Заикание у детей

Симптомы заикания

Заикание сопровождается нарушением ритма речи вследствие неоднократного повторения элементов речи, непроизвольных пауз. Характерны нарушения ритма движений всего тела, или отдельно рук, головы, ног.

В речи обращается на себя внимание замена трудных звуков, логофобия (боязнь разговаривать), остановки в речи. Ребенок старается меньше разговаривать, у него появляются болезненные реакции на свое состояние

Перед разговором сильно волнуется, отчего расстройство речи становится более выраженным. Это накладывает отпечаток на характер: дети становятся нелюдимыми, иногда агрессивными, обидчивыми, раздражительными.

Дети с такими проблемами должны быть осмотрены неврологом, логопедом, психологом или психиатром. В зависимости от типа заикания применяются различные виды коррекции: занятия с логопедом, физиотерапевтические процедуры, массаж, лечебная гимнастика, медикаментозное лечение различными группы лекарств.

Механизм развития нарушений заключается в спазматическом сокращении структур, которые участвуют в формировании речи. Спазматические сокращения возникают по той причине, что в двигательных речевых центрах, которые находятся в головном мозгу, образуется избыточное возбуждение структур. Оно распространяется на соседние дыхательные центры и центры, отвечающие за эмоции.

В зависимости от уровня поражения выделяют спазмы:

  • артикуляционные — страдают мышцы языка, губ, мягкого неба. Когда болезнь изолированно поражает только эти органы, заикание называют артикуляционным. Может сопровождаться перекашиванием лица;
  • голосовых связок, при котором затрагивается гортань, при сокращениях ее мышц возникает признаки, напоминающие икоту. Голос прерывается или совсем исчезает;
  • дыхательные — при этом «сбивается» дыхание, из-за чего возникает ощущение нехватки воздуха. Пациент среди разговора делает резкий вдох и возникает пауза.

Что провоцирует / Причины Заикания:

Точные этиологические факторы не известны. Выдвинут ряд теорий:

  • 1. Теории «блока заикания» (генетическая, психогенная, семантогенная). Основа теории — церебральная доминантность речевых центров с конституциональной предрасположенностью к развитию заикания вследствие стрессогенных факторов.
  • 2. Теории начала (включают теорию срыва, теорию потребностей и теорию антиципации).
  • 3. Теория научения основана на объяснении принципов природы подкрепления.
  • 4. Кибернетическая теория (речь — автоматический процесс по типу обратной связи. Заикание объясняется срывом обратной связи).
  • 5. Теория изменения функционального состояния мозга. Заикание является следствием неполной специализации и латерализации языковых функций.

Исследования последних лет свидетельствуют о том, что заикание является генетически наследуемым неврологическим расстройством.

Распространенность

Заиканием страдает от 5 до 8% детей. Расстройство в 3 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. У мальчиков оно более устойчиво.

Лечение заикания

Устранить речевой дефект больному поможет логопед. Однако если судороги возникли из-за поражения центральной нервной системы, лечением патологии должен заниматься невролог. Избавиться от заикания, вызванного психотравмирующей ситуацией, поможет психолог. В основе лечения от заикания лежит восстановление нормального функционирования речевого круга, в особенности торможение центра Брока.

Лечение от заикания включает в себя целый комплекс методик:

  • медикаментозную терапию;
  • иглоукалывание;
  • выполнение логопедических упражнений;
  • дыхательную гимнастику;
  • гипноз и другие.

Все эти методики направлены на решение разных проблем. В частности, гипноз позволяет выявить глубинные причины патологии. Однако для лечения малышей этот метод не применяется.

Специальных медикаментов для лечения заикания не существует. Обычно медикаментозную терапию назначают только в качестве дополнительного лечения. Больному могут назначить следующие группы препаратов: транквилизаторы, ноотропные медикаменты, успокоительные средства, противосудорожные и гомеопатические таблетки.

Свою эффективность в избавлении от заикания показал точечный массаж. Он применяется в качестве успокаивающего метода воздействия.

Дыхательная гимнастика предусматривает формирование нормального речевого дыхания. Ребенок учится делать правильный удлиненный вдох, что позволяет ему запастись достаточным количеством воздуха для произнесения длинной фразы. Компенсировать дефекты речи помогут логоритмические занятия, которые предусматривают пение, мышечную релаксацию, артикуляционные упражнения, дыхательную гимнастику.

