Социально важная профессия
Часто на шестом курсе возникает опасение: может ли доктор трудоустроиться сразу после аккредитации? Человек с дипломом врача без работы не останется. В России постоянно возникает дефицит медиков, который не исчезает при стабильно высоком проценте поступающих в медвузы. Когда ординатура не по карману, Минздрав предлагает дипломированным специалистам бюджетные места в рамках целевого приема с условием отработки в определенном учреждении в течение нескольких лет. Врачи могут рассчитывать на разнообразные социальные льготы.
Особенно сложно обойтись без таких специалистов в напряженные периоды. Во время эпидемии COVID-19 медики получают дополнительные надбавки. Ценность планового и экстренного лечения в такой период возрастает, поэтому частным и государственным учреждениям требуется больше врачей.
Как решить – поступать в медицинский вуз или нет
Уделите больше внимания биологии и химии, оцените, насколько вам эти предметы интересны, сможете ли вы по ним сдать ЕГЭ и дополнительные вступительные экзамены. Расскажите школьным учителям по этим предметам, что хотите поступать в медицинский вуз и вам нужна помощь. Запишитесь на курсы, чтобы эффективнее готовиться к экзаменам.
Также очень советую прийти на Пироговскую научную медицинскую конференцию, которая проходит каждый год. Она ориентирована на студентов медицинских вузов, но в качестве слушателя может участвовать любой желающий. На этом мероприятии есть возможность пообщаться со студентами разных медвузов, профессорами, врачами, послушать блестящие доклады и понять, насколько вам близка эта сфера.
Мне кажется, еще один хороший способ проверить себя — устроиться работать в больницу санитаром. Там вы сможете оценить, готовы ли вы к работе с людьми, бессонным ночам.
Учёба в медицинском вузе — это очень сложно, и не каждый с ней справится
Важно быть готовым к серьёзным физическим и умственным нагрузкам, заручиться поддержкой семьи, знать, что во время обучения кто-то из близких сможет обеспечивать вас финансово. Но если вы решитесь на это и дойдёте до конца, то получите невероятную профессию, в которой можно расти и развиваться всю жизнь
Вам в ней никогда уже не будет скучно.
Что такое интернатура в медицине
После окончания медицинского вуза выпускники не сразу приступают к работе в больнице или частной практике. Сначала они проводят год в качестве интернов.
В этот период интерны учатся на практике применять полученные теоретические знания. Этим процессом руководит заведующий кафедрой или куратор в медицинском учреждении. Студенты не могут сами формулировать окончательный диагноз и устанавливать лечение.
Диплом интернатуры — подтверждение того, что студент овладел не только знаниями, но и практическими умениями по выбранной специальности. Без этого документа он не может устроиться на работу по профилю или вести частную врачебную деятельность.
Интернатура: сколько лет занимает
Обучение в интернатуре длится один год. Раньше она являлась обязательной для всех, кто собирается стать практикующим врачом. Не идти в интернатуру могли только те студенты, которые собираются поступать в аспирантуру или ординатуру.
С 2018 года это правило отменили: теперь выпускник может работать по специальности сразу после окончания мед. вуза.
Интернатура входит в стаж работы, если между интерном и руководством клиники или больницы заключено трудовое соглашение. Если документ заключался с вузом, интернатура в стаж не войдет.
Лучшие среди платных медицинских университетов
Самый высокий уровень образования показывают образовательные заведения здравоохранения Москвы, Санкт-Петербурге, Краснодара, Казани, Воронежа, Самары, Нижнего Новгорода, Твери. В этих городах профессии врача обучают платно, при этом даже «на коммерцию» попадают абитуриенты с самыми высокими баллами ЕГЭ. Сведения были получены в результате мониторинга, проведенного по инициативе МИА «Россия сегодня» и НИУ «ВШЭ».
Представляем первую десятку ВУЗов, на платные отделения которых сложно попасть из-за завышенных конкурсных баллов:
- ПСПбГМУ им. акад. И.П. Павлова
- ВГМА им. Бурденко.
- МГМСУ им. А.И. Евдокимова.
- КГМУ.
- СпбГПМУ.
