Как проявляется аутизм у взрослых и как живут взрослые аутисты: симптомы, видео, лечение

Так как же проявляется аутизм у большинства женщин и девочек?

Аутичным девочкам проще притворяться неаутичными

Аутичным девочкам проще понять, чего требует от них общество, и выбрать себе успешный неаутичный «образец для подражания». Иногда подобные попытки казаться нормальными приводят к тому, что ко взрослому возрасту женщине уже сложно расслабиться и быть собой, что еще сильнее усложняет диагностику.

Сами аутичные женщины утверждают, что подобная постоянная (или частая) «актерская игра» их очень выматывает и зачастую приводит к повышенной тревожности, депрессии и другим психическим проблемам. Что неудивительно: думаю, вы поймете это, если представите, что вам годами приходится жить жизнью совершенно другого человека, который мыслит не так, как вы.

Аутичные девочки обращают больше внимания на окружающих. Это позволяет многим из них притворяться неаутичными или хотя бы просто сравнивать себя с другими и понимать свои отличия.

Это приводит к тому, что специалисты, ориентируясь на «классические представления» об аутизме, отказываются диагностировать аутичных женщин из-за якобы «повышенного понимания общества» или, как они это иногда называют, «повышенного понимания себя».

У аутичных девочек сильнее развито воображение

Существует стереотип, что аутичные люди не склонны фантазировать. Многие аутичные дети по этой причине (а также из-за слабо проявленного механизма подражания) не играют в игрушки и сюжетно-ролевые игры. Но многие аутичные девочки не просто придумывают запутанные сюжеты с игрушками, а и создают воображаемых друзей и целые миры!

Кроме того, аутичные девочки чаще аутичных парней интересуются художественной литературой, в том числе чаще пытаются писать собственные произведения.

У аутичных женщин часто лучше развита речь

Многим аутичным женщинам проще понять слова, обозначающие эмоции, или они начинают понимать их раньше, чем большинство аутичных мужчин. Частично это может быть связано как с тем, что на девочек больше давят, пытаясь заставить их быть «эмпатичнее», так и с тем, что аутичные женщины в среднем чаще интересуются литературой.

Кроме того, несмотря на то, что нет заметной разницы в том, в каком возрасте начинают говорить аутичные мальчики и аутичные девочки, говорящие аутичные девочки в целом обычно лучше пользуются устной речью.

Аутичные женщины более общительны

Среди аутичных женщин чаще встречаются экстраверты. Даже если общение их выматывает, они чаще стремятся к дружбе и близости. Кроме того, частично из-за этого стремления, а частично из-за лучших «актерских навыков» у них чаще бывают друзья, чем у аутичных мужчин. Это — еще один мешающий диагностике стереотип, потому что аутичных людей принято считать одиночками.

У аутичных женщин чаще встречаются «типичные» специальные интересы.

Специальные интересы — это свойственная многим аутичным людям способность интересоваться какой-то темой очень долго или изучать ее очень глубоко. Обычно специальные интересы делают жизнь аутичных людей гораздо проще и интереснее, но из-за своей интенсивности и необычности стигматизируются в обществе.

У аутичных девочек специальные интересы чаще соответствуют типичным представлениям об интересах детей, хотя, если копнуть глубже, могут выглядеть довольно необычно: это может быть интерес к куклам (заключающийся на самом деле в интересе к производящим их фирмам), глубокое увлечение лошадьми, книгами определенного жанра или жизнью известного актера.

Со стороны подобные специальные интересы не вызывают подозрений взрослых, и поэтому менее вероятно, что они решат продиагностировать ребенка.

Я точно не планировала написать новую работы в стиле «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», так что важно понимать неуниверсальность этого списка. Этот список далеко не полон, но в нем отмечено большинство отличий аутичных женщин (и девочек) от аутичных мужчин (и мальчиков)

Конечно, кроме этих критериев для постановки диагноза девочка должна соответствовать критериям диагностики последней Международной классификации болезней

Этот список далеко не полон, но в нем отмечено большинство отличий аутичных женщин (и девочек) от аутичных мужчин (и мальчиков). Конечно, кроме этих критериев для постановки диагноза девочка должна соответствовать критериям диагностики последней Международной классификации болезней.