Огромное значение в лечении заболевания играет помощь родителей. Родителям необходимо набраться терпения и стараться соблюдать следующие рекомендации, которые помогут малышу избавиться от дефекта речи:

  • Правильное общение. Нужно стараться разговаривать с ребенком спокойно, плавно, не спеша, выговаривать четко все слова. Желательно задавать ребенку вопросы, на которые он сможет дать простой ответ.
  • Режим дня. Ребенку поможет справиться с болезнью полноценный сон (не меньше 8 часов), а также исключение в вечернее время компьютерных и активных игр.
  • Правильное питание. Родителям стоит следить за рационом ребенка. В нем должна преобладать молочная и растительная пища. Ограничить необходимо сладости, соленые, жареные и острые продукты.
  • Соблюдать охранный речевой режим. На ранних этапах лечения родителям стоит давать ребенку только знакомые ему книжки, не просить его пересказывать прочитанное или учить стихотворения. Оставить все эти занятия лучше на более поздний срок.

Взрослым пациентам гораздо сложнее избавиться от недуга, чем детям. Потребуется кропотливый труд и четкое соблюдение всех рекомендаций врача. Больной должен регулярно выполнять логопедические упражнения, вести дневник своих выступлений, а также стараться почаще проявлять инициативу в общении, чтобы избавиться от страха и чувства неполноценности из-за своего дефекта речи.

4.Лечение

В настоящее время практикуется множество эффективных методик лечения заикания. Первоочередной задачей является нормализация отношения к расстройству и выработка конструктивной, сотрудничающей позиции у самого пациента, а также у его ближайших родственников

Столь же важно исследовать и, если необходимо, скорректировать систему внутрисемейных отношений. Применяются различные психотерапевтические приемы релаксации, отвлечения, копинга (преодоления) страхов и психических блоков, обучения аутосуггестивным техникам, десенсибилизации

Разработаны системы специальной логопедической гимнастики, массажа, дыхания. Иногда применяется медикаментозная поддержка (транквилизаторы, спазмолитики, антидепрессанты), в других случаях она не показана и нецелесообразна.

При выявлении органической патологии ЦНС назначается курс адекватного неврологического лечения или нейрохирургическое вмешательство (по показаниям).

Как лечат

Лечение заикания – комплексное. Проводится с привлечением специалистов разного рода: педагогов, психологов, терапевтов.

Основа терапии – коррекционные занятия, проводимые логопедом и дефектологом. Программа разрабатывается индивидуально для каждого пациента.

Дополнительно применяют массаж, призванный улучшить кровообращение в судорожных мышцах и расслабить их. Дыхательная гимнастика помогает сформировать правильный темп и ритм дыхания.

Если заикание имеет стрессовую природу, больной напряжен и тревожен, назначается медикаментозная терапия в виде седативных препаратов, транквилизаторов.

В случае неврозоподобной формы привлекается терапевт и невропатолог для лечения органической патологии.

Неотъемлемой частью терапии является психотерапия. В тяжелых случаях применяется гипноз для кардинального избавления от дефекта. Обычно ему подвергают детей в возрасте от 10 до 18 лет.

Психотерапия необходима для того, чтобы выявить психические причины заикания. С ее помощью также проводят терапию фобий и навязчивых действий, используют групповые и индивидуальные ее формы.

Лечение логоневроза должно быть не только комплексным, но и полноценным, завершенным. Это очень важный аспект лечения, поскольку расстройство имеет тенденцию возвращаться, особенно в кризисные периоды развития человека. К таковым относят, например, социально значимые события: поступление в школу, ВУЗ, период полового созревания.

Прочтите также:  Эко при низком овариальном резерве, статистика по эко в россии

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог.

Врачебный стаж: 11 лет

Записаться на прием

Что происходит?

Заикание это результат периодически возникающих судорог мышц речевого аппарата — языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов ( клоническое заикание ), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи ( тоническое заикание ); часто имеет место смешанная форма заикания , когда сочетаются оба вида нарушений. Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей — возникают непроизвольные, насильственные движения.

Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет? Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока — голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике — слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр — анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

Причины

На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания. Первый возникает у детей с дефектом нервной системы. Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой. Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный — вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь, при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо — такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или непереносимого стресса на фоне врожденной недостаточности речевого аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но затрагивать важные для человека понятия — любовь, привязанность, родственные чувства, карьерные устремления.

Основа— невротическое расстройство. Часто логоневроз усиливается в ситуациях напряжения — в ответственные моменты, при выступлении на публике, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих может привести к страху речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Проявляется логоневроз длинными паузами в речи, повторениями звуков, слогов или целых слов, а также спазмами губ и языка. Попытка «проскочить» трудное место резко усиливает заикание. При этом нет определенных слов или звуков, на которых человек запинается, остановка речи может произойти на любом слове.

