Джон медина: возраст ни при чем. как заставить мозг быстро думать и много помнить

Миф о «ленивом» мозге, работающем на 10 % от своих возможностей

Многие годы, начиная с конца XIX века, в научных и околонаучных кругах сформировался миф о том, что человек в повседневной жизни задействует всего 10 % возможностей мозга, в то время, как оставшиеся 90 % – «простаивают» без дела.

Оказалось, ученые в процессе исследований ошибочно решили, что из многих миллиардов нейронов генерируют импульсы лишь небольшая часть из них, а остальные «остаются не у дел».

Все на самом деле обстоит не совсем так, а если точнее, совсем не так. Наш мозг «поделен» на множество отделов, отвечающих за выполнение конкретных задач – передвижение, речь, кровообращение, работу сердца, мышц, мышление и многое другое.

К примеру, у человека, занятого чтением, задействованы нейроны, отвечающие за зрение, внимание, усвоение прочитанного и память. Ему в это время ни к чему «напрягать» нейроны, запускающие процесс ходьбы, пищеварения и другие, не связанные с чтением, поэтому они остаются неактивны, как бы находясь в «режиме ожидания».. Представьте, если одновременно начнут «работать» все наши когнитивные нейроны

Наш организм просто пойдет в разнос от невозможности выполнять одновременно десятки несовместимых друг с другом функций. Мозгу потребуется огромное количество энергии, которую придется постоянно чем-то пополнять

Представьте, если одновременно начнут «работать» все наши когнитивные нейроны. Наш организм просто пойдет в разнос от невозможности выполнять одновременно десятки несовместимых друг с другом функций. Мозгу потребуется огромное количество энергии, которую придется постоянно чем-то пополнять.

Печальный пример, когда возбуждение в мозге значительно «перекрывает» торможение – эпилепсия. Во время эпилептического припадка у больного происходит активизация даже тех нейронов, которые должны «отдыхать».

Возникает что-то вроде цепной реакции: возбуждение бесконтрольно переходит с одних нейронов на другие, формируя своеобразное «цунами», которое в итоге «накрывает» моторные нейроны. В результате происходит непроизвольное сокращение мышц, и у больного начинаются судороги с потерей сознания.

Поэтому такой проблемы «как включить мозг» на все 100 и заставить его работать в полную силу не существует. Пытаться решить ее – это все равно, что ломиться в открытую дверь. Учеными точно установлено: наш мозг постоянно работает и все время «занят» (даже, когда мы спим), но делает это без всякого принуждения, очень рационально, не в ущерб всему организму, экономно расходуя энергию.

Как известно, природа не терпит пустоты и не содержит ничего лишнего. Если бы человеческий мозг действительно расходовал не более 10 % своего потенциала, то в процессе эволюции природа просто избавила бы нас от «нерабочей» его части.

Условные рефлексы воспроизведения

Каждую секунду наш мозг достаёт со своего «архива» бесчисленное количество различной информации – под влиянием того, что мы собираемся делать и чувствуем. Мозг, как огромный софит в театре освещает воспоминания так, как будто мы эти события только что пережили. Буквально 15 минут назад.

Например, когда вы, сидя в кафе, вдруг услышали знакомую песню, и это вызвало у вас очень сильные эмоции (например, вспомнили свою первую любовь), то активизируются два участка мозга. Сначала тот, который реагирует на знакомую мелодию, а потом тот, что заставляет вспомнить человека, с которым вы встречались много лет назад. Даже если вы о нём и не вспоминали годами. Так это работает.

А вот в следующий раз, когда вы услышите знакомую мелодию – эти две области в мозге активизируются одновременно. Таким образом, мозг будет заставлять вас переживать моменты из прошлого вновь и вновь. Какая-то песня будет напоминать вам о любимом человеке, какая-то – о родителях, которых вы давно потеряли и скучаете, какая-то – о раннем утре, когда вы собирались в школу много лет назад…

Вот вам и ключ к тому, чтобы лучше запоминать информацию! Как говорят: «условный рефлекс воспроизведения» вам в помощь. Вы легко можете взять его на вооружение и тренировать свой мозг. Ведь наверняка читали об опытах над мышами, которые ассоциировали приём пищи со звучанием колокольчиков?

Итак, если вы готовитесь к экзамену и чувствуете, что от обилия информации в голове образовалась настоящая каша, сделайте следующее.