Кроме того, важно еще раз заметить, что есть аутичные женщины, у которых аутизм проявляется как у большинства аутичных мужчин, и аутичные мужчины, у которых аутизм проявляется как у большинства аутичных женщин (и такие парни не менее невидимы, чем аутичные женщины)

Синдром Аспергера

  • Неустойчивый зрительный контакт. Ребенок старается не смотреть в глаза окружающим или же наоборот его взгляд слишком пристальный.
  • Необычная манера общения. Своеобразная интонация, безэмоциональная, монотонная, роботоподобная речь, слабая или неуместная жестикуляция, слабовыраженная мимика, непроизвольные звуки, смех.
  • Узкий и своеобразный круг интересов.
  • Нестандартное восприятие, понимание себя и окружающих.
  • Слаборазвитая эмпатия, малыш практически неспособен сочувствовать, сопереживать, понимать чувства других людей, не испытывает привязанности к близким людям, но привязан к дому.
  • Неуклюжесть, угловатая моторика.
  • Часто малыш воспринимает все сказанное буквально, не понимая метафор и юмора.
  • Может испытывать специфические страхи.
  • Ребенок испытывает трудности при разделении главной и второстепенной информации, внимателен к деталям.
  • Импульсивность, отсутствие внутренней логики поведения.
  • Часто отдает предпочтение играм в одиночестве, командный дух отсутствует, близких друзей нет. Не понимает как вести себя в социуме.

Необычная манера речи (монотонная, безинтонационная). Слабовыраженная мимика, скудность жестов. Не понимает юмора и скрытого смысла, все воспринимает буквально. Аутист не считает необходимым смотреть в глаза собеседнику, при замечании может смотреть слишком пристально. Может казаться грубым и невоспитанным из-за отсутствия интуиции (во время беседы может отвернуться от собеседника и заняться своими делами, пригласить вас на ужин и не прийти и тд.)
Может долго и монотонно рассказывать о чем-то, не замечая, что обидел или утомляет собеседников, или внезапно развернуться и уйти, если ему что-то не нравится. Склонен фокусировать свое внимание на необычном хобби, увлечении или человеке. Потеряв интерес к предмету пристального внимания, он вмиг к нему охладевает и переключается на что-то другое. Может испытывать специфические страхи. Они часто неспособны понять, почему человек грустит или расстроен, не могут сопереживать, сочувствовать, думая об этом в одиночестве
При встрече не спрашивает, как у вас дела, и ничего не рассказывает о себе. Непоколебимость установившихся взглядов и решений, такого человека практически невозможно переубедить никакими доводами. Отсутствие гибкости

Прочтите также:  Клинический случай: обезглавленная мигрень

Даже малейшие изменения в графике, планах способны вывести аутиста из равновесия, экспромты способны вызвать сильнейшее психологическое напряжение. Для человека с синдромом Аспергера критически важно придерживаться установленных правил, структуры действий и привычной рутины, рабочий процесс должен быть структурирован и высокоорганизован. Нарушение заведенного порядка выбивает его из колеи, вызывает панику и аффективные реакции. Повышенная тактильная чувствительность

Такие люди избегают объятий, похлопываний, прикосновений. Исключением может быть лишь его партнер в отношениях. Также может наблюдаться гиперчувствительность к громким звукам, яркому свету, биркам на одежде и тд.

Вирусы

Научные исследования проводились и в области вирусологии. Таким образом было высказано предположение, что на развитие аутизма могут повлиять токсическая и инфекционная причины.

Вирус простого герпеса, краснухи, мононуклеоза, ветряной оспы, розеолы и цитомегаловируса очень опасны для развивающегося мозга ребенка. Они могут вызвать нестандартный ответ иммунной системы организма на инфицирование, что может повлечь за собой развитие аутизма и других аутоиммунных болезней.

