Влияние мультфильмов на психику — взгляд психологов

Содержание

Как выбрать мультфильм для ребенка?

Чтобы подобрать мультфильм для просмотра, следует предварительно его оценить. После просмотра вами картины, вы должны четко почувствовать, что этот мультик:

  • Добрый;
  • Поучающий;
  • Логичный. Сюжет развивается постепенно, доходит до кульминации и имеет финал, подчеркивающий мораль всей истории;
  • Подходящий по возрасту и развитию вашему ребенку. В сюжете присутствуют ситуации, с которыми малыш сталкивался в жизни или книгах, вы можете пояснить ему каждое действие героя;
  • Не противоречит вашим моральным принципам, убеждениям;

Не содержит психического или физического насилия. Даже безобидные шлепки, подзатыльники недопустимы в мультиках для детей до 7-ми лет.

Если после предварительного просмотра мультик полностью подходит, то можно предложить его малышу для просмотра. Выберите подходящее время, желательно, чтобы малыш был бодр, сыт и готов к изучению нового. В зависимости от возраста малыша, следует следить за временем, которое кроха тратит на мультфильмы.

Взросление у мужчин

Как парню повзрослеть психологически, если на протяжении своего детства и отрочества он не видел в семье примеров мужского поведения?

Сложно стать эмоционально зрелым, когда мальчик воспитывается в семье, состоящей из женщин (бабушка и мама, например). Он не видит моделей мужского поведения ни в семье, ни в школе (как известно, мужчин-учителей в школах очень мало).

Игра в спортивной команде, занятия единоборствами под началом мужчины-тренера очень помогают становлению мужских качеств у мальчика. Играя в команде, он учится принимать решения с оглядкой на других, учится подчиняться распоряжениям тренера, терпеть неудачи и преодолевать сложности

Прочтите также:  Осторожно, змеи!!!

Поэтому очень важно познакомить мальчика со спортом

Универсального способа, как мужчине повзрослеть психологически, не существует. Можно состоять в браке и иметь троих детей, но оставлять решение всех важных для семьи вопросов жене (родителям).

Как повзрослеть парню? Во-первых, родителям необходимо делегировать подростку решение важных для него вопросов, таких как выбор высшего учебного заведения, выбор специальности, соответствующей его природным склонностям и навыкам. Приложив усилия к процессу зачисления в вуз, выбору и обустройству помещений в студенческом общежитии, парень будет больше ценить то, что он имеет.

Сколько времени ребенок может проводить перед экраном

Родители должны строго контролировать количество времени, которое дети тратят на мультики. Это необходимо как минимум по трем причинам:

  • чтобы не допустить развитие зависимости;

  • чтобы телевизор не заменял ребенку остальной мир: общение со сверстниками, игры, творчество, учебу;

  • чтобы защитить здоровье чада.

Оптимальное время просмотра зависит от возраста зрителя. Основные рекомендации врачей и психологов отражены в нижней таблице.

Возраст

Продолжительность одного сеанса

Частота сеансов 

3–4 года

5–15 минут

не чаще 1 раза в день

5–7 лет

20–40 минут

не чаще 2 раз в день

8–12 лет

до 1,5 часов (то есть один полнометражный мультик)

оптимально — 2–3 раза в неделю, лучше по выходным

старше 12 лет

до 2 часов

оптимально — 2–3 раза в неделю, лучше по выходным

Во время просмотра мультика ребенок должен находиться на расстоянии 2,5–3 метров от экрана. Кроме того, нельзя смотреть телевизор в темное время суток при выключенном освещении.

Ошибка 1. Длительная разлука со старшим сразу после рождения младшего

После рождения младшего ребёнка на маму сваливается большое количество новых обязанностей. Если разница между детьми небольшая, то старший ребёнок — тоже ещё совсем малыш, который требует времени, заботы и бытовой помощи.