Заикание всегда сопровождается дыхательным неврозом, когда происходят дыхательные судороги. Почти всегда наряду со страхом речи человека беспокоит тревожность, снижение самооценки, внутреннее напряжение, потливость, расстройства сна. Нередки дополнительные движения в виде тиков лицевой мускулатуры, движений рук и плечевого пояса

Успешное лечение заикания возможно на любом этапе, важно вовремя обратиться к врачу

Симптомы заболевания

Неврозоподобное заикание проявляется не моментально и развивается поэтапно, как правило, во время активного становления фразовой речи. Для заболевания характерна локализация судорог преимущественно в артикуляционном аппарате (это губы, язык, мягкое небо). Характерны резкие проявления при произнесении некоторых согласных звуков, в числе которых б, г, п, д, т, к. Часто заболеванию характерна тахилалия и повышенная речевая активность. Достаточно распространено возникновение заболевания на фоне дислалии или имеющейся в стертом виде дизартрии. В некоторых случаях можно замечать общее недоразвитие речевых функций.

Речь детей с органическим заиканием отличается приглушенным произношением звуков, монотонностью и отсутствием выразительности. Это связано с тем, что речевым движениям ребенка не хватает силы и объема. Зачастую ребенок сопровождает свою речь активными жестами или кривлянием. В то же время можно наблюдать скованность движений и их однообразие, часто не хватает мелкой моторики, выразительной мимики, бывают найдены синкинезии.

Во время движения ребенку может не хватать скорости реакции и ловкости, из-за чего он становится неуклюжим и не расторопным. С точки зрения психики можно заметить, что ребенок импульсивен, инертен, эйфоричен, кроме того, ему сложно переключаться и он быстро утомляется. Причем фиксация на своих недостатках речи не отмечается, логофобии нет. Особого желания избавиться от речевых сложностей за ребенком также не наблюдается.

Речевые нарушения при неврозоподобном заикании характеризуются относительным постоянством интенсивности нарушений речи. Сила проявления заикания не связана с внешними факторами, влияющими на психоэмоциональную сферу, также не отмечается усиления заикания при нахождении в незнакомой обстановке и общении с незнакомыми людьми.

Прочтите также:  У ребенка ожог: что нужно и чего нельзя делать

Такое заикание усиливается при большой речевой нагрузке и психомоторном возбуждении. Иногда ухудшение речи наблюдается при переутомлении и после перенесения соматических или инфекционных болезней.

В 12-15 лет могут появиться такие невротические симптомы, как тревожность и логофобия, если присутствуют посторонние люди. Речевая активность в таком случае снижается, образуется фиксация на труднопроизносимых звуках. Также заикание может усилиться в психологически некомфортной обстановке, но такое проявление нельзя назвать постоянным. Течение проявления получается волнообразным и связано с физическим и психическим состоянием ребенка.

Почему ребенок заикается

Причин заикания множество. Вот наиболее распространенные:

  • слабость артикуляционного аппарата, как правило, обусловленная наследственностью; проявляется рано, с 2–3 лет, когда ребенок начинает активно говорить;
  • повреждения головного мозга во внутриутробном периоде и во время родов, вызванные осложнениями беременности матери, родовой травмой, асфиксией, гипоксией и др.; такие дети тоже начинают заикаться рано – с 2–3 лет;
  • черепно-мозговые травмы; заикание отмечается у детей 5 лет.
  • серьезные инфекции, такие как менингит, энцефалит, коклюш; заикание по этой причине наблюдается чаще у 8–9-летних детей;
  • психические и эмоциональные потрясения – сильный испуг, страхи, конфликты, чрезмерно строгое, жестокое воспитание в семье и даже сильная радость; заикание может возникнуть и если маленького ребенка – левшу переучивают на правшу;
  • психологические трудности могут привести к заиканию и в подростковом возрасте;
  • социальные причины – подражание, сильная, не по возрасту, речевая нагрузка, одновременное изучение нескольких иностранных языков.

Нередко заиканию сопутствуют и другие нарушения речи – алалия, дислалия, дизартрия, афазия.

Что делать родителям при заикании?