- КубГМУ, г. Краснодар.
- Первый МГМУ им.И.М.Сеченова.
- СамГМУ.
- ТГМУ, г. Тверь.
- НижГМА, г. Нижний Новгород.
По традиции самыми востребованными специальностями с соответствующим конкурсом являются:
- стоматология
- лечебное дело
- педиатрия
- фармация.
Получить профессию врача заочно невозможно. В российских ВУЗах есть ряд факультетов, где приемлема такая форма обучения, но, во-первых, их количество постепенно сводится к нулю, во-вторых, обучают здесь не будущих терапевтов и стоматологов, а специалистов с условно-медицинским профилем – например, сестринскому делу с уклоном на менеджмент.
Что будет с ординатурой в 2022 году
В текущем году кардинальных изменений в условиях приема и учебы не ожидается. Некоторое время назад выдвигались мнения об отмене ординатуры, как это произошло в 2017 году с интернатурой. Однако на данный момент эти предположения не подтвердились, последипломное обучение не отменят.
Также существуют версии, что ординатура будет бесплатной. Скорее всего, эти слухи основаны на намерениях увеличить набор за счет федерального бюджета на наиболее востребованные специальности, в том числе и по квотам целевого набора. Полностью отменить платную подготовку министерство здравоохранения не планирует.
Учеба в ординатуре является заключительным этапом подготовки специалиста в сфере медицины. По ее окончании выдается сертификат, дающий право на самостоятельную медицинскую деятельность.
Что делают в ординатуре
В ординатуре так же, как и в первые шесть лет в университете, проходят лекции, конференции, клинические разборы и их посещение обязательно, но таких занятий существенно меньше. Самая главная часть здесь — практика, её очень много.
У каждого университета есть свои базы для ординатуры в разных больницах. Я учусь в ординатуре первый год — прихожу в клиническое отделение больницы как на работу и веду приём пациентов, но под присмотром своего куратора. Ответственность несёт именно он — либо смотрит пациента вместе со мной, либо перепроверяет после . Сложных пациентов, с которыми нужно принимать срочное решение, ведёт сам. Я осматриваю, назначаю лечение, веду всю документацию по этому пациенту. На бейджике у меня написано «врач-ординатор», но пациенты воспринимают меня как обычного врача.
Интернатура и ординатура: в чем разница
Ординатура является более сложной формой последипломного образования в медицине.
Что такое ординатура в медицинском университете
Цель ординатуры в медицинском вузе — углубленная подготовка специалистов. Диплом об окончании ординатуры дает право не только оказывать медицинские услуги, но также занимать должности в структурах МОЗ или работать в частном порядке.
Разница между интернатурой и ординатурой
Рассмотрим, в чем отличия интернатуры от ординатуры:
- Руководящие должности в медицинской сфере можно занимать только после окончания ординатуры.
- Ординатура предполагает углубленное изучение специальности, имеет узкую направленность, интернатура — общий характер.
- У нескольких интернов один руководитель, ординатура предполагает индивидуальное закрепление.
- Ординатор имеет право сам устанавливать диагноз и назначать схему лечения.
- Ординатор имеет право окончить учебу (если он выполнил учебный план) раньше срока или взять академический отпуск.
Как мы видим, ординатура является высшим уровнем медицинского постдипломного образования. Туда поступают те, кто нацелен на карьерный рост и готов потратить несколько лет, чтобы получить максимум знаний, умений и навыков.
Ординатура: сколько лет учиться
Срок обучения зависит от образовательной программы ординатуры. С 2019 года действуют новые ФГОС по подготовке ординаторов, согласно которым обучение на этом уровне займет от одного года до пяти лет.
Можно ли работать врачом без ординатуры
Сертификат об окончании ординатуры не является обязательным при трудоустройстве. Вы можете работать в больнице, клинике или мед. центре с дипломом интернатуры или сразу после выпуска из вуза.
Но если вы хотите занимать руководящие должности или претендуете на пост в структуре Минздрава, без ординатуры не обойтись. Рассмотрим особенности поступления в ординатуру.