Бывает, что родители с трудом справляются с уходом за двумя маленькими детьми и делегируют уход за старшим кому-то другому. Например, отправляют его погостить у бабушки на несколько недель или даже месяцев, чтобы мама могла освоиться с малышом. Или сразу после появления новорождённого отдают старшего в детский сад. Нанимают няню, которая присматривает за первым ребёнком, пока мама возится с малышом.

Как поступить родителям 

Ребёнка нужно заранее подготовить к появлению нового члена семьи. Если старший ещё маленький, полезно обучить его основным бытовым навыкам заранее. Например, самостоятельно засыпать, есть, наливать себе водичку.

Если планируется отдать ребёнка в детский сад, лучше это сделать за несколько месяцев до родов. Все изменения в жизни нужно планировать так, чтобы ребёнок не связал их с появлением младшего.

Автор книги «Дети в семье. Психология взаимодействия» Екатерина Бурмистрова советует немного перестроить семейные ритуалы, увеличив роль папы в ежедневном уходе за ребёнком. Например, если раньше книжку перед сном читала мама, то теперь это будет папиной обязанностью.

После родов родителям нужно стараться проводить максимум времени со старшим ребёнком. Если есть бабушка, которая хочет помочь, или возможность нанять няню, лучше поручить им дела по дому и заботу о новорождённом. Екатерина Бурминстрова не советует отдавать на аутсорс старшего ребёнка. А вот младенцу всё равно, кто будет катать коляску по парку.

Изменение жизненного сценария

Проблему детства в жизни человека изучает множество психологов. И все они приходят к выводу о том, что практически всем людям приходится корректировать свой жизни жизненный план. Для этого необходимо долго и тщательно над собой работать.

Первое, что необходимо сделать, это выписать все убеждения, которые вам внушили родители. Это работа не одного дня, она может растянуться на месяцы. Вы должны постоянно в голове крутить эту задачу, чтобы вспоминать как можно больше установок, усвоенных от родителей. После этого необходимо написать себе новые установки. Главное, они не должны полностью противоречить тем, которые вы уже писали. Они должны лишь корректировать их таким образом, чтобы вы с ними соглашались. Не пугайтесь, если некоторые убеждения вы захотите оставить. Полностью полагайтесь на свою интуицию, смело вычеркивайте и трансформируйте убеждения, которые вам мешают в жизни.

После этого их необходимо регулярно повторять, желательно делать это с эмоциями, чтобы они закрепились в вашей голове. Это прекрасная техника, которая позволит решить множество проблем детства.

Аргументы в доказательство эффективности этого метода вы можете найти в Интернете. В Сети есть огромное количество отзывов от людей, которые практиковали его, и они говорят о том, что результат действительно потрясающий.

Почему же принятие ответственности не делает человека действительно взрослым?

Парадокс, но, оказывается, можно взять на себя ответственность, не приняв ее изнутри. Это и будет по сути то, то описано выше, то есть формальная актерская игра определенной роли. Человек делает все правильно, однако в качестве мотива выступает не внутреннее ощущение взрослости, а что-то еще. В роли такого внешнего мотива может быть желание казаться правильным в глазах других или даже казаться взрослым. «Смотрите все, я взрослый, потому что несу на себе груз ответственности».

Другой формой такого желания является страх показаться несерьезным, безответственным, тем, кто может не оправдать чужого доверия. Мотив все равно остается внешним, только меняет знак на «минус».

Проявление взросления в переходном периоде у подростков

Многие мамы и папы вспоминают своё детство и то, как они были самостоятельными. Но сейчас совершенно другое время, можно сказать, скоростное и, как считается, более опасное. Поэтому, наверное, современные дети дольше опекаются, за них боятся, лишая их права на собственные познания и выводы.

Ребёнок, считающий себя взрослым, стараясь освободиться от опеки, по его мнению, мешающей ему, начинает лгать, изворачиваться, грубить. Чересчур послушные дети, напротив, оставляют попытки искать свой путь, своё решение.