Основная задача родителей — создать вокруг ребенка благоприятную, поддерживающую обстановку и свести к минимуму негативные реакции на заикание. Чем меньше стресса в вашей семье будет вызывать эта тема, тем быстрее и комфортнее ребенок научится говорить без неприятного симптома. Делимся несколькими советами:

Не требуйте от ребенка все время говорить точно или правильно

Будет лучше, если вы вообще не будете обращать внимание на заикание в процессе разговора.
Избегайте исправлений или критики. Комментарии «помедленнее», «не торопись» или «сделай глубокий вдох» скорее заставят вашего ребенка почувствовать себя более застенчивым, чем помогут избавиться от симптомов.
Не заставляйте ребенка говорить или читать вслух в момент, когда заикание усиливается.
Не перебивайте ребенка и не говорите ему начинать все сначала или «подумать, прежде чем говорить»
Разговаривайте медленно и четко в присутствии малыша.
Поддерживайте зрительный контакт

Старайтесь не отводить взгляд и не показывайте волнения по поводу речи.
Разговаривайте со своим ребенком медленно и как можно чаще. Управляйте диалогом, замедляя собственную речь и делая длинные паузы, и тогда ребенок начнет подстраиваться под ваш темп.

Причины появления дефекта речи

Причины возникновения заикания принято делить на две большие категории: производящие причины и предрасполагающие. Первый тип — случайные, являющиеся толчком, события и действия. Второй тип — условия, дающие почву для возникновения недуга.

Производящие причины

Анатомо-физиологические

  • Травмы головного мозга
  • Органические нарушения мозга
  • Истощение нервной системы
  • Интоксикации
  • Соматические хронические заболевания
  • Болезни носа, глотки, гортани
  • Задержки речевого развития

Психические и социальные

  • Психотравмы (кратковременные и длительно действующие)
  • Неправильное воспитание в семье
  • Неправильное формирование речи в детстве (речь на вдохе, скороговорение)
  • Перегрузка речевым материалом
  • Полиглоссия
  • Подражание заикающимся
  • Переучивание леворукости

Предрасполагающие причины заикания и неблагоприятные факторы

В определённых условиях риск развития заикания повышается. Вероятность появления дефектов речи повышается в следующих случаях:

  • Невротическая отягощенность родителей: нервные, инфекционные заболевания родителей (например, сифилис, алкоголизм, наркомания, интоксицирующие нервную систему плода)
  • Невротические особенности ребенка: повышенная раздражительность, страхи (например, ночные страхи детей, недержание мочи, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность, всякого рода подергивания в мускулатуре)
  • Конституционная предрасположенность: состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции
  • Наследственная отягощенность: передающиеся от родителей заболевания (например, ослабленность речевого аппарата передаётся по наследству)
  • Поражение головного мозга: постинфекционные, органические, черепно-мозговые травмы (например, сотрясения мозга, энцефалопатия)

В возникновении заболевания могут оставить свой след и неблагоприятные условия:

  • физическая ослабленность детей;
  • скрытая психическая ущемленность ребенка;
  • недостаточность положительных эмоциональных контактов с близким человеком;
  • недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений

Если ребёнок относится к одной из перечисленных групп риска, то следует понаблюдать повнимательнее за его поведением и речью. Также стоит помнить, что мальчики заикаются 4 раза чаще, а более половины заикающихся приобретают недуг между 2 и 5 годами, 90% заболевает раньше 10 лет.

Изменение темпа

Нормальный темп речи — это произнесение 10 или 14 слов в минуту. Самая частая причина изменения темпа — эмоции или психические расстройства. Стрессовое воздействие — незнакомая обстановка, общение с авторитарной личностью, спор — могут вызвать как ускорение, так и замедление темпа. Длительное ускорение речи наблюдается при аффективных психозах (старое название — маниакально-депрессивный), других состояниях, когда ускорено мышление. Также ускоряется речь при болезни Паркинсона, сопровождается дрожательным параличом. Страдает ритмичность и плавность произношения.

Медленная речь с малым словарным запасом характерна для лиц с умственной отсталостью или слабоумием, развившимся вследствие разных болезней нервной системы. Слова и звуки растягиваются, произношение нечеткое, формулировки примитивные или неверные.

Гнусавость может быть следствием как смещения перегородки носа, так и параличом мышц неба. Преходящая гнусавость знакома каждому, бывает при сильном насморке. Если нет респираторной инфекции, то гнусавость — повод для срочного обращения к врачу.

