Отчислен по состоянию здоровья
Главред журнала «Всё о космосе» Денис Альбин привёл в пример ещё одного космонавта, довольно известного, — Николая Тихонова.
Для справки: Николай Тихонов (39 лет) — космонавт-испытатель отряда ЦПК им. Гагарина, без опыта космических полётов, бывший инженер РКК «Энергия». Вице-президент Всероссийского молодёжного аэрокосмического общества «Союз».
Николай Тихонов
- 2006 год — стал кандидатом в космонавты
- 2009 год — зачислен в отряд (экипаж «Союза МС-04» для полёта в 2017 году)
- 2017 год — снят с полёта на «Союзе МС-04» из-за сокращения численности российских экипажей МКС с трёх до двух человек, назначен в экипаж «Союз МС-10» на 2018 год.
- 2018 год — выведен из экипажа в связи с переносом запуска модуля «Наука» на 2019 год.
- 2019 год — зачислен в экипаж «Союза МС-16».
- 2020 год — снят с полёта и уволен по состоянию здоровья.
«Но тут всё же (Тихонова) здоровье подвело, такое бывает. В противном случае уже бы слетал», — считает Денис Альбин.
При этом Андрей Бабкин, которого чаще всего упоминают в связи с полётом киногруппы на МКС, тоже был удалён из экипажа «Союза МС-18» по предписанию Главной медицинской комиссии — то есть по состоянию здоровья. Причём входил он не в основной, а в дублирующий состав. Но об этом главред журнала «Всё о космосе» не упомянул.
Они по сути ровесники, Самокутяев всего на год младше — но при этом, напомним, слетал в космос дважды, а Бабкин, скорее всего, так туда и не попадёт. Когда про него в связи с полётом Пересильд и Шипенко начали писать СМИ, опрошенные ими эксперты отмечали возраст космонавта (52 года) как фактор, который ещё больше снижает его шансы. В некоторых статьях проскальзывали фразы о том, что Бабкин «десятилетиями готовился» — и лишился шанса из-за съёмок фильма.
Андрей Бабкин
Надо признать, что это не совсем так. Точнее, совсем не так. Биографии космонавтов — информация закрытая, но даже те данные о Бабкине, которые есть в свободном доступе, складываются не в ту картинку, которую нарисовали многочисленные критики орбитального кинопроекта.
10 лет подготовки
Александр Хохлов
2021 год должен был стать особенным для российской пилотируемой космонавтики. Впервые за более чем двадцатилетнюю программу полета Международной космической станции на российских кораблях должны были лететь только российские космонавты, до этого всегда на борту «Союза» был хотя бы один иностранный астронавт.
Весной на транспортный пилотируемый корабль «Союз МС-18» был назначен экипаж из командира Олега Новицкого и бортинженеров Петра Дуброва, Сергея Корсакова.
Осенью на «Союзе МС-19» должен был стартовать командир Антон Шкаплеров и бортинженеры Андрей Бабкин, Дмитрий Петелин.
В обоих случаях опыт космических полетов был только у командиров, все четыре бортинженеры новички. Так устроена система подготовки в российском отряде космонавтов.
Пройдя отбор, молодые кандидаты в космонавты два года проходят начальную общекосмическую подготовку и, успешно сдав экзамены, становятся дипломированными космонавтами.
Но до полета в космос остается еще пять лет подготовки в группах, где подробно изучается российский сегмент МКС, его обслуживание и ремонт.
Космонавты начинают готовиться по научной программе еще в групповой подготовке, чтобы потом, при назначении в длительную экспедицию, за два года пройти экипажную подготовку, освоив те работы и эксперименты, что запланированы непосредственно на их полугодовой полет. Кроме этого, космонавты проходят совместно тренировки по выживанию в сложных условиях при нештатных приземлениях, отрабатывают все возможные ситуации в корабле «Союз» при старте, орбитальном полете и посадке. Традиционно экипаж посещает тренажеры модулей МКС в Европе, США и иногда в Японии.
Фото: ЦПК / Роскосмос
Получается, что от момента конкурсного отбора до первого полета у космонавта уходит девять-десять лет. Первый полет новичка также считается подготовкой — к полноценной работе в невесомости можно подготовиться, только работая в условиях микрогравитации. Поэтому в штатных ситуациях в российской космонавтике отправляли на орбиту опытного космонавта и неопытного.