То, сколько длится ординатура, зависит от специальности
Зачем поступать в ординатуру и как это лучше сделать
После шести лет в медицинском вузе вы можете работать только участковым врачом. В крупных московских поликлиниках у таких специалистов хорошие зарплаты — около 100 тысяч рублей на полной ставке, но без окончания ординатуры их карьерные возможности будут ограничены.
Если вы хотите работать более узким специалистом (неврологом, кардиологом, хирургом, УЗИ-диагностом и т.д.), нужно отучиться ещё два года в ординатуре.
Для поступления в ординатуру нужны высокие баллы за экзамены, которые вы сдаете во время аккредитации. Документы можно подавать только в три ординатуры, не больше. В каждой из них можно выбрать только две специальности.
Предположим, после вуза вы хотите стать кардиологом или неврологом и пока не определились, кем именно. Можно подать документы в три разных вуза, в каждом из них выбрать специальность «кардиолог» и «невролог». Дальше вы можете выбрать форму обучения — платную или бесплатную. Если в результате на кардиологию вы поступаете бесплатно, а на неврологию платно, то вам нужно будет решить, что вам интереснее и готовы ли вы оплачивать обучение.
Если вы совсем не определились с направлением, советую поступить в ординатуру на специальность «терапия». Там дают хорошие базовые знания. После этого факультета можно работать терапевтом и в больнице, и в поликлинике. Вы не будете ограничены как участковый терапевт, сможете расти. После такой ординатуры можно получить вторичную специализацию по любой профессии за полгода. Но если вы отучились в ординатуре на кардиолога, но решили стать неврологом, придется учиться заново — два года.
Когда выбор сделан
Абитуриенты для подачи документов сдают биологию, химию и русский язык. Из-за популярности и востребованности проходной балл стабильно высокий, поэтому начинать готовиться к экзаменам следует хотя бы за 6−8 месяцев до окончания школы. Это поможет набрать больше 250 баллов за три предмета с возможностью занять бюджетное место. Лучше сэкономить средства на последующую специализацию.
Для успешной подготовки к экзаменам рекомендуется нанять репетиторов, поскольку школьникам сложно за ограниченный период научиться решать задачи и выучить объемную теорию
Особенно важно воспользоваться услугами специалистов, если в общеобразовательной школе на профильные предметы приходится мало часов. Абитуриент после подачи документов будет конкурировать с гимназистами и «олимпиадниками», поэтому не стоит пренебрегать сторонней помощью
В 17−18 лет сложно сделать выбор, от которого зависит дальнейшая жизнь. Становиться врачом следует осознанно, а не по наставлению родителей или других людей. Романтизирующие врачевание художественные книги и фильмы — плохие советчики. Нужно трезво оценить уровень заинтересованности, а также взвесить плюсы и минусы.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол) Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 09.00−20.00;Сб — Вс: 10.00−17.00.
Как проходит тестирование
Экзамен проходит в тестовой форме. Претенденты отвечают на 60 заданий, выбранных в случайном порядке из Единой базы оценочных средств Минздрава. Время выполнения – 60 минут.
Оценивание производят по схеме: 1% верных ответов – это 1 балл. Успешной считается сдача, когда претендент набрал больше 70 пунктов.
В случае пропуска экзамена по уважительной причине участник имеет право сдать тест во время дополнительной сессии. Такое же право имеют те, кто не завершил работу по уважительной причине.
Сроки вступительных испытаний различаются для разных форм обучения:
- с 12 по 17 августа тестируют кандидатов на бюджет;
- с 12 по 26 августа – поступающих на контракт.
Дополнительные баллы
Увеличить свои шансы на поступление в бюджетную ординатуру можно благодаря дополнительным оценкам. Они включаются в сумму конкурсных баллов за различные достижения.
К ним относятся:
- диплом с отличием медицинского вуза;
- наличие трудового стажа в области медицины или фармацевтики;
- дополнительно – стаж работы в сельской местности;
- публикации в рецензируемых научных журналах, например ВАК;
- именные стипендии Президента, Правительства РФ и другие;
- волонтерская работа в лечебных учреждениях.
За эти достижения к конкурсной оценке могут быть добавлены от 20 до 150 баллов. Еще 5 пунктов учебные заведения могут доначислять по своему усмотрению за участие в конкурсах, конференциях, научные публикации и другие достижения.