При сниженном иммунитете у новорожденных, проникновение вируса в их организм в значительной степени влияет на нервную систему и головной мозг, вследствие чего возникает аутоиммунная реакция. Говоря простым языком, организм младенца борется сам с собой, поражая при этом собственные здоровые клетки, благодаря чему появляются ранний детский аутизм и умственная отсталость.

Чаще всего вирус проникает в организм ребенка при внутриутробном развитии, при инфицировании беременной женщины. Также возможно заражение грудничка через материнское молоко при грудном вскармливании или слюну. Бывает так, что ребенок подхватывает инфекционное заболевание в яслях.

Более слабые области головного мозга подвергаются удару в первую очередь, а это именно те, которые отвечают за эмоциональное настроение и коммуникативные навыки. К примеру, мозжечковая миндалина способствует регулированию эмоционального фона и несет ответственность за манеру общения, интонацию, а также за зрительный контакт. А как известно основными симптомами аутизма являются отсутствие зрительного контакта, эмоциональная бедность, замкнутость и снижение коммуникативных функций.

Аутичный спекрт – признаки и разница между симптомами

Согласно 10-му пересмотру международной статистической классификации болезней (1993 г) РАС (МКБ-10 – F84) включают:

  1. Атипичный аутизм (F1). Неоднородная диагностическая единица. Пациенты имеют некоторые области менее затронутые (лучшие социальные навыки, способности общения).
  2. Синдром Аспергера (F5) – «социальная дислексия». Разнородный синдром, имеющий особенности, проблемы, качественно отличные от других РАС. Интеллект при синдроме Аспергера находится в стандартном диапазоне. IQ влияет на уровень образования, навыков самообслуживания, но не является гарантированным предиктором независимой взрослой жизни.
  3. Дезинтегративное расстройство (F3). Регресс приобретенных навыков после периода нормального развития (по неизвестной причине).
  4. Первазивные нарушения развития (F8). Качество общения, социального взаимодействия, игры ухудшается. Но ухудшение не соответствует степени диагноза аутизма. Иногда нарушается область воображения.
  5. Синдром Ретта (F2). Генетически обусловленный синдром, сопровождающийся тяжелым неврологическим расстройством, влияющим на соматические, двигательные, психологические функции. Основные симптомы – потеря когнитивных способностей, атаксия (потеря координации движений), нарушение целевых способностей рук. Заболеваемость встречается только у женщин.

Классификация степеней тяжести

Классифицируется несколько степеней тяжести расстройства:

  1. Легкая. Способность общения. Смущение в необычной среде. Легкая форма аутизма у взрослых характеризуется медленными движениями, речью.
  2. Средняя. Впечатление «отключения» человека. В отличие от легкой формы аутизма, признаки средней степени представлены способностью много говорить (особенно о хорошо изученной сфере), но слабо отвечать.
  3. Тяжелая. Приступы паники (вплоть до суицидальных мыслей) при посещении новых мест. Типична замена местоимений.

Люди с аутизмом способны на эмоции и чувства

Людям с РАС очень сложно понять, что чувствуют окружающие, поскольку не умеют считывать эмоции по языку тела, поэтому они не всегда способны дать адекватную обратную связь. Но это не значит, что они не способны на сочувствие и любовь, как люди с психопатией. Большинство аутистов способны поддерживать близкие отношения, в том числе романтические.

Таким людям необходима помощь в развитии здорового сочувствия, то есть постоянно объяснять, что чувствует другой человек и как отреагировать, чтобы никого не обидеть. Если аутист поймет, что другому грустно или больно, он может искренне посочувствовать ему.

Взаимодействие с людьми

Синдром Аспергера у взрослых имеет схожие симптомы с протеканием болезни в детском возрасте. Прежде всего, аспергеры отличаются от обычных людей своим поведением и межличностным общением.

В детском возрасте общение с другими детьми вызывает у аспи большие трудности. Взрослея, эти люди, благодаря своей высокоинтеллектуальности, способны адаптироваться к обществу и стать довольно успешными. Однако странности в их поведении все равно сохраняются.