Как Андрей Бабкин не слетал в космос
Прежде чем податься в космонавты, Андрей Бабкин работал инженером на испытаниях экипировки и оборудования для них. В 2000 году, в возрасте 31 года, он прошёл первичное медицинское обследование в институте медико-биологических проблем (ИМБП) РАН и был зачислен в бригаду испытателей — выполнял функции страхующего водолаза при испытаниях скафандров в гидролаборатории, а потом проверял тот же скафандр в барокамере, имитирующей шлюзовый отсек.
За следующие шесть лет о карьере Бабкина нет никаких открытых данных. В 2006 году он подал заявку на отбор в отряд космонавтов-испытателей РКК «Энергия». На первых проверках состояния здоровья ему сделали «некоторые замечания». Предполагалось, что к августу 2008 года — к заседанию Главмедкомиссии (ГМК) — эти недочёты удастся устранить, но Бабкин не смог или не успел.
Андрей Бабкин
Преодолеть этот медицинский барьер ему удалось только в марте 2010 года — то есть ещё два года спустя, — когда на очередном заседании ГМК он был признан годным. В апреле Межведомственная комиссия рекомендовала Бабкина к зачислению в отряд космонавтов, и в мае он был назначен кандидатом туда, а в ноябре приступил к полугодовой подготовке, в ходе которой — в январе 2011 года — сменил «приписку» с РКК «Энергия» на Роскосмос и стал числиться кандидатом в его отряд космонавтов-испытателей.
Весь 2011 год и половину 2012-го Бабкин тренировался. Он прошёл курс выживания в зимнем подмосковном лесу, лётную подготовку на самолёте Л-39 и серию тренировок в невесомости на Ил-76 МДК на аэродроме Чкаловский в Московской области и отработал выход в открытый космос в гидролаборатории им. Гагарина.
В самом конце июля 2012 года Бабкин сдал государственный экзамен, но ему не хватило стажа парашютных прыжков, поэтому пришлось спешно восполнять этот пробел. В результате квалификацию космонавта-испытателя он получил только в ноябре — на повторном заседании квалификационной комиссии. К тому моменту ему уже исполнилось 43 года. Для сравнения: Самокутяев, почти ровесник Бабкина, дошёл до этого этапа летом 2005 года — то есть, с поправкой на годовую разницу в возрасте, на шесть лет раньше.
Андрей Бабкин (справа)
В конце 2012 года Бабкина назначили на должность космонавта-испытателя в отряд Роскосмоса, и он продолжил подготовку. В состав экипажа МКС 57/58 (правда, дублирующего) он впервые попал лишь через пять лет, в октябре 2017 года.
В мае 2018 года программа полётов претерпела радикальные изменения, и Бабкин «перекочевал» в дублёры экипажа МКС 61/62. Он успел пройти инженерные спецкурсы по обслуживанию бортовых систем американского сегмента станции, повышал квалификацию в Германии и Японии.
В апреле 2019 года полётная программа вновь изменилась, и Бабкин попал из дублирующего состава экипажа в основной — то есть оказался буквально в шаге от полёта на «Союзе МС-16», который планировался на апрель 2020 года.
Но в феврале 2020 года Бабкина опять вернули в дублирующий состав МКС 63. Произошло это, кстати, в связи с выбыванием из строя командира экипажа — упомянутого выше Николая Тихонова (по некоторым данным, он получил травму глаза). Некоторое время оставалась надежда, что Тихонов оправится и встанет в строй, но этого не произошло.
Андрей Бабкин и Николай Тихонов
В мае 2020 года Бабкина оттеснили в резервный состав экипажа МКС 64, который должен был лететь на орбиту в октябре на «Союзе МС-17». Резервный состав — это по сути дублёры дублёров, готовить которых к полёту Роскосмос решил на фоне пандемии коронавируса, из-за угрозы заражения космонавтов и выбывания целого экипажа разом.
В ноябре 2020 года Бабкин опять вернулся в дублирующий состав, то есть стал на шаг ближе к полёту — теперь уже на «Союзе МС-18», который собирались запустить в апреле 2021 года. Однако в январе 2021 года его сначала вывели из дублёров по предписанию медицинской комиссии и заменили бортинженером Олегом Артемьевым, а потом и вовсе признали «временно негодным».
Даже беглое знакомство с основными вехами профессиональной биографии Бабкина показывает, что к подготовке он приступил поздно по сравнению с другими космонавтами, чем изначально снизил свои шансы на полёт. И перипетии, не позволившие ему удержаться в основном составе или перейти туда из дублёров и отправиться, наконец, на МКС, начались задолго до появления кинопроекта «Вызов».