Взрослеть дитё начинает, когда впервые скажет: «Я сам!», но взрослым будет считаться только тогда, когда это признают родители. Им следует научить чадо рассматривать и анализировать разные точки зрения ситуации, спокойно рассуждать и делать свои правильные выводы.

Самим же «учителям» стоит быть внимательнее и терпимее, уметь слушать и разговаривать со своим ребёнком

Очень важно с первых моментов осознания взрослости вложить в голову маленького взрослого, подтверждая слова своим примером, что он обязан:

  • выполнить то, что обещал,
  • уметь отвечать за свои дела,
  • терпимо относится к мнению окружающих.

Кроме всего этого, старшим нужно научиться ценить доверие и не делать поспешных выводов. Всё, что разрешается – это высказывание своих чувств, но не запрет.

Чувство умеренности во всем

Ребенок (или незрелый взрослый) никогда не довольствуется тем, что имеет. Ему хочется больше, лучше, дороже, он испытывает острую потребность выделять и самоутверждаться на фоне других.

Такую позицию нередко поощряют и культивируют родители, исходя из понимая «мой ребенок самый-самый». Такая постановка вопроса говорит о незрелости родителей, которую он передает детям, избавиться от которой впоследствии сложно.

Однако если перерасти эту установку, то жить становится проще. В конечном итоге у кого-то всегда будет больше денег, больше лошадиных сил под капотом, шире круг друзей. А вот счастье и удовлетворенность жизнью связаны с отказом от сравнения себя с другими. Там, где заканчивается сравнение, начинается зрелость.

Стадии взросления

Итак, взросление, или переходный возраст, можно разделить на этапы:

  1. Не идти на поводу своих желаний, утвердиться как личность.
  2. Уметь анализировать свои поступки.
  3. Научиться находить правильный путь, не нарушая общепринятые нормы поведения.

4.Ставить адекватную оценку своим ощущениям и мыслям при поддержке родителя.

Если ребёнок не поймёт, что необдуманная реакция на событие недопустима, он вырастет эгоистом, вспыльчивым, с капризами или с проявлениями инфантилизма. Это люди с несозревшей психикой.

У них нет цели в жизни, они как дети, не умеют сами что-либо решать, не надёжны. Главное, их это устраивает, и нет никакого желания измениться. Такой человек не умеет прощать, равнодушен, нередко жесток и неудержим, не способен отвечать на чувства.

Отрицательные последствия

Негативное влияние виртуального мира на детскую психику появляется из-за двух причин: неправильного выбора мультиков и слишком долгого времени просмотра. Психологи называют следующие последствия от злоупотребления анимацией:

Нарушения в работе нервной системы

Длительный просмотр мультиков с быстрой сменой кадров (в частности, американских сериалов) тормозит развитие корковых отделов головного мозга. Они отвечают за две важные функции: коммуникативные навыки и координацию движений. То есть ребенок рискует стать необщительным и вялым.

Формирование деструктивных моделей поведения

Это обратная сторона воспитательной функции. Если мультики подобраны неправильно, то ребенок может перенимать у персонажей отрицательные черты: эгоизм, хамство, распущенность, агрессию. 

Развитие психической зависимости

Зависимость формируется тогда, когда ребенок смотрит мультики часами и не имеет альтернативных вариантов досуга. Такое часто наблюдается в семьях, где родители постоянно заняты и не уделяют время совместным играм. 

Развитие синдрома гиперактивности

Гиперактивность — это проблемы с вниманием. Из-за сильного эмоционального перевозбуждения ребенок не может сосредоточиться на учебе, общении, играх и других конструктивных занятиях

Вспышки гнева сменяются полным отчуждением. Синдром гиперактивности мешает ребенку нормально адаптироваться в обществе. При возникновении такой проблемы родители должны обратиться к психологу.

