Линии и строки
Не менее важное значение имеют линии и строки, характеризующие реакцию человека на различные внешние раздражители (окружающие события). Тут играет роль подсознание человека, так как линия для написания слова выбирается не на физическом уровне, а именно на подсознательном:
- Ровные строки соблюдает надежный человек, который всегда выполнит просьбу друга и не подведет в сложных ситуациях.
- Вычурно ровные строки указывают на слишком большое количество вопросов контроля знаний.
- Неровные линии наблюдаются у тех, кто лишен сильной внутренней стабильности.
- Направленная линия вверх говорит об оптимизме, а вниз указывает линия владельца пессимиста.
Определенные расстояния между строками и словами дают характеристику о поведении и мышлении личности.
Постоянно находящиеся в замешательстве люди больше любят между строчками делать интервал мелкий. Почерк, что говорит о человеке внимательном и принимающем осознанные решения — это большие интервалы между строками.
Объем психического и физического пространства показывают интервалы между словами:
- Одинаковые пробелы между словами имеет человек, способный адекватно воспринимать внешнюю картину и с уважением относиться к социальному неравенству.
- Расстояния разного размера говорят о непостоянной личности, которая общается только с понравившимися людьми, а остальных просто-напросто игнорирует.
- Узкие промежутки характеризуют замкнутого человека, подпускающего близко к себе окружающих. Такая личность не требует слишком много личного пространства, а предпочитает больше находиться рядом с другими людьми.
- Крупные расстояния между словами выявляют страх владельца перед контактированием с другими. Завязать знакомство с таким человеком будет очень трудно, но при приближении к нему он покажется довольно интересным собеседником.
О чем говорит плохой почерк
Ученые считают, что движение и реакция мышц руки подвержены влиянию нервной системы. Также на почерк влияют анатомические особенности кистей рук.
При изменении физических и психологических характеристик меняется и почерк. В разные периоды жизни он может отличаться. Плохой почерк имеет различные обоснования.
Человек, который пишет неразборчиво, может находиться в состоянии сильного эмоционального перенапряжения
Возможно, он озадачен решением важной проблемы или поиском стабильности, что находит свое отражение в стиле письма
Легкость дела, быстро окупаемо: установка заборов как бизнес — стоит ли начинать
Актуально и прибыльно: стоит ли начинать бизнес по разведению породистых кошек
Разговор без давления: что делать, если ваши сотрудники на грани выгорания
В некоторых случаях плохой почерк свидетельствует о низкой самооценке или о том, что человек не ощущает себя в безопасности. Иногда это говорит о нежелании подчиняться общепринятым стандартам.
Наклон букв тоже имеет значение: если они смотрят в разные стороны, возможно, человек не способен держать под контролем свои эмоции. Неразборчиво пишут скрытные личности, которым сложно открываться.
Также почерк, напоминающий каракули, может быть признаком:
- неуравновешенности, вспыльчивости;
- неспособности загонять себя в определенные рамки;
- конфликтного характера и неумения поддерживать нормальные отношения;
- гиперактивности, неумения сосредоточиться;
- слабовольности;
- незрелости личности.
Кто я в этом мире?
Вы замечаете признаки рассеянности или несообразительности малыша. Не пропустите признаки нарушения психомоторного развития, которое повлекло за собой искажение пространственной ориентации.
Проконсультируйтесь с нейропсихологом, который назначит курс коррекционных занятий. Можно и самостоятельно развивать пространственные представления: вместе с малышом петь песни, хлопая в ладоши, танцевать, прыгать и бегать, собирать конструктор, паззлы, заниматься аппликацией, лепкой, играть в прятки, «Море волнуется», «Горячо-холодно», «Изобрази животное».
Важно называть части тела, чтобы к трем годам ребенок уже знал, где располагаются:
-
голова,
-
лицо, глаз, ухо, нос, рот, язык, зубы, волосы;
-
шея, затылок, грудь, спина, плечо, рука, локоть;
-
кисть, пальцы, ноготь;
-
нога, колено, стопа, пятка, палец ноги, щека, лоб, живот, попа.