Мораторий распространяется только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации или также и на проведение процедур сертификации и аккредитации?
UPDATE: Минздрав направил разъяснения по вопросу сертификации и аккредитации медицинских работников в свете нового Приказа № 327н (письмо Минздрава можно скачать в нашей группе в Facebook или ). Среди прочего ведомство уточнило, что проведение процедур сертификации и аккредитации в 2020 году «нецелесообразно». То есть прямого запрета на проведение сертификации и аккредитации в разъяснениях Минздрава так и не прозвучало. Поэтому в итоге не ясно, что имел в виду Минздрав, но полагаем, что все-таки аккредитацию в этом году отодвинут. В свою очередь, по поводу сертификации ситуация остается неясной. Пока только точно известно, что мораторий означает запрет на выдачу сертификатов, а не право на отсрочку проведения сертификации (подробнее об этом мы писали выше). Оставайтесь с нами, мы будем следить за ситуацией.
Де-юре, мораторий установлен только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации. Это значит, что проводить процедуру сертификации и аккредитации пока можно. В чем же смысл такого моратория?
Данный вопрос лежит не совсем в юридической плоскости, поэтому ответить на него сложно. Для этого, как минимум, нужно «влезть» в голову авторам Приказа. Однако можем предположить, что запрет на выдачу свидетельств обусловлен ничем иным как желанием Минздрава немного облегчить жизнь своим работникам и лишний раз не вызывать людей на работу, чтобы не подводить их под угрозу заражения коронавирусом. Напомним, что свидетельства об аккредитации заполняются в Минздраве. Чтобы обеспечить выпуск 2020 года свидетельствами, придется выделить огромное количество трудовых и временных ресурсов ведомства. При том, по информации в интернете, на сегодняшний день свидетельства получили даже не все выпускники 2019 года. Очевидно, Минздраву сейчас не до этого.
Но в таком случае не совсем ясно почему мораторий также касается сертификатов специалиста? С ними совсем иная история, нежели со свидетельствами. Напомним, что сертификаты оформляются самими образовательными организациями и проблем с их заполнением и выдачей быть не должно.
Можно предположить, что Минздрав исходил из того, что сертификат выдается через 10 дней после сдачи сертификационного экзамена (пункт 30 Условий и порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом Минздрава России от 29.11.2012 № 982н (далее – Порядок выдачи сертификата № 982н)). Следовательно, провести экзамен сейчас, а выдать сертификат условно через год, де-юре нельзя. Поэтому и сертификацию проводить никто не станет. Однако и здесь есть свои нюансы.
Во-первых, нарушение обозначенного срока не влечет недействительность сертификатов. Более того, за выдачу сертификатов с задержкой не предусмотрено какой-либо специальной ответственности. В конце концов, аналогичная норма есть и для свидетельства об аккредитации, которое, напомним, должно выдаваться не позднее 30 календарных дней с момента прохождения аккредитации (пункт 3 Порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, утвержденного Приказом Минздрава России от 06.06.2016 № 352н (далее – Порядок выдачи свидетельства № 352н)). Тем не менее, это не мешает самому же Минздраву нарушать указанный срок.
Есть еще другой вариант, более простой – авторы текста Приказа № 327н просто ошиблись. Этот вариант, хоть и кажется на первый взгляд смешным, но все-таки является вполне реальным, ведь Приказ явно готовился в спешке. В таком случае в ближайшее время в него могут внести изменения, которые расширят мораторий не только на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации, но и на сами процедуры сертификации и аккредитации. Однако в этой ситуации потребуются также и изменения в другие подзаконные нормативные акты. В частности, в Порядок приема в ординатуру, согласно которому условием поступления в ординатуру является прохождение аккредитации специалиста (об этом подробнее читайте далее).
В общем, как бы там ни было, пока логика Минздрава не совсем ясна, а попытки ее понять – это не более, чем гадание на кофейной гуще. Мы лишь можем констатировать тот факт, что де-юре проводить сертификацию и аккредитацию пока что можно, а отсюда вытекает следующий вопрос:
Целевое направление в ординатуру
Целевое направление представляет собой своеобразный заказ лечебного учреждения или НИИ. Если они заинтересованы в подготовке врачей определенной специализации, то выдают поступающему направление на учебу.