Демонстративное молчание

Сесть в угол комнаты, принять угрюмую позу и враждебное выражение лица, а глазами так и посылать обиженные взгляды на родителей… Тоже не самая лучшая тактика в ссоре. Да, эта «война» может идти вечно — день, два, а потом вам самим это не понравиться, ведь таким образом не добиться желаемого, а только ухудшить обстановку в семье.

Хуже всего то, что могут пострадать другие члены семьи — братья, сестры, бабушки, дедушки и даже домашние питомцы — кошки, собаки, кролики… Нередко две стороны пытаются найти себе союзников в лице этих людей. Представьте себе такую ситуацию: вы поссорились с мамой, рассказали об этом младшей сестре, которая поделилась новостью с дедушкой, не разделившим твое мнение. А крайнем становиться бедный Тузик — любимец семейства, ведь и вам, и дедушке, и маме хочется с ним погулять, но из-за ваших конфликтов никто не может решить, кто выполнит это дело. Кому от этого лучше?

Когда можно начинать показывать мультфильмы малышу?

Вопрос возраста начала просмотра мультиков каждый родитель должен принимать самостоятельно. Четких предписаний по этому поводу не существует. Но есть рекомендации психологов по возрасту начала изучения мира при помощи электронных носителей.

Так, по мнению большинства психологов, детям до 1,5 лет предлагать к просмотру мультики не рекомендуется. Этот запрет связан с формированием звуко-зрительного восприятия. Шум и яркая картинка привлекают карапуза, он с удовольствием наблюдает за меняющимися кадрами на экране, но не может их воспринять. Это возбуждает нервную систему, негативно сказывается на зрении. Даже, если малыш не смотрит на экран, лишний шум мешает процессу формирования слуха, снижает четкость воспринимаемой звуковой информации.

С 1,5  до 2 лет детей можно начинать ознакамливать с роликами длительностью до 30-ти секунд. Обычно это специальные разработки, относящиеся к методике Домана. Они состоят из картинок, которые не двигаются, изображают предметы или животных. Фонового звука нет, только голос.

С 2 до 3 лет можно предложить посмотреть 1 мультик в день, длительностью не более 3-х минут. Сюжет мультфильма должен быть знаком ребенку, отражать действия, которые он выполнял или видел. Герои должны быть реалистичные. Возможно тихое музыкальное сопровождение.

В 3 года крохе можно предложить познакомиться с мультфильмами, рассказывающими о простых, но важных вещах: правилах поведения, окружающем мире, коммуникации с детками в садике.

Польза от мультфильмов до 3-х лет не доказана, поэтому просмотр следует ограничить 5 минутами в день. В этот период идет активное формирование физических и умственных способностей, поэтому рекомендуется наполнить жизнь ребенка реальными играми, хорошей физической нагрузкой.

После трех лет мультфильм можно использовать как обучающий материал. Например, если вам предстоит посетить врача и сделать прививку, можно предложить карапузу посмотреть советский мультфильм про бегемота, который боялся их делать.

Если малыш озадачил вас своим вопросом о взаимоотношениях со сверстниками, о разнице между добром и злом и т. д. можно попробовать поискать соответствующий мультфильм.

С 4-5 лет хорошо ввести в привычку совместный просмотр полнометражных мультфильмов. Такое совместное времяпровождение хорошо влияет на отношения между родителями и ребенком, позволяют обсуждать сложные вопросы после просмотра.

Обязательно помните, что предложенная ребенку история должна быть понятна ребенку, главный герой на протяжении мультика должен изменяться, становиться лучше.

После просмотра: наблюдаем за ребенком

Сразу после просмотра родители должны оценить эмоциональное состояние ребенка. Если он воодушевлен, заинтересован или хотя бы спокоен, значит, мультик, вероятно, оказал позитивное воздействие на психику. А вот о проблеме свидетельствуют следующие признаки:

  • бурное негодование из-за того, что серия закончилась;

  • капризы и настойчивые требования не выключать телевизор;

  • истерический смех;

  • подавленность.