Затем малыш может выучить названия различных пальцев руки, а также большого и маленьких пальцев ноги. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен отлично понимать значение слов:
-
бровь, веко, ресницы, подбородок, губы;
-
корпус, бедро, пупок, запястье, ладонь;
-
подмышка, бедро (ляжка), голень, лодыжка, подошва;
-
сердце, легкие, система крово-обращения, зрачок;
-
мозг, ребро, коленный сустав, горло;
-
скелет, вены, голеностопный сустав, небо.
Восприятие пространства, ощущение собственного тела крайне важно для полноценного развития ребенка. И не только для обучения, но и социализации
Поскольку именно на основе телесных ощущений ребенок начинает отделять себя от внешнего мира, осознавать собственную индивидуальность. В дальнейшем эти представления оказывают влияние на становление самосознания, на появление рефлексии, на способность грамотно выстраивать причинно-следственные связи.
Больше интересных и полезных материалов о развитии ребенка — в нашем канале на .
Значение неосознанных рисунков
Облака
Пушистые облака говорят о том, что рисующий счастлив, он немного мечтателен, но обладает сильным чувством свободы. «Сердитые», облака перед дождём, — это депрессия или трудности в повседневной жизни.
Кубики
Кубики указывают на желание человека быть конструктивным. Если они трёхмерные, то это указывает на способность или попытку рисующего увидеть проблему со всех сторон. Рисование кубов часто является признаком того, что человек чувствует себя в ловушке и бессилен перед сложившейся ситуацией.
В сочетании с кругами и спиралями кубики говорят о том, что рисующий на самом деле сейчас предпочёл бы находится в другом месте, занимаясь чем-то поинтересней.
Коробки и кубики – это самые распространённые рисунки, которые люди неосознанно рисуют.
Важно добавить, что коробки, квадраты и другие трёхмерные объекты – это показатель мужественности. Более того, если вы рисуете коробки, то, вероятнее всего, обладаете практичным, организованным и методичным подходом к различным вещам
Точки
Точки говорят о беспокойстве и нестабильности.
Уши
Свидетельствуют о необходимости слишком долго и много кого-то слушать.
Яйца
Яйца символизируют новое начало. Может появится новый талант, о котором вы не знали. Яйца также могут говорить о том, что у вас есть потребность и желание успокоиться и построить своё собственное стабильное, безопасное гнездо.
Рисунки ребенка – это рассказ, который выполнен в образной форме.
Его надо только научиться читать. По рисунку ребенка мы можем понять внутреннее состояние маленького человека, мир его переживаний.
Развитие изобразительной деятельности ребенка позволяет судить об общем развитии ребенка (в т.ч. умственном). В данной статье мы остановимся на этапах развития изобразительной деятельности ребенка на примере рисунка человека.
Стадии развития изобразительной деятельности ребенка:
Первая стадия – стадия марания
Первые пробы рисования – это настоящее «марание», «каракули», дитя играет карандашом по бумаге, выводит какие-то линии, и это его радует. Он получает большое удовольствие и удовлетворение от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге. Правда карандаш еще не слушается его, ведет за собой руку часто совсем не туда, куда ему хочется. Но все же его рука оставляет после себя реальный, наглядный след. И это является для него предметом большой гордости.
Будьте рядом с ребенком в моменты его открытий, радуйтесь вместе с ним, обсуждайте его первые шаги.
Вторая стадия – стадия примитивных изображений
Случайная удача «привязывает» ребенка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на предмет или человека. У ребенка появляются умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий.
Хвалите ребенка за его старания, помогите увидеть травку, заборчик, яблоко, облако, …
Третья стадия – стадия схематических изображений
Эта стадия начинается примерно с 3-х лет. Ребенок начинает рисовать людей.
Первый рисунок человека у ребенка – это головоног, представляющий собой округлую голову и отходящие от нее или расположенные рядом черточки – руки и ноги (количество которых может быть различными). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос). Такие головоноги вполне соответствуют норме вплоть до четырехлетнего возраста.
К четырем годам ребенок постепенно переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека.