Позанимайтесь перед сном, а потом возьмите духи, которые непонятно каким образом очутились в доме, и вы ими никогда ранее не пользовались (то есть с ними не связаны абсолютно никакие воспоминания или ассоциации). Распылите их на себя, потом примите душ и отправляйтесь спать.

В следующий раз, когда вам опять придётся запомнить какую-то информацию для учёбы, опять нанесите на себя этот парфюм

Но, что особо важно: никогда не используйте эти духи в других ситуациях, кроме учёбы!. Теперь достаточно будет нанести на себя эти духи или одеколон перед экзаменом – и мозг «вспомнит всё»

Теперь достаточно будет нанести на себя эти духи или одеколон перед экзаменом – и мозг «вспомнит всё».

Кстати, духи не единственный способ. Вы можете использовать жевательную резинку с определённым вкусом во время запоминания информации или растирать между пальцами гальку – это дело вкуса. Главное, чтобы этими мозговыми стимулами вы пользовались лишь для запоминания определённой информации.

Прочтите также:  Пациентам: влияют ли электронные сигареты на лёгкие?

Улучшение восприятия

Иногда условно-рефлекторная память не очень помогает. Тут всё индивидуально и зависит от многих вещей, даже от нашего настроя и веры в то, сработает ли данный метод.

И вот тогда на помощь приходит другой метод – работа над вашим восприятием. Она обязательно улучшит память!

Итак, как же работать над улучшением восприятия информации?

Начните с того, что обращайте внимание буквально на каждую, самую незначительную деталь, которая открывается вашему восприятию. Например, на какие-то знаки (даже если вы не можете их понять и расшифровать), цвета, запахи, звуки

Абсолютно всё, что можете заметить!

Затем спросите себя, что видели, попробуйте перебрать в памяти мельчайшие подробности, вспомнить каждую деталь, даже самую незначительную.

Не ленитесь: практикуйте подобные упражнения как можно чаще. Постарайтесь, чтобы это вошло у вас в привычку. Но одних только воспоминаний о том, что увидели недостаточно. Памяти это не поможешь. Так что эти занятия – лишь первый шаг.

Далее вам нужно учиться анализировать свои знания. Начинайте соединять в голове полученную информацию в поисках точек соприкосновения. Как всё выглядит в общей картинке, как связаны один вещи и явления с другими? Вам нужно научиться анализировать каждую информацию с точки зрения уже существующей карты происходящего. Искать связи, ассоциации, делать выводы…

Секрет эффективного запоминания очень простой: вещи, которые можно сгруппировать, намного легче достать из памяти. Поэтому ваше задание – подключать одну информацию к другой.

В конце концов, эта техника поможет вам вспомнить так много, что даже почувствуете себя ошеломлёнными. Ведь даже не подозревали, что так много всего обо всём знаете!

Живой суперкомпьютер

Нередко функции мозга сравнивают с работой компьютера, хотя это сравнение весьма условно. Наш живой «компьютер» состоит примерно из 100 млн. нейронов. По словам директора Института мозга человека академика Святослава Медведева, чтобы описать взаимодействия между ними потребуется компьютер с памятью, по объему сравнимой с числом частиц видимой нами Вселенной.

Информация распространяется в мозгу со скоростью 1400 м/сек. Компьютер это делает намного быстрее – фактически со скоростью света. Однако в плане энергоэффективности – он абсолютный аутсайдер. Энергозатраты мозга сопоставимы с мощностью автомобильного аккумулятора, в тоже время только на охлаждение мощных компьютеров расходуются десятки киловатт.

По разным оценкам, наш мозг – это настоящая Terra Incognita, изученная в лучшем случае на 15 %. По-прежнему тайной за семью печатями остается то, как нейроны организуются при столь медленной работе мозга, при этом его эффективность оставляет далеко позади все достижения самых современных компьютеров.

Депрессия отключает голову

Одной из причин неспособности к концентрации внимания может быть депрессия, явная или скрытая. Это состояние, которое бывает только у обладателей звукового вектора. Депрессия появляется у звуковика вследствие длительной нереализации его звуковых желаний, к которым относится познание себя и смысла жизни. Часто эти желания неосознаваемы — просто наступает момент, когда все в жизни кажется бессмысленным и пустым.

Любой человек двигается по жизни только по принципу удовольствия — где хорошо, интересно, туда и идет. Если все кажется бессмысленным, то пропадает мотивация что-либо делать. И это парализует главную способность звукового человека — думать.