Чтобы закрепить воспитательный эффект, рекомендуется подробно обсудить мультфильм с ребенком. В частности, выслушать с его стороны пересказ сюжета, дать оценку поступкам героев, объяснить сложные моменты. Такая практика укрепит взаимоотношения в семье и поможет ребенку быстрее сформироваться как личность.

Виды современных мультиков

Сегодня мультипликация поражает разнообразием технических решений, сюжетов, воспитательных программ. Однако для родителей широкий выбор — это одновременно и плюс, и минус. Ведь чем больше мультиков появляется на ТВ и в онлайн-кинотеатрах, тем сложнее заметить в коммерческом мусоре достойную картину. 

Диснеевские мультфильмы

Продукты компании Disney отличаются красивой графикой, продуманным и оригинальным сюжетом, воспитательной направленностью. Большинство персонажей обладают ярким, запоминающимся характером и идут к своей цели, преодолевая препятствия. Большой плюс диснеевских мультиков в том, что они показывают личностное развитие главных героев.

Например, автомобиль Молния Макуин из «Тачек» вначале зациклен на карьере, ведет себя эгоистично, пренебрежительно относится к окружающим. Но судьба заносит его в провинциальный городок, где внешние атрибуты успеха не играют никакой роли. Со временем Макуин заводит новых друзей, пересматривает прежнюю систему ценностей, становится более открытым и даже счастливым.

Принты с пресонажами Disney

Однако у диснеевских мультиков есть ряд недостатков:

  • редко подходят маленьким детям, так как имеют глубокий подтекст;

  • иногда в поощрительной манере преподносят сомнительные черты характера: агрессию, нахальство, эгоизм, мужеподобность у женщин, откровенную сексуальность;

  • ориентированы исключительно на западные ценности.

Кроме того, современная 3D-анимация Disney сильно заточена под зарабатывание денег на родителях. Многие мультики переполнены спецэффектами, «сортирным» юмором, сюжетными клише. Такие картины бездушны и точно не способствуют нравственному развитию детей.

Американские мультсериалы 

Именно такие мультики чаще всего вызывают праведный гнев у родителей. Ну чему может научить ребенка умственно отсталый Патрик из «Спанч Боба», который целыми сутками лежит под камнем и смотрит телек? Или популярный сериал «Гравити Фолз», где вовсе отсутствуют положительные персонажи, а грань между добром и злом размыта? Или Гомер Симпсон, олицетворяющий человеческие пороки: лень, глупость и неспособность контролировать эмоции?

К сожалению, 80% американских мультиков несут в себе исключительно развлекательную функцию. Они отличаются переизбытком ярких цветов и эмоциональным накалом. А сюжет развивается так быстро, что ребенок не успевает осмысливать происходящее на экране. 

Аниме

Аниме — это японская анимация. Многие легко узнают такие мультики по характерной графике (в частности, большим глазам у молодых персонажей). Аниме часто содержит глубокий философский подтекст и элементы эротики, поэтому рассчитано на возрастную категорию «16+».

Хотя попадаются и исключения, например аниме Хаяо Миядзаки:

  • «Мой сосед Тоторо»;
  • «Возвращение кота»;
  • «Навсикая из Долины Ветров».

Такие мультики красиво прорисованы, демонстрируют реалистичные образы животных и людей, имеют приятное музыкальное сопровождение. 

Еще японская анимация для маленьких детей следует моральным принципам. Главные герои часто демонстрируют положительные качества: доброту, верность, честность, ответственность перед обществом и смелость.

Футболки с персонажами Миядзаки

Российские мультики и сериалы

Пока российская мультипликация находится в стадии формирования. Одна из положительных тенденций — внедрение обучающих программ в развлекательной форме. А с точки зрения реалистичности персонажей отечественные мультики не выглядят такими отталкивающими, как американские.