На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонно положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями, руки отходят от середины туловища.
К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы.
Для шестилетнего возраста является нормальным детализированное схематичное изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда).
Реалистическим рисунком с правильным изображение человеческой фигуры ребенок овладевает в младшем школьном возрасте (7-10 лет).
Важные моменты в анализе рисунка ребенка
Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился мрачноватым.
Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
Простой вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете аккуратно задавать уточняющие вопросы.
Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку!), вряд ли это будет верным предположением
Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных фактов (Какая красота, ты замечательный художник!).
Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А что ты хочешь на нем нарисовать?)
Как научиться дудлингу
В дудлинге нет правил. Узоры могут быть как абстрактными, так и сюжетными. Можно применять и комбинировать классические и правополушарные техники рисования. Вы свободны в выборе цвета, форм и размеров.
Но новичкам всё же можно дать несколько советов по обучению дудлингу:
- Заведите блокнот для творчества. Небольшой (А6 или А5), чтобы можно было брать его с собой.
- Подберите канцелярские принадлежности, которыми вам удобно пользоваться: шариковая ручка, карандаш, фломастер и так далее.
- Практикуйтесь в бессознательном рисунке! Достаточно 15–20 минут в день, чтобы дудлинг стал повседневной привычкой.
- Если чистый лист бумаги вызывает ступор, используйте шаблоны. В Сети можно скачать дудл-раскраски, которые помогают «набить руку» и при этом сами выглядят как произведения искусства.
Цвет рисунка в психологии ребенка
Изучая связь цветовой гаммы с поведением человека, известный психолог Макс Люшер доказал, что определенные цветовые предпочтения могут многое рассказать о физическом и психическом состоянии людей. Основываясь на выборе человеком того или иного цвета, можно определить его характер, эмоциональное состояние, другие особенности поведения.
В психологии каждый цвет имеет четкую характеристику, но из правил всегда есть исключения. Ведь люди по-разному воспринимают те или иные оттенки. Прежде, чем делать выводы, постарайтесь уточнить у малыша, каким он видит этот цвет – веселым или грустным, какие мысли он вызывает.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма.
Дети в процессе рисования используют не меньше 5-6 цветов, это норма. Чем увереннее чувствуют себя дети, тем ярче цвета они выбирают. Но ребятишки непосредственны, так что не стоит делать однозначные выводы. Малыш раскрасил папу черными штрихами, потому что он часто видит его в любимом черном свитере. Но он может также выделить папу черным, если тот ушел из семьи.
Обратите внимание: Формирование личности ребёнка
Многие специалисты в своей работе руководствуются интерпретацией цвета, которую разработал Макс Люшер – известный психолог и исследователь в этой области. Его выводы говорят о том, что неосознанное цветовое предпочтение говорит не только о психологическом состоянии человека, но и о его физическом здоровье.
Изучив психологию рисунка ребенка 5 лет, можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того или иного цвета в работах детей.
- темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;
- зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;
- красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность, возбудимость;
- желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции, непосредственность, любознательность;
- фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают этот цвет);
- коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
- черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в изменениях;
- если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии, отстраненности, желании закрыться.
Кривые буквы
Анализ почерка позволяет точно диагностировать психические нарушения.
Дрожащий неразборчивый почерк, волнистые или зигзагообразные буквы характерны для пациентов, страдающих алкоголизмом.
Дрожащий витиеватый почерк, наползание букв друг на друга, большие интервалы между словами, отсутствие конечных штрихов — приметы почерка людей с истерией.
Фонари (непомерно большие буквы на фоне обычных) говорят о частичном поражении (или воспалении) определённого участка мозга.
Растянутый почерк, ненужные завитки и украшения, незаконченность, противоположные наклоны — показатели психоастении (бессилие и слабость психики).
Искривлённый почерк с ненужными точками — показатель эпилепсии. Различный наклон в одном предложении или слове позволяет заподозрить шизофрению.