Для них характерны проблемы с так называемой теорией психического. Люди с таким расстройством не способны расшифровывать социальные знаки, которые обычные люди распознают интуитивно. Речь идет о таких особенностях общения, как выражение лица и жесты, интонация голоса, намеки и ирония.

С другой стороны, таким людям сложно открыться перед собеседником, донести до него свои эмоции. Часто визави неправильно истолковывает их невербальные знаки.

Кроме того, у людей с СА развита «слепота к чужому разуму». Она заключается в невозможности понять чувства и намерения другого человека. В какой-то степени эта особенность способна обернуться против них. Им сложно распознать ложь, правильно оценить действия и слова других людей. Это делает их наивными, из-за чего они часто становятся жертвами мошенников, преступников, ведь привыкли всем верить на слово.

Аспергеры довольно внушаемы. Они с трудом могут распознать, что кто-то пытается манипулировать ими или нанести вред.

Из-за того, что аспергеры сложно распознают чувства других людей, их часто уличают в отсутствии эмпатии – способности к состраданию и сопереживанию. Это становится большой проблемой в социальном плане, поскольку осложняет установление дружеских связей с людьми.

Девушка с синдромом рассказывала, что, когда ей разъяснили некоторые правила общения, ей стало проще контактировать с собеседниками. Ей объяснили, что при встрече со знакомыми людьми нужно здороваться, интересоваться, как у них дела, даже формально, улыбаться или приветственно кивать. Сама же она отметила, что все эти негласные правила общения казались для нее странными и неожиданными.

Прочтите также:  Синдром гийена-барре

Отсутствие интуиции в социальном взаимодействии у аспи может сделать их в глазах людей невоспитанными и хладнокровными. К примеру, они могут недослушать речь собеседника, направленную к ним. Развернуться и уйти. Говорить без умолку о том, что интересует именно их, не давая вставить слово другим участникам разговора. Или не обращая внимания на то, слушают их или нет, интересна ли другим эта тема.

Они могут пригласить вас в гости, а когда вы придете, открыть дверь и бросить вас у порога, уйдя в комнату.

Отдельные люди с синдромом Аспергера демонстрируют состояние под названием прозопагнозия или лицевая слепота. Явление характеризуется сниженной способностью запоминать и распознавать лица людей. Попросту говоря, узнавать знакомых. Как правило, ориентиром в их распознавании служат детали одежды, голос или особенности жестикуляции. Это похоже на то, когда вы находитесь вдалеке от своего знакомого, не различаете черт его лица, но, тем не менее, определяете, кто это, по общему образу.

Люди-аспи могут не узнать даже своих близких родственников или себя на фотографии.

Трудности в теории психического у аспергеров можно охарактеризовать как:

  • неспособность предсказать и объяснить поведение контактирующих с ним людей;
  • невозможность предсказать и понять их эмоции и чувства;
  • сложности в определении чужих намерений;
  • сложности в определении чужой взгляд на вещи;
  • трудности с осознанием неписаных правил общения;
  • невозможность осознать, как их поведение отражается на других людях;
  • не могут отличить правду ото лжи.

Несмотря на схожесть признаков, у каждого аспи они выражены индивидуально, в большей или меньшей степени. Учитывая их высокий интеллект и возможность проявлять хорошо развитые способности в разных областях, они, казалось бы, способны освоить любую профессию. Однако именно проблемы в общении с другими людьми вычеркивают из этого списка большинство высоко коммуникативных профессий.

В то же время, малая способность к установлению интимных межличностных привязанностей не мешает им заводить отношения и семью.

Диагностика

Первая система. Диагностическое и статистическое руководство, представленное американской психиатрической ассоциацией. Сегодня доступна 4-я версия DSM-I. Подробные рекомендации содержат критерии ICD-10, особенно в исследовательской версии, с которой работает большинство европейских врачей.