2.Причины

Общеизвестна и очевидна роль социально-психологических факторов в развитии заикания. К таким факторам относятся ситуации острого и хронического дистресса, психотравмы, пережитые шоковые состояния (после чего речь может на какое-то время утрачиваться полностью, восстанавливаясь уже с заиканием), социально-педагогическая запущенность, нездоровый микроклимат в семье, завышенный уровень ожиданий и требований к ребенку, дефицит внимания и общения, неосознаваемый и неотреагированный внутренний конфликт, и т.д. Собственно, потому заикание и относят к невротическим расстройствам, что в его основе практически всегда лежит та или иная психогения.

Однако патогенез развития логоневроза на уровне функционирования ЦНС остается, по сути, неясным. За последнее столетие выдвинут ряд серьезных гипотез и теорий, – от психоаналитических и бихевиоральных до психолингвистических и нейрофизиологических, – но все они, в лучшем случае, являются лишь более-менее удачными моделями, способными ответить на часть вопросов и не решающими проблему в целом. Так, до последнего времени недооценивалась, по-видимому, роль генетических факторов (наследственная предрасположенность могла бы объяснить, кроме прочего, преобладание лиц мужского пола среди страдающих заиканием) и/или значение гормонального дисбаланса (в частности, аномальных концентраций нейромедиатора дофамина). По сей день неизвестно, почему логоневроз встречается в столь разных вариантах и чем именно определяется клиническая специфика при одинаковых, казалось бы, начальных условиях.

Прочтите также:  Как распознать диабет и жить с ним: эксперты развеяли распространенные мифы

Не всегда удается найти в анамнезе причину (в том числе в сфере бессознательного и вытесненного), которую можно было бы счесть достаточно серьезной: многие дети и взрослые, пережившие более чем тяжелые психотравмы, никаких признаков заикания не обнаруживают.

Электрофизиологические, томографические и прочие инструментальные диагностические методы также пока не приносят исчерпывающей информации о связях между заиканием и органическими изменениями в структурах головного мозга, – в частности, зоны Брока́, функционирование которой непосредственно ассоциировано с речью.

Ситуация дополнительно осложняется тем, что заикание нередко развивается по типу порочного замкнутого круга: ребенок с речевым расстройством испытывает огромный дискомфорт по поводу своей «неполноценности» (особенно если подвергается насмешкам или иному прессингу), может замкнуться, впасть в тяжелое депрессивное состояние, начать страшиться и избегать речевой коммуникации вообще, оставить всякие попытки и веру в возможность излечения; нарастающее интрапсихическое напряжение, таким образом, по принципу обратной связи прогрессивно усугубляет логоневроз.

Исследования в данной области осуществляются в ведущих психоневрологических центрах по всему миру, однако на сегодняшний день методики коррекции (разработанные, большей частью, эмпирическим путем) являются более успешными, чем попытки создать непротиворечивый и достаточно полный теоретический базис, что в свою очередь открыло бы пути к разработке подлинно этиопатогенетической терапии.

Почему дети заикаются?

Заикание — это речевое нарушение, которое проявляется в множественном повторении слов, слогов, их удлинением или остановками во время речи. Обычно заикание у ребенка появляется в момент, когда малыш начинает складывать слова и составлять более длинные предложения. До конца не понятно, по каким именно причинам ребенок заикается. Скорее всего, дело в том, что его речевое и языковое развитие обгоняет развитие мышечной и нервной системы. В результате при взаимодействии мозга и мышц рта возникают ошибки или задержки, которые мешают ребенку правильно произносить звуки.
Степень заикания может сильно различаться у разных детей. Некоторые дети заикаются лишь изредка в течение дня, другие — почти при каждом произнесенном слове. Заикание также может сильно меняться день ото дня: иногда ребенок полностью перестает заикаться на несколько дней, недель или месяцев, а затем снова начинает. Также на заикание влияют эмоции: многие родители говорят, что, если ребенок возбужден, устал или зол, он может заикаться сильнее.
Предполагается, что в процесс значительный вклад вносит генетика: если у близких родственников была такая проблема в детстве, ребенок с большей вероятностью может с ней столкнуться. Также среди факторов риска выделяют сильную эмоциональную реакцию близких: чем больше внимания вы обращаете на заикание, тем прочнее оно может закрепиться.

Этиология и патогенез

Существует целый комплекс причин и факторов риска, которые могут спровоцировать данное заболевание. Поэтому определить точную этиологию болезни можно только в каждом случае. Причины заболевания у взрослых и детей существенно отличаются.

Заикание у взрослых диагностируют крайне редко. Один из факторов риска заболевания — наследственная предрасположенность. У больных диагностируют слабость центральных отделов речи, что при влиянии неблагоприятных факторов может вызвать заикание. Доказано также, что у мужчин патология встречается гораздо чаще, чем у женщин. Это обусловлено тем, что у женщин левое полушарие мозга, в котором локализуется двигательный центр Брока, более развито.