Безусловно, именно этот проект, скорее всего, поставил крест на карьере Бабкина. Но если бы на орбиту не полетели киношники, то всё равно нет никаких гарантий, что вакантное место досталось бы ему. «В основной состав попасть очень непросто», — признал Самокутяев.
«Вызов» здравому смыслу
Разумеется, про какой-то выхлоп говорить пока слишком рано, надо дождаться выхода фильма — он будет называться «Вызов». Но насчёт него уже на первой стадии возникли большие сомнения. Например, сюжет выстроен вокруг женщины-врача (Пересильд), которая за месяц проходит курс подготовки к полёту на МКС, чтобы оказать там помощь заболевшему космонавту. Это чистый абсурд: серьёзных заболеваний у космонавтов быть не может, на то они и проходят жёсткий отбор и кучу медкомиссий. А если с кем-то из них на орбите приключится нечто экстренное, то существует протокол эвакуации.
Этот контраст — между оторванным от реальности сюжетом и решением максимально «оправдоподобить» картину за счёт полёта актрисы и режиссёра на МКС — вряд ли пойдёт на пользу репутации проекта. Тем более что отечественный зритель хорошо знает, как в российском кинематографе обстоят дела с качеством.
Юлия Пересильд на МКС
Номинальный бюджет «Вызова» — заоблачный, ведь в него входит стоимость полёта на орбиту и обратно. Путешествие щедро оплачено Роскосмосом (то есть госбюджетом), причём его глава Дмитрий Рогозин якобы получил разрешение от самого президента. О какой сумме идёт речь, официально не сообщается: Роскосмос засекретил эту информацию. СМИ со ссылками на экспертов писали о 2 млрд рублей за полёт Пересильд и Шипенко — и о $50 млн за одного космического туриста на «Союзе».
В 2001 году космический турист Деннис Тито — бывший проектировщик шаттлов NASA — провёл на орбите 10 дней и заплатил за это удовольствие 20 млн долларов.
Очередь на МКС
Но почему так долго приходится ждать первого опыта космического полета? Связано ли это с тем, что именно столько необходимо готовиться профессионалу для того, чтобы полететь в космос?
Нет. Этот срок скорее обусловлен той очередью, в которой стоят космонавты в ожидании долгожданного старта с космодрома Байконур.
Для сравнения: из восьми астронавтов NASA набора 2013 года в космос слетали уже шесть астронавтов, при том, что собственные американские корабли после долгого перерыва начали доставлять людей на орбиту только в 2020 году.
Из российского набора 2012 года в космос пока полетел только Петр Дубров, стартовав 9 апреля 2020 года на «Союзе МС-18».
Почему так происходит? Российская программа пилотируемых полетов на МКС часто становится заложницей внешних условий. Катастрофа американского шаттла «Колумбия» в 2003 году задержала очередь полетов российских космонавтов, так как пришлось доставлять американских астронавтов на «Союзах», к этому же привели туры на МКС семи космических туристов в нулевые годы. В 2017-2019 годах пять мест на «Союзах» были отданы астронавтам NASA в зачет долга РКК «Энергия» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») перед корпорацией «Боинг» за плавучий космодром «Морской старт», который в итоге простаивает рядом с Владивостоком. Каждое такое обстоятельство влияет на судьбы российских космонавтов, срок ожидания полета которых увеличивается, а количество полетов сокращается.
Старт шаттла «Колумбия» с мыса Канаверал и экипаж челнока перед запуском, 16 января 2003 г. Фото: Reuters / AP
Похожая ситуация произошла в 2021 году. В мае планировался старт к МКС нового крупного российского модуля, событие крайне неординарное — запуска Многофункционального лабораторного модуля «Наука» ждали больше десяти лет. Российские экипажи должны были выполнить работы по интеграции научного модуля в состав станции, как внутри, так и снаружи модуля, совершая выходы в открытый космос в скафандрах «Орлан». В совокупности для этого нужно 10-12 выходов. Каждый такой выход требует много усилий, как у экипажа, так и у специалистов Центра управления полетом. Логично было бы иметь на российском сегменте полный экипаж из трех космонавтов, чтобы обустраивать новый модуль, заниматься техническим обслуживанием станции и проводить научные эксперименты.
Но уже в конце 2020 года стало понятно, что внешняя ситуация вновь меняется.
Сначала появилась информация, что Роскосмос и «Первый канал» решили снимать художественный фильм на борту станции, а потом, что в весеннем экипаже одно место продано для американского астронавта Марка Ванде Хая.