Вторая система. Сегодня чаще всего используется относительно простая шкала наблюдения CARS. (CARS) Аутизм оценивается в 15 пунктах. Фактическое обследование продолжается около 20-30 минут, общее время (вместе с оценкой) составляет 30-60 минут

Первостепенное внимание уделяется основным и второстепенным клиническим проявлениям.

Аутизм проявляется по-разному у мальчиков и девочек

РАС диагностируется у мальчиков примерно в 4-5 раз чаще.  Однако исследования показали, что даже у тех девочек, у которых диагностирован аутизм, отделы мозга, отвечающие за социальные взаимодействия, поражены намного меньше. Поэтому симптомы у них проявляются иначе и могут не долго не распознаваться. Если мальчики избегают общения, не смотрят в глаза и выстраивают машинки в линию по одному им понятным законам, то девочки могут быть милыми и стараться быть такими, и поставить диагноз можно только с помощью серии диагностических тестов. Они как будто маскируют расстройство, отмечают исследователи. 

Ученые выяснили также, что для проявления РАС у девочки, нужно, чтобы ее организм в два раза сильнее пострадал от генетических нарушений, чем у мальчика. Причина этого феномена пока неизвестна, но возможно, у некоторых девочек работает какой-то защитный фактор.

Сексизм психиатров и «женщины-невидимки»

История диагностики аутизма началась в первой половине XX века, во времена, когда женщины не представляли особого интереса для специалистов.

Эти исследования проводили австрийские психиатры Лео Каннер (1894–1981) и Ганс Аспергер (1906–1980). Каннер, который ввел в широкое употребление термин «ранний детский аутизм», начал свои исследования с изучения поведения восьми мальчиков и трех девочек. Аспергер, в честь которого назвали синдром Аспергера и на чьих трудах во многом основывал свои публикации Каннер, в своей книге «Аутистическая психопатия у детей» (1944) утверждал, что у женщин и вовсе не может быть аутизма.

Кстати, именно названию этой книги мы обязаны тем, что аутизм долгое время считали формой «детской шизофрении», а в постсоветских странах многим аутичным людям, особенно женщинам, ошибочно ставят диагноз шизофрения или шизотипическое расстройство.

Позже Аспергер стал внимательнее присматриваться к девочкам и изменил свою позицию — но было уже поздно. Стереотип прочно закрепился в умах многих специалистов, для которых ранние труды Аспергера стали классикой, и какое-то время в научном сообществе существовал раскол.

В итоге диагностировать стали исключительно тех женщин, чье проявление аутизма совпадает с проявлением аутизма у мужчин. Женская сексуальность долгое время считалась «неправильным вариантом мужской сексуальности» и не становилась предметом широких исследований — так же до конца XX века подавляющее число специалистов считали, что «женская аутичность» должна проявляться так же, как и мужская. Именно поэтому даже у самой известной аутичной женщины из ныне живущих Тэмпл Грандин аутизм проявляется «по мужскому типу».

Женщины-врачи обращали на женскую психику и физиологию больше внимания, чем их коллеги-мужчины. В частности, опираясь на стереотипные представления о том, как должен проявляться аутизм, Лорна Винг провела исследование соотношения аутичных людей разных полов. Она обнаружила, что среди людей с диагнозами «высокофункциональный аутизм» или «синдром Аспергера» мужчин и мальчиков было в 15 раз больше, чем женщин и девочек. Но оказалось, что соотношение аутичных мужчин и женщин с интеллектуальной инвалидностью или серьезными трудностями в обучении составляет примерно 2:1.

Подобное исследование было повторно проведено уже в 2012 году под руководством когнитивного нейробиолога Франчески Хаппе из Королевского колледжа Лондона: ученые сравнили проявление аутичных черт и наличие официальных аутичных диагнозов более чем у 15 000 близнецов. Оказалось, что у мальчиков и девочек одинаковое количество аутичных черт, но для диагностики у девочек должны быть более значительные поведенческие проблемы или интеллектуальная инвалидность (или и то и другое).

Что же это значит?