На сегодняшний момент целевая подготовка находится в приоритете государственной политики в сфере здравоохранения. Помимо льгот при вступлении она является гарантией трудоустройства выпускника в будущем.
Чтобы принимать участие в конкурсе на бюджет в рамках целевых квот, необходимо:
- обратиться в департамент здравоохранения с заявкой;
- получив положительный ответ, выяснить условия выдачи направления (в большинстве случаев после завершения учебы врач должен будет проработать определенный срок, например 3 года, в данном лечебном учреждении по специальности);
- заключить договор и при подаче документов предъявить его копию в приемную комиссию.
Частные врачебные организации тоже могут выдавать целевые направления на подготовку специалистов.
Правила приема в ординатуру 2022
Основой вступительной кампании является рейтинговая система. Согласно набранным конкурсным баллам составляется ранжированный список кандидатов. Претенденты с самым высоким рейтингом зачисляются на учебу.
По приказу Минздрава об ординатуре 2022 претендовать на зачисление могут лица, соответствующие квалификационным требованиям. Необходимо наличие:
- высшего образования в области медицины или фармакологии;
- успешного прохождения первичной аккредитации медработников.
Первичная аккредитация – это обязательный экзамен для выпускников всех уровней образования в сфере медицины (бакалавров, специалистов, магистров), сдача которого открывает допуск в профессию.
Возможна подготовка за счет государства или за счет физических и юридических лиц. Поступающий имеет полное право претендовать на обе формы одновременно.
Для определения количества бюджетных предложений используется контрольная цифра, которая зависит от размера государственного финансирования в текущем периоде. В рамках контрольной цифры выделяют квоту на целевое обучение, оставшиеся позиции составляют свободный конкурс. В нем принимают участие лица, не имеющие целевых направлений на учебу.
Платное обучение стоит дорого, поэтому поступающие стремятся попасть на места, финансируемые из бюджета. Однако в последнее время наблюдается тенденция сокращения количества мест свободного конкурса за счет увеличения квоты на целевое обучение. В некоторых вузах свободный конкурс вообще отсутствует. В таком случае поступить возможно лишь при наличии направления от организации.
Увлекательность обучения
Среди первокурсников встречаются люди старше 20 лет и состоявшиеся в другой области специалисты с высшим образованием. Они идут учиться врачеванию из-за высоких идей и увлекательности образовательного процесса в рамках стоматологии, лечебного дела и педиатрии. Одиннадцатиклассников и поздних абитуриентов привлекает перспектива постигать врачевание с нуля за шесть лет. За такой срок ответственный ученик научится распознавать симптомы заболеваний, оказывать первую помощь и назначать лечение.
Если будущего специалиста привлекают биомедицинские науки без привязки к врачебной деятельности, посещение лекций и семинаров будет не менее увлекательным. В учебной программе представлены фундаментальные дисциплины, общеобразовательные предметы и основы клинической медицины. Каждый ученик за 6 лет может найти что-то свое и в дальнейшем принять решение о прохождении определенной специализации. Длительный учебный процесс формирует общую медицинскую эрудицию, требующуюся врачам и желающим посвятить жизнь науке.
Образовательный процесс в медвузе захватывает внимание с первых недель. Преподаватели демонстрируют настоящие анатомические препараты и на их примере объясняют фундаментальные особенности человеческого тела
Изучение латинского языка раскрывает суть простых и сложных научных терминов. Когда неклинические дисциплины уже приедаются, начинается реальная медицина в виде учебы на различных клинических кафедрах
Важно только проявить терпение и трудолюбие, чтобы не покинуть ряды студентов преждевременно
Для кого подходит работа врача
Пойти учиться в медвуз может любой человек независимо от склада ума и темперамента. Достаточно интересоваться биомедицинскими науками и видеть себя врачом в будущем. Сомнения будут, но их не следует ставить во главу угла. За шесть лет обучения на лечебном или педиатрическом факультете каждый второй студент задумывается о том, что, возможно, не стоило идти в медицину. Это неизбежное последствие взросления в стенах института по мере получения знаний и опыта.