Весной 2020 года стало точно известно, что в октябре на МКС полетят два «внеплановых» участника полета: режиссер фильма «Вызов» Клим Шипенко и главная героиня актриса Юлия Пересильд. На случай каких-либо происшествий были назначены и дублеры: актриса Алена Мордовина и оператор-постановщик Алексей Дудин.
В сухом остатке из шести профессиональных космонавтов, планируемых в экипажи, трое остались на Земле, ожидая следующего назначения.
Годовой полет
Съемки игрового фильма «Вызов» в космосе россияне и сотрудники космической отрасли восприняли неоднозначно.
Попробуем посмотреть на положительные и отрицательные моменты произошедшего, пока еще неизвестны результаты самого процесса работы киногруппы на МКС.
Странно выглядел процесс освещения проекта. Например, генеральный продюсер фильма «Вызов» и одновременно руководитель «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, рассказывая о трех тысячах девушек, по его словам, подавших свои заявления на кастинг, анонсировал дополнительный женский набор в профессиональный отряд космонавтов. Участницам кастинга были разосланы приглашения отозваться на этот отбор, который в итоге так и не был объявлен.
Участники проекта «Вызов». Фото: Роскосмос
Удивительно выглядит ситуация с годовым полетом Петра Дуброва и Марка Ванде Хая. Их места в корабле «Союз МС-18» 17 октября займут Юлия Пересильд и Клим Шипенко, чтобы вернуться на Землю. Длительных, почти годовых полетов в программе МКС было немного: знаменитый полет Михаила Корниенко и Скотта Келли, а также малоизвестные для россиян полеты Кристины Кук и Эндрю Моргана. Все эти длительные полеты в сущности были связаны с «производственной необходимостью», ровно так же, как произошло с Петром Дубровым и Марком Ванде Хаем.
Но если про годовой полет молодого космонавта Петра Дуброва Роскосмосу было известно с осени 2020 года, то почему не была подготовлена и анонсирована специальная годовая медицинская научная программа, как было с полетом Михаила Корниенко? На фоне информационного шума по поводу фильма «Вызов» вполне уместно было бы показать героизм профессиональных космонавтов. Годовой полет — это непросто, а весь проект затеивался, по словам организаторов, для «популяризации космической деятельности России и героизации профессии космонавта».
Но полет Юлии Пересильд на МКС может принести положительные плоды.
Это прецедент полета в космос человека из России, который за год до этого даже не подозревал о том, что окажется в космосе.
Ведь все частные астронавты, до этого летавшие на «Союзах», были иностранцами, на декабрьском «Союзе МС-20» также полетят туристы не из России: японцы Юсаку Маэдзава и Ёдзо Хирано. Теперь же впервые во время программы МКС на «Союзе» полетели трое россиян. Сам полет россиянки и выход фильма будут для россиян более заметными, чем частые полеты на российских кораблях американок и франко-германский художественный фильм «Проксима» о женской судьбе в космонавтике режиссера Алис Винокур с Евой Грин в главной роли.
Женский космос и частные инициативы наконец-то получат российский культурный контекст, что может приблизить сдвиг в общественном сознании по отношению и к пилотируемой космонавтике, и к женщинам-специалистам в космической отрасли.
Космонавты «в пролёте»
Исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Роскосмоса, Герой СССР и Герой России, космонавт Сергей Крикалёв выступил с критикой в адрес Рогозина и его идеи «популяризировать космос через кино» — и был уволен. Правда, 10 дней спустя на фоне возникшего резонанса его восстановили в должности. Против полёта киношников на МКС открыто выступили космонавты Федор Юрчихин, Сергей Залетин и Михаил Корниенко.
Одним из космонавтов, оказавшихся ««в пролёте»», стал Андрей Бабкин — 52-летний бортинженер с огромным стажем в сфере испытаний экипировки и оборудования для космонавтов, полностью подготовленный к полёту и уже несколько раз попадавший в основной и дублирующий составы экипажей. Вместе с ним «пролетел» его коллега Дмитрий Петелин — но ему 38 лет, и если полётная программа будет продлена, он всё же может получить шанс побывать на МКС: его назначили бортинженером в экипаж «Союз МС-22».
Бабкин, как уточнил Денис Альбин, теоретически может попасть на «Союз МС-26» и «Союз МС-27» (впрочем, с последним вероятность стремится к нулю, поскольку на нём полетят туристы, а значит, неопытного космонавта «нянчиться» с ними не пошлют). С первым вариантом всё тоже не слишком оптимистично: полет «Союз МС-26» планируется на сентябрь 2023 года, и конкурс там — 10 человек на место (сейчас в российском отряде 29 действующих космонавтов и четыре кандидата).