Потеря связи с реальным миром

Многие звуковики испытывают трудности с концентрацией мысли в шумном месте, часто для плодотворной работы им необходима полная тишина и уединение, чтобы ничто не отвлекало.

Особенность звуковика в том, что он уходит в себя в неблагоприятных условиях. Тем более это выражено в случае, когда внешний мир оказывает болезненные воздействия. Шумы, крики, ссоры, оскорбительные смыслы воспринимаются звуковым человеком особенно остро и провоцируют его на отстранение.

Специфика этого состояния в том, что чем более звуковик уходит в себя, тем более теряет связь с окружающим миром и тем менее он способен продуктивно мыслить. Его мысли часто становятся бессвязными, приобретают навязчивый характер, не могут прийти к завершению. Выйти из этого состояния помогает понимание особенностей психики звуковика, его задач и осознание того, как устроены другие люди. Это позволяет вернуть способность воспринимать информацию, источником которой является внешний мир, и восстановить мыслительную деятельность.

Ухудшение памяти и непоследовательность как последствия депрессии

Желания звукового вектора — самые сильные, доминантные. Если они не реализуются, то постепенно подавляются и желания других векторов человека. Возникает состояние, когда не хочется ничего, вплоть до раздражения от любых внешних воздействий или апатия. Так накапливается стресс нереализации и в других векторах, которых у современного городского жителя может быть в среднем от 3 до 5. Например, при наличии анального вектора появляется общая заторможенность, нарушение памяти, так что две строчки не запомнить.

В кожном векторе же, напротив, появляется суетливость, невозможность усидеть на месте. Человек все время порывается сменить деятельность — то сядет, то встанет, то начинает переключать вкладки на компьютере. Мечется, не может сконцентрироваться. Мысль рваная, и никак ее не додумать.

Как заставить мозг работать быстрее и эффективнее

Итак, одновременная активность всех нейронов мозга невозможна. Но при этом человеку ничто не мешает заставить работать свой интеллект более эффективно. Все дело в нейронных связях, которые формируются в человеческом мозгу с первых минут его появления на свет.

Учеными установлено, что количество нейронов у ребенка даже больше, чем у взрослых, но при этом связи между нейронами отсутствуют. В результате младенец не умеет слышать, видеть, разговаривать и понимать речь. Всему этому он учится постепенно, по мере формирования нейронных связей.

Начиная с рождения, человек совершенствуется физически, духовно, интеллектуально, что подразумевает формирование новых нейронных связей. Однако время неумолимо и на закате жизни по разным причинам наш живой компьютер начинает давать сбои.

Прочтите также:  Косметологические процедуры для женщин 60+

Современная наука предлагает множество методик по развитию своих способностей и профилактики старения мозга. Следует всегда помнить о неотделимости его от тела и необходимости постоянно заботиться о них. Так не следует перегружать себя, чередуя работу с полноценным отдыхом. Не стоит зацикливаться на одной работе, «разбавив» ее интересным делом для души.

Для тренировки памяти можно выучить стихотворение или запомнить чередующиеся в разных вариантах ряды букв или цифр. Не помешает и тренировка моторики. К примеру, правше (левше) периодически пробовать чистить зубы «неудобной» рукой.

Есть упражнения на помехоустойчивость. К примеру, попытаться запомнить текст или номер телефона, когда звучит громкая музыка или кто-то сбивает, произнося случайный набор цифр. Простейшая тренировка внимания – найти отличия на двух картинках.

Другие причины

Пытаясь разобраться в причинах неспособности плодотворно думать, важно не путать звуковые проблемы с проблемами в других векторах. Так, одной из причин утраты способности четко мыслить может быть эмоциональная катастрофа у обладателя зрительного вектора

Такое случается при разрыве сильной эмоциональной связи, при расставании с любимым человеком или в случае утраты. Стресс может быть такой силы, что буквально обессмысливает жизнь. Если с острым стрессом не справиться вовремя, то, как следствие притупления эмоций и отстранения от жизни, человек ощущает постоянную усталость и желание спать. Голова — как пустое ведро.

Любовь, общение придают смысл жизни зрительному человеку. А когда это уходит, то утрачивается и вкус к жизни. При наличии звуко-зрительного сочетания векторов зрительный вектор в тоске и апатии может тянуть за собой в негативные состояния и звуковой вектор, в частности, страдает и звуковая способность концентрироваться. Это больше касается звуко-зрительных женщин, потому что мужчины менее склонны смешивать любовь со смыслом жизни.