Как проявляется аутизм у взрослых

Аутизм и РАС проявляются нарушением ряда функций, типичных для здорового взрослого человека: социальных, когнитивных, исполнительных и др.

Социальная картина

Как ведут и проявляют себя взрослые аутисты в социальной сфере:

  • дефицит длительных, конфиденциальных отношений;
  • трудности в понимании, соблюдении социальных правил, неподобающее поведение;
  • проблематичное восприятие перспективы другого человека, чрезмерная жесткость, формальность;
  • навязчивое исчерпывающее исследование социальных отношений, преследование;
  • трудности в принятии критики, сильный уклон к мнению других людей, граничащий с параноидальностью;
  • социальная незрелость;
  • наивное доверие;
  • неспособность адаптировать поведение к меняющимся социальным ситуациям, дефицит социальной интуиции;
  • трудности в оценке влияния собственных действий на других людей;
  • ограниченная, жесткая, механическая способность к эмпатии, несмотря на присутствие чувства сострадания.
Прочтите также:  Ученые выяснили, почему после прививок AstraZeneca и J&

Когнитивная и коммуникационная сфера

Когнитивные проявления аутизма у взрослых:

неравномерное развитие навыков, низкая производительность;
сосредоточение на деталях, ограниченная способность суждения о важности вещи, события;
специфическое мышление, трудности с абстрактным мышлением, необходимость визуализации информации;
понимание частичных шагов, но не целей.

Коммуникативные нарушения:

  • полное отсутствие или нефункциональность речи;
  • возможность нарушения всех речевых сфер, при высокофункциональном расстройстве наиболее очевиден семантико-прагматический дефицит;
  • слабость речевых навыков по сравнению с другими способностями;
  • словарный запас, выражения – выше среднего, слишком формальный;
  • особые, жесткие, иногда странные выражения, неологизмы;
  • трудности с метакоммуникацией;
  • проблемы в понимании правил взаимного общения.

Внутренние проявления включают чувство недостаточного понимания определенной надстройки общения. Они «не читают между строк», несмотря на понимание слов.

Чувствительная сфера

Чувствительные признаки у взрослого аутиста:

  • гиперчувствительность к сенсорным раздражителям;
  • гиперакузия у 18% аутичных людей против 8% в общей популяции;
  • мизофония – неприязнь к определенным типам звуков;
  • фонофобия – повышенная чувствительность к звукам;
  • трудности в отделении существенного восприятия от незначительных, легких отвлекающих факторов от окружающих раздражителей, «перенасыщение» стимулами с последующей паникой;
  • увлечение определенными сенсорными ощущениями, самостимуляция сенсорной активности;
  • прозопоагнозия – проблемы с распознаванием лиц.

Эмоциональность:

  • гиперчувствительность или, наоборот, не дифференцированная сглаженная эмоциональность, признаком аутизма у взрослых женщин бывает слезливость;
  • низкая толерантность к фрустрации, эмоциональная лабильность, капризность, сильные аффективные негативные состояния, склонность к депрессии, частый признак аутизма у взрослых мужчин – импульсивность;
  • ограниченная способность к самоанализу;
  • тревога, нервозность.

Расстройство функций и воображения

Нарушение исполнительных функций, воображения:

предпочтение рутины: трудности при путешествии, изменениях маршрута, ежедневного расписания, появлении новых планов;
ригидное поведение при внезапных изменениях;
сложности с прерыванием деятельности, чрезмерная концентрация на определенном стимуле (гиперфокус);
нарушения функций внимания: монотропное внимание, быстрые изменения от одного стимула к другому;
время и планирование: беспокойство во время ожидания, изменения графика, переходов деятельности;
необходимость предсказуемости (визуализированные инструкции);
проблемы с использованием неструктурированного времени;
уменьшение беспокойства, замешательства посредством ритуалов, компульсий;
стереотипы движения: помогают справиться с перенасыщением сенсорными стимулами, гиперчувствительностью, улучшают мышление.

Моторные навыки:

  • трудности в деятельности, требующей мелкой моторики, дискоординация при сложных движениях;
  • сложности при планировании движений, их последовательности, точности.

