самоопределения — нежелание иметь детей, а иногда и ненависть к ним.
Многие слышали от родителей фразы: «Мы посвятили тебе свою жизнь, потратили на тебя лучшие годы!». Подобные фразы формируют установку, что родительство — это тяжкое бремя, которое мешает прожить яркую и счастливую жизнь.
Плюсы идеологии
Как и любая другая идеология, чайлдфри имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Давайте начнем с плюсов.
- Уже сейчас ученые поднимают вопрос о перенаселении планеты. Это чревато тем, что люди столкнутся с нехваткой пресной воды, продовольствия, топливно-энергетических ресурсов. Помимо прочего, загрязнение окружающей среды и изменение климата напрямую связано с человеческой деятельностью и зависит от роста населения. В будущем человечество может оказаться на грани масштабного кризиса в связи с недостатком ресурсов и рабочих мест и переизбытком рабочей силы. Поэтому, если мыслить глобально, коррекция рождаемости в этом случае поможет сократить темп прироста населения и положительно скажется на общей динамике.
- По статистике в России около 11 тысяч женщин ежегодно отказываются от новорожденных детей. Причин, почему так происходит множество: отсутствие денег на содержание ребенка, отсутствие жилья, партнера, поддержки от близких и родственников. В этом контексте отсутствие порицания идеологии чайлдфри сыграло бы положительную роль. Если не навязывать людям, что каждая семья должна включать ребенка, а каждая женщина обязана испытать счастье материнства, то статистика по брошенным детям не была бы такой удручающей. Идеология чайлдфри – это пропаганда не отказа от деторождения, а обоснованного взвешенного выбора.
- Пропаганда обязательного деторождения приводит к тому, что детей заводят те, кто не был к ним готов и плохо понимал, что будет делать с ребенком. В итоге многие дети сталкиваются с токсичными, агрессивными, безразличными родителями, не понимающими, как нужно воспитывать ребенка, и не имеющими желания научиться. Такие дети получают психологические травмы, усваивают потенциально вредные модели поведения, привыкают к насилию и считают его нормой. Поддержка чайлдфри показала бы, что не рожать детей, если ты этого не хочешь – нормально, тогда, возможно, в мире стало бы меньше нежеланных детей.
Минусы чайлдфри
- Вернемся к демографии. Как известно, население планеты распределено неравномерно, где-то на небольшой площади сконцентрировано огромное население, где-то наоборот. Таким образом, в странах с относительно небольшим населением колебания рождаемости особенно заметны. Увеличение доли чайлдфри семей может привести к постепенному снижению населения. На фоне снижения рождаемости, будет расти доля пожилого населения и, как следствие, смертность.
- Мода на чайлдфри. С развитием социальных сетей, люди получили возможность беспрепятственно транслировать свои взгляды и мнения в массы. И это может быть опасно. Чрезмерная пропаганда чайлдфри и выставление этой идеологии как единственно верной может быть неверно понято. Кто-то может причислить себя к этим рядам, толком даже не разбираясь в том, что такое чайлдфри, потому что это модно и одобряется интернет-кумиром.
Риторика бездетности
Явление добровольной бездетности чаще встречается в развитых странах, отмечает Илья Ломакин. «Не-родители» преимущественно принадлежат к экономически благополучной, секуляризованной и хорошо образованной доле населения.
Феномен отказа от родительства существовал давно, но в скрытой форме. «Демографы фиксировали во многих регионах Европы, в Северной Америке и Австралии достаточно высокий уровень бездетности как таковой и в начале XX века, и в XIX столетии», — говорит социолог. Но вопрос в том, добровольным ли был отказ от родительства.
Социальные революции, прежде всего сексуальная и контрацептивная, выпустили «джинна» чайлдфри на свободу: в странах Запада — в 1960–1970-е годы, в России — на рубеже XX-XXI веков. Сексуальность и репродукция, прежде слитые воедино, дистанцировались.
Термин «childfree» содержал в себе «политическую идею “освобождения” от пронатализма и навязываемых обществом родительских обязанностей», поясняет Ломакин.