Но попадаются и ленты, которые неоднозначно влияют на психику детей. Например, Маша из популярного мультсериала демонстрирует гиперактивность, совершает вредные поступки, а порой откровенно издевается над бедным медведем. Причем такое поведение остается безнаказанным. По мнению многих психологов, мультик «Маша и Медведь» формирует у детей неуважительное отношение к старшим.

Несправедливость

Этот страх чаще всего появляется у детей, воспитанных холодными и авторитарными родителями. Чрезмерные требования в детском возрасте, выходящие за пределы возможностей ребенка и несоответствующие тому, что требуют от сверстников, могут привести к тому, что ребенок, стремящийся угодить родителям, начинает себя чувствовать бесполезным и недостойным. Ему начинает казаться, что судьба к нему совершенно несправедлива. Эти чувства он, как правило, приносит с собою и во взрослую жизнь.

Прямым следствием испытанного в детстве чувства несправедливости является чрезмерная консервативность и зажатость. Такие люди, как правило, стремятся пробиться на самый верх общества и сосредоточить в своих руках максимально доступную им власть. Также им свойственно практически фанатичное стремление к порядку и перфекционизм, а также неспособность идти на риск, если у них нет подробного плана, предусматривающего все варианты развития событий.

Людям, столкнувшиеся в детстве с явной несправедливостью в отношении себя, стоит поработать над снижением уровня недоверия к окружающему миру и повышению открытости разума и ментальной гибкости, чтобы им было проще довериться другим людям. Также им стоит избавиться от стремления сосредоточить всю власть в тех или иных обстоятельствах всецело в своих руках – какого бы высокого мнения они ни были сами о себе, наверняка найдется кто-то, кто хотя бы в чем-то разбирается лучше, чем они.

Знание об этих наиболее распространенных психологических травмах и умение распознавать их основные признаки крайне положительно сказывается на нашем благополучии, душевном здоровье и способности саморазвития – это знание способно помочь как близким людям, так и нам самим, если мы в этом нуждаемся.

Предательство

Если ребенок часто испытывает чувство предательства (к примеру, со стороны родителей, не привыкших выполнять свои обещания), во многих случаях это приводит к появлению болезненного недоверия к другим людям во взрослом возрасте. Это недоверие часто оказывается настолько сильным, что порождает зависть и другие негативные чувства – так, к примеру, человек может подсознательно считать себя недостойным чужих обещаний, и одновременно завидовать тому, что есть у других.

Дети, воспитанные родителями, не привыкшими держать собственные обещания, могут вырасти во взрослых, склонных к излишнему контролю и чувствующих себя неуютно, если все происходит не в так, как им того хочется. Скорее всего, они испытывают необходимость в большей или меньшей степени контролировать жизни всех людей из своего ближайшего круга общения, что оправдывают своим якобы «сильным» характером.

Поведение этих людей зачастую оказывается воплощением их наихудших страхов, что вызывает ответную реакцию окружающих, создавая негативную обратную связь. Поэтому им стоит заняться воспитанием в себе терпения, сочувствия и понимания окружающих, осознать, что люди, не держащие обещания, составляют не большинство, а меньшинство, и что на них вовсе не ополчился весь мир. А еще им стоит отказаться от привычки контролировать всех и вся, вместо этого научившись правильно распределять приоритеты и делегировать ответственность.

С какого возраста детям можно смотреть мультики

ВОЗ считает, что детям до трех лет не стоит показывать мультики. В столь раннем возрасте малыши еще неспособны осмыслить содержание картины, а сосредоточены на смене ярких картинок. Просмотр мультфильма не несет для них воспитательной ценности, зато наносит вред физическому здоровью: 

  • мешает развитию опорно-двигательного аппарата;

  • ухудшает зрение;

  • способствует набору веса.

Маркировка на упаковке DVD-диска «0+» не говорит о том, что видео могут смотреть груднички. Она лишь означает отсутствие взрослого контента: сцен насилия, нецензурщины, «черного» юмора, запутанного сюжета.

Оцените статью