Эта профессия подходит не только терпеливым, усердным и добрым людям, способным сочетать в своем характере любовь к науке, сострадание и самоотверженность. Присутствие перечисленных качеств может пойти на пользу работнику приемного отделения, хирургу, реаниматологу или другому специалисту, постоянно сталкивающемуся со значительным стрессом, но не все врачи обязаны строго соответствовать таким высоким запросам. Достаточно уметь выполнять свои обязанности качественно и проявлять терпение в работе с пациентами в условиях постоянного стресса.
Следует заранее отбросить юношеский максимализм и принять факт того, что не каждый человек после школы может соответствовать всем надуманным профориентационным требованиям. Без реального опыта работы в медицине говорить о стрессоустойчивости и умении любить пациентов сложно. Исключение — человек после профильного колледжа, который поступает позже школьников. Абитуриенты-медики чаще уверенно выбирают такое направление после прохождения больничной практики.
Польза от обучения
Можно выделить следующие положительные стороны учебы на врача:
- освоение интересной научной области;
- возможность лечить родственников;
- разнообразие направлений специализации (не только врачевание);
- повышенный спрос на медиков в России и странах СНГ;
- получение навыков оказания медицинской помощи;
- расширение кругозора.
Проведенные в медвузе студенческие годы — время, потраченное с пользой. Часть людей разочаровывается во врачебной деятельности до получения диплома, но в дальнейшем находит себя в смежных областях, вроде преподавательской деятельности или работы медицинским представителем. Полученные в вузе умения пригодятся в обычной жизни.
Перспективы выпускника
Окончившим «мед» выпускникам доступно больше десяти вариантов профессиональной деятельности: разные врачебные специализации, инструментальная или лабораторная диагностика, судебная экспертиза, патологическая анатомия, преподавание и другие сферы. В рамках медвуза можно обучиться на биохимика, биофизика или эпидемиолога для открытия дополнительных карьерных направлений. Необязательно работать с пациентами или брать на себя большую ответственность.
Врач — перспективная профессия с карьерным ростом и высокой заработной платой. В 2020 году средняя зарплата участкового терапевта в Москве стала больше 120 тысяч рублей. Для устройства в поликлинику на эту должность достаточно получить диплом и сдать аккредитацию на шестом курсе. Зарплата в регионах ниже, но в пределах средних показателей. По мере получения опыта и стажа доктор может устроиться в частную клинику со стабильно высоким доходом.
Если перспектива работать участковым врачом выпускника не устраивает, можно поступить в ординатуру для получения специализации в рамках другой медицинской области, вроде неврологии или хирургии. Длительность постдипломного обучения составляет от 2 до 5 лет. Платная ординатура — дорогое удовольствие, но можно набрать достаточное количество баллов за 6 лет и получить бюджетное место.
Бюджет или коммерция – определят баллы ЕГЭ
Баллы, набранные по результатам ЕГЭ, по-прежнему являются критерием, определяющим качество знаний абитуриента. Заветные цифры принимают за то самое пороговое значение, перешагнуть которое – значит 1 сентября официально ступить за порог выбранного ВУЗа. Кандидатам, не добравшим необходимые «очки», придется выбирать между платным образованием в том же заведении, зачислением в другой университет с более лояльной бальной политикой или совершить очередную попытку поступить в «ВУЗ мечты», но уже через год.
Далее следует список 10 образовательных учреждений Минздрава, куда попасть чрезвычайно сложно из-за самого высокого проходного балла:
- Первый МГМУ им.И.М.Сеченова
- РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
- СпбГПМУ.
- СПбГМУ им. академика И.П. Павлова
- НГМУ, г. Новосибирск.
- РязГМУ.
- ВолгГМУ.
- СибГМУ (г. Томск).
- КрасГМУ, г. Красноярск.
- РостГМУ, г. Ростов-на-Дону.