У детей основные причины патологии — психические травмы и патологии ЦНС. К возникновению заикания особенно склонны дети, которые перенесли любые заболевания, поразившие нервную систему. К таким заболеваниям относятся черепно-мозговые травмы, внутриутробная гипоксия, инфекционные заболевания, которые были вызваны вирусами. Врачи также выделяют факторы риска развития заболевания. При наличии в жизни ребенка таких факторов любое заболевание ЦНС или стресс могут привести к развитию патологии.

Факторы риска появления заикания у детей:

  • Ребенок начал рано говорить. Некоторые дети, которым только исполнился годик, могут иметь обширный словарный запас. При этом в норме большинство детей владеют всего 3-5 словами. Затем словарный запас начинает очень быстро пополняться новыми, ребенок в возрасте 1,5 года уже начинает говорить целыми предложениями. Однако легкие и речевой аппарат малыша еще не способны справляться с повышенной нагрузкой, что провоцирует заикание.
  • Позднее начало речи. Обычно такие дети произносят свои первые слова, когда им исполняется два годика. Развернутые фразы дети начинают произносить около трех лет. В этом случае заикание становится причиной двигательной расторможенности нервной системы.
  • Эмоционально лабильная нервная система. Такие дети обычно чрезвычайно плаксивы, у них плохой аппетит и беспокойный сон. Спровоцировать болезнь у детей может любая резкая смена обстановки: переезд в новый город, начало посещения детского сада, долгое отсутствие мамы.
  • Строгое воспитание ребенка. Некоторые родители устраивают ребенку жизнь по четкому расписанию, а также нередко наказывают их за малейшие оплошности. В результате ребенок растет зажатым и пугливым, боится разочаровать родителей.
  • Физическое здоровье малыша. Если ребенок болеет какими-либо хроническими заболеваниями или родители его ограничивают постоянно в чем-то, он замыкается в себе, становится пугливым и стеснительным.
  • Наследственная предрасположенность.
  • Овладение сразу несколькими языками. Если ребенок учит сразу несколько языков, особенно когда родители разговаривают на разных языках, то у него может случиться нарушение слаженной работы речедвигательных центров.

Прогноз

В прогностическом отношении течение эволюционного Заикания тесно связано с динамикой тех расстройств, на фоне которых оно имеет место. С возрастом (после 50 лет) Заиканию свойственно спонтанное редуцирование. Случаи неврозоподобного Заикания, как правило, прогностически менее благоприятны по сравнению с невротическими формами.

Библиография: Асатиани H. М. и Казаков В. Г. Клиническая характеристика взрослых больных с затяжными формами заикания, Журн. невропат, и психиат., т. 74, в. 4, с. 574, 1974, библиогр.; Белякова Л. И. Нарушение функциональной системы речи при заикании, там же, т. 76, в. 10, с. 1555, 1976; Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, М., 1959; Гиляровский В. А. Избранные труды, с. 301, М., 1973; Данилов И. В. и Черепанов И. М. Патофизиология логоневрозов, Л.. 1970, библиогр.; Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте, пер. с чешек., М., 1962; Калачева И. О. Особенности динамики невротического заикания в дошкольном возрасте, Журн. невропат. и психиат., т. 76, в. 10, с. 1551, 1976; Кочергина В. С. Роль органического поражения центральной нервной системы в патогенезе заикания у взрослых, там же, т. 71, в. 12, с. 1790, 1971, библиогр.; Многотомное руководство по неврологии, под ред. С. Н. Давиденкова, т. 6, с. 213, М., 1960, библиогр.; Правдива О. В. Логопедия, М., 1973, библиогр.; Расстройства речи у детей и подростков, под ред. С. С. Ляпидевского, М., 1969; Сикорский И. А. О заикании, Спб., 1889; Тяпугин Н. П. Заикание, М., 1966, библиогр.; Флоренская Ю. А. Клиника и терапия нарушений речи, М., 1949; Becker К.-Р. u. Sоyak М. Lehrbuch der bogopadie, В., 1971; Pichon E. et Borei-Maisonn yS. Le begaiement, sa nature et son traltement, P., 1964; Stuttering, research and therapy, ed. by J. Sheehan, N. Y., 1970, bibliogr.; van Riper C. The treatment of stuttering, N. Y., 1973.

H. М. Асатиани.

Оцените статью