Обида

Одно из самых тяжелых состояний, при котором может происходить буквально остановка жизни. Человек в своих мыслях настолько зафиксирован на прошлом, на давно ушедших событиях, что не способен целенаправленно мыслить. Все его желания и мысли незаметно подчиняются состоянию пережитой несправедливости, все происходящее искажается и воспринимается через призму обиды.

Применяйте знания на практике и передавайте другим

Обмен знаниями полезен не только для других людей, но и для вас в первую очередь. Согласно исследованиям учёных, лучше всего мы запоминаем ту информацию, которой поделились с другими.

Это как в анекдоте о молодом и неопытном учителе: «Объяснял классу новый материал трижды. В конце концов, даже сам всё понял!» Так что учителя так много знают о своих предметах не потому, что они все гении, а потому, что передают знания каждый день – из года в год.

Поэтому, что бы вы ни изучали, старайтесь всегда делиться приобретёнными знаниями с кем-то, кому это может быть интересно. Обсудите какие-то особо интересные или спорные моменты, убедитесь, что ваш собеседник понял, о чём вы говорите.

Это самый важный маркер: если вы можете передать свои знания кому-то другому – значит сами всё понимаете. А если вы всё понимаете, то помните и никогда не забудете.

Медитация

Есть множество различных техник медитации, но остановимся на самой, казалось бы, простой — посидеть в тишине с закрытыми глазами, сосредоточившись на дыхании. Даже такое на первый взгляд простое упражнение может вызвать массу препятствий. В первый раз будет крайне трудно просидеть даже минуту без назойливых мыслей, обуревающих сознание. Тем не менее, постепенно останавливая поток сознания и возвращаясь к дыханию, вы поможете своему мозгу перезагрузиться

Ежедневные практики помогают избавиться от тревожности, уменьшить воздействие стресса и научиться контролировать внимание.

Исследования доказывают, что те, кто практикуют медитацию каждый день, имеют более толстый слой серого вещества именно в тех зонах, которые отвечают за внимание и психологическую гибкость. Тренировка мозга при помощи медитации приводит к тому, что со временем нужно прикладывать все меньше усилий для фокусировки вашего внимания

А это значит, что со временем вам станет легче концентрироваться в обычной жизни, когда это необходимо — например, на важном совещании или сдаче экзамена.

Лучшие друзья памяти и заклятые враги

Какой из методов запоминания вы бы ни выбрали, как самый эффективный и оптимальный, не следует забывать о том, что существуют определённые обстоятельства, которые помогают запоминать, и такие, которые являются первыми врагами памяти.

Ваш самый верный помощник – это здоровый и полноценный сон. Дело в том, что самый большой объём информации передаётся из кратковременной памяти в долговременную именно во время сна. Таким образом, если хотите, чтобы вся информация, полученная за день, записалась – старайтесь спать не менее 7 часов в сутки. И, естественно, не пользоваться снотворными и не смотреть «ужастики» на ночь. Лучше выпить чашку ромашкового чая с мёдом – это и уснуть поможет, и успокоит.

Также следите за тем, чем питаетесь. Существует ряд продуктов, которые улучшают память. Это, в первую очередь, какао. Так что чашка горячего какао с молоком, шоколадка (в разумных пределах, конечно) или даже ложка какао-порошка – это то, что надо. Так что не забывайте пополнять запасы какао, если хотите иметь хорошую память!

А вот самый заклятый враг памяти – это стресс. Жизнь без стрессов, конечно, невозможна. Но убедитесь в том, что вы хотя бы боретесь с ними. Тут вам помогут спорт, медитация, встречи с друзьями, любимые книги и фильмы.

Учёба и работа – это очень важно, но старайтесь отдыхать при первой малейшей возможности и наслаждаться жизнью!

Прочтите также:  Как ушиб отличить от перелома

Нейрофидбэк-тренинг

Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.

Как это происходит

Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.

Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.

Зарядка для мозга

Тренировки для мозга, подобно зарядке для тела, помогают нам оставаться молодыми и энергичными. При занятиях спортом формируется мышечная ткань, тело становится упругим и подтянутым, примерно тот же принцип соблюдается и при работе с головным мозгом: при регулярных упражнениях формируются новые нейронные связи, которые влияют на психологическую гибкость и способность адаптироваться к разным условиям

Причем, как и в ситуации с телом, систематичность — важное условие крепкого и устойчивого здоровья.