Где учиться, чтобы работать врачом
Если вы хотите работать клиническим врачом, который имеет право обследовать пациентов, ставить диагнозы, назначать и проводить лечение, для начала нужно поступить на лечебный или педиатрический факультет медицинского вуза. Программы этих факультетов во многом похожи — студенты лечебного факультета изучают теорию применительно ко взрослым пациентам, студенты педиатрического — и к детям, и ко взрослым.
Через шесть лет обучения они сдают выпускные экзамены и получают диплом. Дальше — ещё три экзамена по аккредитации и получение сертификата. За каждый из экзаменов по аккредитации вы получаете определенное количество баллов, с которыми можете поступить в ординатуру. Но при наличии диплома и сертификата можно сразу пойти работать в поликлинику участковым терапевтом или педиатром.
На лекциях во втором меде
Раньше перед ординатурой был еще год интернатуры, но её сейчас отменили. Многие преподаватели и студенты не одобряют эти изменения и жалеют, что нет дополнительного обучения.
Мой личный рейтинг медицинских вузов в Москве выглядит так:
- «Второй мед» — Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова;
- «Первый мед» — Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова;
- Медицинский институт РУДН — Российский университет дружбы народов;
- «Третий мед» — Московский медико-стоматологический университет.
Сейчас я смотрю на ординаторов, с которыми работаю, и вижу, что более опытные специалисты окончили первый и второй мед. Я училась во втором — этот университет дает качественное образование, у него сильный преподавательский состав и внушительная научная база. Но в нём очень строгое отношение к студентам. Лично я испытывала большой стресс от многочисленных дисциплинарных требований. Для сравнения: в первом медвузе студенты сдавали один выпускной экзамен, а мы — три. Если бы я поступала сейчас, выбрала бы первый медвуз — образование там дают хорошее, но учиться было бы комфортнее.
Наша группа после выпускных экзаменов в университете
Основные трудности
Когда человек принял решение поступать в медицинский университет, следует готовиться к нагрузкам и стрессу. Главная трудность — необходимость быстро и эффективно усваивать большое количество информации. Первые зачеты начнутся через два месяца после начала пар. К этому моменту вчерашний школьник должен держать в голове десятки анатомических терминов, латинские и греческие слова, особенности биологических процессов и сложные химические реакции.
При должном трудолюбии процесс адаптации к повышенным учебным нагрузкам завершается к концу первого года. На втором-третьем курсе не страдающие от хронической лени студенты позволяют себе спать минимум шесть часов в день и иметь личную жизнь. Старшекурсники скажут, что достаточно только пережить конец третьего курса, а также сдать экзамены по патанатомии, патологической физиологии и фармакологии. Это пресловутый «экватор» в медвузе, через который не проходит до 50% от изначально поступивших.
Строгая дисциплина — дополнительная трудность образовательного процесса. Не зря некоторые преподаватели сравнивают учебу в медвузе с армией. В стенах учебного заведения следует носить чистый выглаженный халат и шапочку. За несоблюдение дресс-кода провинившегося могут выгнать с пар или даже не пустить в учебное заведение. В период получения практических навыков преподаватели строго запретят девушкам отращивать ногти, чтобы не создавать неудобства для пациентов. Старшекурсники должны работать с врачами и соблюдать субординацию.
Стоит ли сейчас проходить сертификацию тем специалистам, у которых срок действия сертификата истекает в этом году, чтобы продлить его действие на 5 лет?
Многие медицинские работники умышленно «подгоняли» срок действия своих сертификатов под 2020 год, чтобы продлить его на 5 лет (до 2025 года) и еще на длительно время забыть об аккредитации. В этой связи Приказ Минздрава № 327н, который запретил получение сертификатов на весь 2020 год и объявил продление срока действия сертификатов на 12 месяцев, выглядит для медицинских работников медвежьей услугой.
На этом фоне активизировались образовательные организации, которые сейчас массово зазывают медицинских работников на сертификацию и предлагают огромные скидки на обучение. Дескать это последний шанс продлить свой сертификат и отсрочить вступление в непонятную процедуру непрерывного медицинского образования. При этом, некоторые образовательные организации обещают выдать сертификат сразу (неправильно трактуя значение слова мораторий, о чем мы уже рассказали выше), а некоторые предлагают пройти обучение сейчас, но сертификат выдать попозже (когда мораторий закончится).