Формирование экипажа ведётся не одним Роскосмосом, а коллегиально, поскольку МКС — это международная программа, напомнил Инфо24 лётчик-космонавт Александр Самокутяев. И полетит Бабкин на орбиту или не полетит — это, по его словам, зависит от решения руководства, с которым остаётся только смириться, как бы ни было «грустно за человека».
Для справки:Александр Самокутяев (51 год) — герой РФ, депутат Госдумы, до 2017 года входил в отряд космонавтов ЦПК (Центра подготовки космонавтов), совершил два космических полёта в качестве командира экипажей «Союз ТМА-21» (2011) и «Союз ТМА-14М» (2014-2015).
Александр Самокутяев (второй слева)
«Мы этому (подготовке к полётам) жизнь посвятили. Хотя бы раз (слетать на МКС) — это слишком мягко сказано, хотя бы два-три. Мы туда не за наградами летаем. Нужно, во-первых, себе доказать, что не зря учился, не зря работал. Во-вторых, хочется принести пользу», — объяснил Самокутяев Инфо24.
По словам Александра, лет десять назад ситуации, когда «человек должен лететь, но не летит», были «нормальной практикой» и случались «практически через один экипаж» — особенно в тот период, когда шли запуски американских шаттлов.
При этом он не отрицает, что вывод из экипажа — всегда «очень неприятное событие» для космонавта, поскольку «подготовка к полёту идёт всё-таки не несколько месяцев, как у людей, которые сейчас находятся на орбите (Пересильд и Шипенко), а годами, порой десятилетиями».
Однако, считает Самокутяев, «пролетевшему» космонавту нет принципиальной разницы, из-за чего именно отменён или перенесён его полёт, — будь то съёмки фильма или какая-то другая причина: обиден сам факт, и ранит связанное с ним разочарование. «Нередко бывает, что по болезни экипаж целиком снимают. Из-за одного человека страдают другие», — привёл пример космонавт.
Он уверен, что предвзятое отношение и попытки отстранить члена экипажа от полёта под надуманными предлогами — это домыслы людей, не имеющих представления о реальном положении дел.
«Подготовка одного космонавта занимает колоссальное время — в среднем, как минимум, 10 лет. Стоит это очень больших денег. И просто так выбросить миллиарды рублей на ветер, и годы человеческой жизни не только космонавтов, но и инструкторов, которые на них время свое потратили — это просто неразумно и глупо», — объяснил Самокутяев.
По его словам, бывает, что решение по конкретному человеку непонятно ему самому — и тогда могут появиться подозрения по поводу влияния личных отношений или «продавливания» кого-то из «старших лиц», но на деле организация космических полётов и формирование экипажей — задача очень сложная и многокомпонентная, поэтому простых решений у неё быть не может.
Александр Самокутяев
Денис Альбин к такой лояльности не склонен и с Самокутяевым не согласен. Он напомнил некрасивую историю 2017 года, разошедшуюся далеко за пределы профильных кругов, — о том, как космонавт и Герой Росии Геннадий Падалка «немного приоткрыл завесу, выступив с открытой критикой начальника Центра подготовки космонавтов Юрия Лончакова».
Опасности при возвращении
Клим Шипенко рассказывал, что перед их возвращением на Землю случился опасный момент: станция немного перевернулась, примерно на 60 градусов. Режиссер и актриса начали переживать, что либо полет отложат, либо возникнут определенные трудности. За день до планируемого возвращения их даже посещали мысли, что потребуется баллистический спуск.
Благо все обошлось, и корабль правильно состыковался с МКС, благодаря чему Шипенко и Пересильд смогли вернуться на Землю без приключений. Юлия вспоминала один яркий эпизод – когда загорелась капсула при вхождении в слои атмосферы. Она отметила, что было очень красиво и плюс при поддержке Олега Новицкого было не страшно, а даже весело.
Больше всего Пересильд ждала удара при приземлении, ведь ей рассказывали, что в тот момент ей будет казаться, словно она упала со второго этажа на спину. Юлия отметила, что в какой-то миг за иллюминатором заметила ковыль, а следом появилось лицо Константина Эрнста. Актрису удивило, что не было удара. И когда она это рассказывала, то Иван Ургант пошутил, что Константин Львович просто поймал капсулу и аккуратно посадил на землю.