На пути к видимости

XXI век — это век интернета. Поэтому многие женщины, всю жизнь чувствующие себя инопланетянками и пытающиеся найти этому объяснение, смогли с легкостью изучать классификации болезней. Такие женщины обнаружили, что подходят под критерии диагностики аутизма по МКБ и DSM — хотя стереотипные привычные для аутичных мужчин черты проявлялись у них слабо (поэтому врачи могли упускать их диагноз).

Многие из них позже стали авторами книг и статей об аутизме у женщин, начали вести блоги и принимать активное участие в развитии аутичного сообщества. Другие же стали распространять информацию об аутизме на феминистских ресурсах или участвовать в исследованиях, тем самым еще больше повышая видимость аутичных женщин.

Кроме этого, повысилась эффективность ранней диагностики аутизма, и в западных странах представители среднего класса стали всё чаще диагностировать своих детей. Традиционно с детьми больше занимаются матери: обычно они водят детей к врачам, а позже изучают аутичную тематику. И либо в процессе диагностики ребенка, либо в процессе изучения диагноза многие женщины узнают, что и сами являются аутичными и проходят полноценный процесс диагностики. Этот феномен уже стал предметом внимания исследователей и журналистов. Такая тенденция наблюдается даже в постсоветских странах, несмотря на низкий уровень диагностики аутизма (просто потому, что у аутичных родителей гораздо чаще рождаются аутичные дети.

Аутизм не является следствием «плохого воспитания»

Точные причины развития этого расстройства до сих пор неизвестны. Нарушения в развитии, которые можно отнести к РАС, могут быть ассоциированы с самыми разнообразными факторами — начиная с генетических и заканчивая определенным состоянием микробиома. Ученые из Великобритании и Дании выяснили, что аутичные дети в период своего внутриутробного развития подвергались воздействию повышенного уровня стероидных гормонов — тестостерона, прогестерона, кортизола. В частности, это может объяснить, почему РАС больше распространено среди мальчиков.

Однако доподлинно известно, что аутизм — это не результат «плохого воспитания». Этот общественный миф на долгие годы укоренился даже в медицинской среде, испортив жизнь многим семьям, особенно матерям. Теория о том, что нехватка внимания и заботы может спровоцировать развитие аутизма у ребенка, в научной среде сегодня считается несостоятельной. Другое дело, что роль родителей в воспитании и реабилитации таких детей огромна.

Подводя итоги

В заключение хочется подвести черту и сказать, что люди с синдромом Аспергера, как никто другой, способны удивить вас. В них сочетаются разные полюса, положительные и отрицательные, социального существования.

К сильным чертам аспергеров следует относить:

  • одаренность в определенной области;
  • детализированный анализ;
  • независимость от мнения окружающих;
  • логика мышления;
  • энциклопедические знания в интересующей области;
  • высокий уровень интеллекта;
  • красноречие;
  • говорят, то, что думают, без тени лукавства;
  • честность.

Проблемные стороны проявляются в непонимании неписаных правил межличностного взаимодействия и неспособности оценивать чувства собеседника, сопереживать и поддерживать его. Им сложно выделить главное из общего и трудно обобщать понятия, чтобы увидеть полную картину. Образное мышление у них отсутствует, поэтому все сказанное такие люди понимают буквально.

У них обостряется чувственное восприятие мира. Стрессам они подвержены больше, чем другие люди. У аспергеров затруднено планирование отсроченных целей, а чрезмерная прямолинейность и честность порой переходят границы.

Жизнь с синдромом Аспергера становится для его обладателей особым испытанием. Определенные трудности, сопровождающие человека-аспи, могут разобщить его личностную целостность и выстроить преграды на пути к его нормальному существованию.

Но, с того момента, как человек начнет сотрудничать со своим расстройством, примет его со всеми нюансами, для него откроется возможность жить и функционировать в обществе без явных осечек и перестать страдать от своего «особенного» статуса.

Оцените статью