Как бы там ни было, мы рекомендуем тем лицам, у которых сертификат истекает в 2020 году, пока воздержатся от его продления. Приведем аргументы:
- Во-первых, как мы уже говорил выше, сертификат должен быть выдан через 10 дней после сертификационного экзамена. Поэтому вариант с «выдадим попозже» уже является формальным нарушением законодательства. Пусть за это и не предусмотрено специальной ответственности, да и нарушение срока выдачи не делает сертификат недействительным, все же неизвестно как подобные нарушения будет трактовать Минздрав и чем они аукнутся потом.
- Во-вторых, в Приказ № 327н еще могут внести изменения. В частности, возможна такая ситуация, когда медицинский работник заплатит деньги за обучение, а Минздрав распространит мораторий не только на получение сертификата, но и на саму сертификацию. В итоге, деньги уже потрачены, а пройти экзамен будет нельзя.
- В-третьих, действия регулятора в данной ситуации вовсе могут быть не предсказуемы вплоть до того, что выйдет какой-нибудь подзаконный нормативный правовой акт, который признает все сертификаты, выданные в период действия Приказа № 327н, недействительными. О законности таких действий мы говорить не будем, так как действия органов власти не всегда формально соответствуют законодательству (мы в этом уже убедились на примере введения режима самоизоляции).
- Наконец, важнее не то, что написано в Приказе, а то, как это трактует сам Минздрав. Вполне возможно, что в смысл Приказа № 327н закладывался запрет в том числе и на проведение сертификации. Мы уже убедились как серьезно власть относятся к нарушению самоизоляции и вполне можем допустить, что проведение сертификационного экзамена будет трактоваться как нарушение санитарно-эпидемиологических мероприятий со всеми вытекающими последствиями как для самих обучающихся, так и для образовательных организаций.
Поэтому мы рекомендуем медицинским работникам пока не заключать договоры на обучение и подождать разъяснений Минздрава. Лучше немного переплатить за обучение позже, чем сейчас поддаться искушению в виде скидок, заплатить и так немалые деньги и в конец концов остаться «ни с чем».
В конце концов, спешить некуда, ведь действие сертификатов, которые истекают в этом году, продлено на 12 месяцев. Однако в этом случае есть еще как минимум два нюанса. Рассмотрим их в следующих разделах.
Насколько высоко ценится диплом российского медицинского ВУЗа за рубежом
Полномочиями на присуждение международных квалификаций в области медицины сегодня не наделен ни один орган в мире. Учитывая этот факт, низкий статус диплома российского ВУЗа и его неконвертируемость следует принимать, как ложное и ничем не подтвержденное суждение. Подобным мифом ранее, в советские времена, правительственные чиновники и заинтересованные структуры пытались перекрыть дорогу на запад квалифицированным специалистам.
О качестве образования в заведениях высшей школы, а также о престиже самого учреждения, не совсем правильно судить по присвоенным наградам и регалиям. Самый объективный оценочный фактор – это практикующие выпускники – их работа, карьера и достижения. Удерживать высокий статус можно только при постоянном присутствии на рынке и наличии прогресса по всем направлениям, в т.ч., по научно-исследовательской работе и сотрудничеству с «заграницей».
Законодательство США, например, разрешает принимать на работу врачей с дипломами ВУЗов, зарегистрированными в ВОЗ и в агентстве IMED-FAIMER (орган, уполномоченный государством). Работодателям должно быть все равно, какое заведение закончил соискатель – Гарвард или ГМУ в Краснодаре. Во главу ставится не место получения диплома, а профессионализм и личностные способности. Если название учреждения не числится в списке ВОЗ, на вакансию не стоит рассчитывать. Конкретно – наименование медвуза должно упоминаться в каталоге «Авиценна» (содержит обширный перечень образовательных заведений мира, работающих на здравоохранение и на другие направления деятельности) и в «WHO WorldDirectory of Medical-Schools».
По такому же признаку следует выбирать и учреждение для получения образования: если его название не значится в каталогах ВОЗ, оно теряет привлекательность у поступающих и не может претендовать на престижность.