Тренировать сознание и головной мозг можно самыми различными способами, например, для улучшения концентрации внимания подойдут головоломки, видеоигры, различные тренажеры и скорочтение. Улучшить память и избавиться от стресса можно при помощи медитаций и практики осознанности. Есть и сочетающие в себе все это методики, основанные на новейших исследованиях в области нейрофизиологии, например, нейрофидбэк-тренинг.

Этапы курса Learn How To Learn | Научись учиться

  • 1 этап. Вам предстоит изучить режим работы своего мозга.
  • 2 этап. Следует выяснить, как проходит процесс запоминания в вашем случае и как можно усовершенствовать запоминание.
  • 3 этап. Борьба с прокрастинацией. Так называется простая трата времени и откладывание важных дел на потом.
  • 4 этап. Синдром самозванца. Что это за синдром, как он мешает продуктивной работе мозга и как с ним бороться.

На основе этой методики созданы и процветают множество
дорогостоящих тренингов. Но достаточно небольшого усилия над собой, чтобы стать
лучше. Итак, посмотрим, что на основе методики Learn How To Learn можно сделать
самостоятельно.

1 этап. Режимы работы мозга

Человеческий мозг работает в двух режимах: сфокусированном и рассеянном. Сфокусированный режим включается в тех случаях, когда человек сконцентрирован на процессе. При этом все действия этого процесса должны быть ему хорошо знакомы и привычны. Этот режим хорош для  решения повседневных задач и отработки пройденного, уже знакомого материала.

А вот для решения новых задач – что удивительно – этот режим
не подходит. Напротив, из-за попыток использовать привычный алгоритм, найти
решение новой задачи вообще не получится.

Поэтому для поиска ответа на сложный вопрос необходимо быть немного рассеянным, как бы странно это ни звучало. Новую задачу легче решить в «фоновом» режиме, когда занимаешься чем-то другим – спорт, прогулка или просто сон. В это время мозг продолжает активно работать над задачей, и в какой-то момент решение приходит само.

«Включить» рассеянный режим помогает метод Сальвадора Дали. Когда он не мог найти верное решение, он удобно усаживался, брал в руки какой-то предмет, который можно легко выпустить, и погружался в дремоту. Упавший из рук предмет будил его, и очень скоро после пробуждения Дали знал, как решить свою задачу. Одним словом, старинная поговорка «Утро вечера мудренее» в этом случае очень актуальна.

2 этап. Повторить, чтобы запомнить – запомнить, чтобы понять

У человека есть два вида памяти: кратковременная (ее можно
назвать оперативной) и долгосрочная. Кратковременная память участвует в текущей
работе. А вот для усвоения информации необходима долговременная память –
наподобие жесткого диска у компьютера.  Когда
нам нужно что-то вспомнить, мозг достает информацию из определенной «папки»
памяти. Но для этого нужно определить путь к этой информации. Чем чаще
проделывается путь к нужной «папке», тем проще нам вспомнить.

Все нужно повторять. Но не только для того, чтобы проще
вспоминать, но и для того, чтобы лучше понимать. При повторении отдельные
кусочки информации складываются в более крупные, и так – до появления целостной
картинки. То есть, понимания.

Более того, чем лучше понимание, тем меньше новой информации нужно запоминать – достаточно запомнить фрагмент, который дополняет уже существующую картинку.

3 этап. Война с прокрастинацией 

Когда мы не хотим работать, мозг воспринимает это однозначно
и активирует те области, которые отвечают за боль. В результате подсознательно
мы ощущаем дискомфорт

Естественно, сознание стремится избежать этого, поэтому
переключает наше внимание на что-то более интересное. Как бороться с
прокрастинацией? Очень просто: продолжать работать

Через какое-то время
подсознательный дискомфорт исчезнет.

4 этап. Синдром самозванца

Синдром самозванца – еще один противник эффективной работы. Люди иногда склонны недооценивать свои успехи и списывать их на удачное стечение обстоятельств.  Одни считают, что не заслужили каких-то благ за проделанный труд, другие часто приуменьшают сложность задачи – она им видится слишком легкой. Из-за этого человек не ощущает удовлетворенность от проделанного труда. Чтобы избавится от синдрома самозванца, необходимо в первую очередь повышать свою самооценку, а также воспринимать свой труд и результат этого труда как ценность, хвалить себя, не пренебрегать похвалой окружающих и с достоинством принимать соответствующее поощрение.

Иллюстрации: Анастасия Леман

Оцените статью