Нарцисс Обама и резкий Трамп. Графолог о почерке известных политиков Подробнее
Дудлинг и обучение
В 2009 году школа психологии Плимутского университета (Великобритания) провела исследование с участием 40 добровольцев в возрасте от 18 до 55 лет, касающееся темы бессознательного рисунка.
Испытуемым предложили прослушать аудиозапись «телефонного звонка от друга». Диктор монотонным голосом зачитывал монолог вымышленного приятеля, рассуждающего, кто сможет пойти на его вечеринку, а кто — нет, и почему.
Половина добровольцев должна была походу записи выписывать имена тех, кто пойдёт на вечеринку. Только имена, никаких рисунков. Другой половине выдали лист с квадратами и кружками и попросили заштриховывать фигуры во время прослушивания (скорость и аккуратность штриховки не важны).
После этого всех испытуемых попросили сначала назвать тех, кто пойдёт на вечеринку, а потом перечислить географические названия, упоминавшиеся в записи.
Результаты исследования дудлинга, опубликованные в журнале Applied Cognitive Psychology, оказались довольно неожиданными.
Люди, которых просили штриховать фигуры, были более точными! Экспериментальная группа запомнила на 29% больше информации, чем контрольная.
Учёные сделали вывод, что рисование бессознательных каракулей позволяет задействовать сеть пассивного режима работы мозга.
Профессор городского университета Нью-Йорка Джесси Принс утверждает, что с помощью техники грифонаж легко вспомнить, о чём шла речь, когда вы рисовали каракули. Он сравнивает дудлы с открытками: смотришь на открытку, купленную в путешествии, и в голову сразу приходят детали той поездки.
Неудовлетворительный почерк у врачей
О чем свидетельствует плохой почерк у врачей? Об этом хотя бы однажды задумывались многие. Удивительно, но неразборчивый почерк — это отличительная черта врачей всего мира. Нередко записи в медицинской карте почти невозможно разобрать самостоятельно. Известно множество случаев, когда неразборчивый почерк стал причиной неправильно выданных лекарственных препаратов. Некоторые из них закончились летальным исходом.
Плохой почерк у врачей возникает из-за необходимости быстро писать. Мало кто задумывается, но на прием одного пациента специалист должен потратить не более 10-15 минут. За это время он должен успеть не только тщательно осмотреть больного и поставить диагноз, но и сделать запись в его медицинской карте и специальных бланках. Все нюансы должны быть записаны в полном объеме.
Известны случаи, когда врачи участвуют в судебных разбирательствах из-за того, что диагноз был записан неразборчиво. В таком случае специалист будет обязан выплатить штраф. В зависимости от тяжести врачебной ошибки он также может быть осужден и отстранен от работы.
Что означают неосознанные рисунки?
Объекты и предметы
Итак, что именно вы рисуете?
Животные
Те, кто рисует животных, как правило, очень чувствительны к любым живым существам. Вид животного, которого человек рисует говорит о его настроении, а, зачастую, и о типе личности, которой он хотел бы обладать.
Рисунки маленьких, слабых и пассивных животных свидетельствуют о медлительности, отсутствии уверенности в себе, а также о том, что человек скорее интроверт. Изображения агрессивных животных говорят о самоуверенности, забавные и милые животные – это игривый характер рисующего, а медленные животные – это наглая, созерцательная личность.
Отдельно стоит сказать о слоне. Он мощный и доминирующий, демонстрирует внутреннюю силу человека, которая может преодолеть любое препятствие. Рисующие слона часто весёлые и немного озорные личности.
Стрелы
Стрелы – это драйв и высокая степень мотивации. Эти люди агрессивно амбициозны.
Цепи
Цепи, как правило, говорят о наличии у человека чувства ограничения, особенно в отношениях или на работе. Ограничения могут относиться и к убеждениями человека, которые не позволяют ему делать то, что хочется. Если на рисунке в каком-то из звеньев цепи появляется человек, то это свидетельствует об очень напряжённом состоянии.
Круги
Круги – это необходимость найти единство и мир. Они могут указывать на человека, который пытается собрать все детали паззла и всё понять.
Они также могут говорить о сильном интуитивном чувстве того, что частички паззла должны сложиться именно так, чтобы сформировать нечто целое
Неважно, относится ли это к отношениям или к жизни вообще
Круги также символизируют более лёгкие чувства по сравнению с углами. Они связаны с общительностью, разговорчивостью, дружелюбием, а также с желанием быть гибким и любящим.
С чем связано появление плохого почерка?
В том случае, если вы или ваш ребенок пишете неудовлетворительно, в первую очередь необходимо изучить основные причины плохого почерка. Благодаря этому можно в кратчайшие сроки избавиться от проблемы.
Наиболее распространенная причина неудовлетворительного почерка — это неестественное положение тела. Если плохое написание слов связано с неправильным наклоном, то оно вызвано именно дискомфортом при сидении. В таком случае для того, чтобы исправить неудовлетворительный почерк, потребуется занять правильную позу для письма. Осанка должна быть ровной, плечи — расправленными, а локти ни в коем случае не должны свисать со стола.
Проблемы с четкостью написания чаще всего связаны с неправильным расположением тетради. Она должна лежать под наклоном 10-15 градусов. Такое расположение позволяет правильно сидеть и быстро перемещать руку.
Нередко плохой почерк возникает из-за использования ручки низкого качества
При покупке важно обращать внимание на многие факторы. Оптимальная длина ручки — 15 сантиметров. Ее диаметр не должен превышать 7 миллиметров
Ее форма должна быть округлой. Желательно отказаться от использования ручек подарочного и рекламного типа
Ее диаметр не должен превышать 7 миллиметров. Ее форма должна быть округлой. Желательно отказаться от использования ручек подарочного и рекламного типа.
Достаточно часто плохой почерк ребенка характеризуется наличием чересчур ломаных линий или же буквами, которые имеют разную высоту. Такая проблема связана с нарушением в развитии мелкой моторики. Для ее устранения необходимо уделять ребенку большое количество времени, а именно делать поделки и играть в пальчиковые игры.
Еще одна проблема — несоблюдение интервала. Ее возникновение связано с низким уровнем развития пространственного восприятия. Как правило, такая проблема не является серьезной и со временем проходит без посторонней корректировки. В таком случае не нужно заставлять ребенка переписывать плохо написанный текст несколько раз. В нашей статье описаны основные рекомендации, которые позволяют понять, как исправить плохой почерк. Стоит отметить, что во взрослом возрасте перечисленные советы чаще всего неэффективны, а изменить манеру письма почти невозможно.
Дудлинг vs конспекты
Удивительный эффект бессознательного рисования вовсе не означает, что вместо привычных конспектов следует чертить каракули.
Чтобы время на уроках проходило максимально эффективно, учёные советуют и конспектировать, и рисовать дудлы. Например, записали определение, формулу или другой важный теоретический блок, а когда преподаватель начал приводить примеры, обратились в слух и начали бессознательно что-то чиркать на бумаге.
Постоянное напряжённое конспектирование отвлекает от того, что в данный момент рассказывает преподаватель, особенно если он даёт большой объём материала. Если же фиксировать обычным способом лишь основные моменты и переключаться на грифонаж в процессе их объяснения, можно разобраться в вопросе гораздо лучше.
Подход «конспект + дудлинг» позволяет лучше воспринимать новую информацию и эффективнее её запоминать.
Что такое дудлинг
Во время лекции, совещания или телефонного разговора мы часто берём ручку и начинаем что-нибудь чиркать на бумаге — бессознательный рисунок. Это не от скуки — так мозгу проще держать концентрацию и запоминать информацию.
Дудлинг (от английского doodle — «каракули») — это бессознательный рисунок, сделанный во время какого-то занятия. Те самые цветочки, линии и человечки, которых мы непроизвольно порой выводим на клочке бумаги.
Для такого рода рисунков ещё используют термин «грифонаж». История знает немало «любителей порисовать на полях» — Александр Пушкин, Сэмюэл Беккет, Томас Джефферсон, Рональд Рейган и другие. В наше время дудлинг стал самостоятельным художественным направлением.